В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Иван Грачев: Это замечательно и полностью соответствует нашим программным установкам Назад
Иван Грачев: Это замечательно и полностью соответствует нашим программным установкам
Иван Дмитриевич, премьер-министр Фрадков одобрил идею расходования свыше 400 млрд. рублей из Стабфонда на поддержку отечественной экономики и снижение налоговой нагрузки. То есть, в ближайшее время МЭРТ, Минфин, Минобрнауки и Минпромэнерго должны разработать конкретные предложения с расчетами. Ориентировочно можно говорить о том, что НДС будет снижен до 13%, деньги будут направлены на развитие ипотеки, на поддержку экспорта промышленной продукции, а так же на инновационные проекты, в том числе, на технико-внедренческие зоны. Полезно ли для экономики такое расходование Стабфонда, либо же это вызовет больше проблем, чем пользы?

Моя точка зрения заключается в том, что снижение налогов всегда полезно, пока они чрезмерны. Я думаю, что в России они раза в два больше, чем нужно для страны, которая выбирается из ямы. И один из самых плохих налогов для незаконопослушных стран - это НДС. Он обязательно работает либо на сворачивание производства, либо на инфляцию. Это показывают расчеты - НДС очень вредный налог. Поэтому, если эта заявка на существенное снижение налога на добавленную стоимость действительно будет реализована - это замечательно, и полностью соответствует нашим программным установкам. Далее, на любые инновационные проекты, в частности, расходование денег на, зоны - это неудачное название, на точки, где действительно может быть инновационная продукция, инновационный бизнес. Я думаю, что это очень правильно, если специально, целенаправленно расходовать эти деньги на создание хай-тек бизнеса в Новосибирске, Зеленограде, еще в каких-то местах, то, без сомнения, это полезно при любом воровстве. Я полагаю, что, если, действительно, эти заявки будут реализованы на практике, то это будут первые полезные вещи, которые правительство сделает за много лет. Я не очень на это надеюсь, потому что рассказов всегда было много, а на самом деле, до сих пор все заявки сводились к тому, что отнимали льготы, отнимали еще чего-нибудь, и средняя налоговая нагрузка росла.

А нет опасности, что, поскольку обосновать можно все, что угодно, эти 400 млрд. будут просто распилены?

Есть две вещи. Первое - трудно украсть деньги, которые пошли на снижение налогов. Не все они будут полезно использованы, но, несомненно, эта мера полезная, значимая, которая может стимулировать рост. Второе - это поиск целевых проектов. С моей точки зрения, эта тема пока абсолютно несодержательна в правительственных заявлениях. Потому что поиск целевых проектов начинается с четкого, ясного определения локомотивных отраслей, надо четко определить, где мы еще можем быть конкурентоспособными в мире, где мы можем доминировать на глобальных рынках. Таких отраслей не может быть много, две, три, максимум - четыре. Если это определение не сделано, то рассказы о том, что мы сейчас целевым образом чего-нибудь профинансируем, построены на пустом месте. Как правило, ничего разумного профинансировать в такой ситуации невозможно.

И еще одна важная вещь - надо тогда четко и ясно определяться с отношением к собственности. Если мы говорим, что мы начали дальше определяться, строить стратегию, то тогда надо четко определиться, что государство делает с казенными предприятиями, могут быть разные мнения. Но, с моей точки зрения, раздавать инфраструктуру никакой нужды пока нет. Если это не определено, значит, что государственные вложения - вложения неизвестно во что. И тогда серьезный бизнес в страну, где нет ясности - что государство оставит себе, а что оно потом начнет забирать обратно, не будет серьезно вкладываться.

Но можно заметить, что последние несколько лет российский бизнес развивается крайне слабо, зато иностранный бизнес в России очень активно продвигает свои проекты. Можно привести пример того же Макдоналдса, который в ближайшее время собирается открывать еще 24 ресторана.

Стратегия иностранного бизнеса до предела проста - куда они вкладывают? Есть вещи, которые страна, имеющая нефтедоллары, железно будет потреблять. Это лекарства, питание, без этого страна не будет жить. Следовательно, захватывать предприятия, которые дают питание, производят питание, торгуют питанием сам Бог велел. Это очевидная стратегия. Стратегия крупных сырьевых компаний тоже очевидна - они всеми силами пытаются залезть в наши сырьевые отрасли. Развалится страна, или не развалится страна, а сырьевые отрасли останутся, мир будет их использовать, есть абсолютная уверенность, что они останутся с прибылью в этих проектах. Отношение к собственности, может быть, их меньше волнует в этой части, потому что отобрать у иностранцев собственность не рискнет никакой тоталитарный режим, вероятность этого очень низка. Поэтому ничего удивительного в этой части иностранных инвестиций в Россию нет. А то, что российский бизнес сворачивается и уходит - перспектив не видит, не видит определенности в отношениях с собственностью, не видит стратегии. Видит неразумную политику, потому что ясно, что если вы держите вилку между инфляцией и курсом мировых валют, то это обязательно приведет к утечке капитала, независимо от других факторов. Страна будет тратить деньги на поддержание этого равновесия, существенная часть этих трат будет связана с утечкой капитала. По-моему, это очевидные вещи.

То есть, получается, что из-за позиции властей мы уступаем перспективные рынки?

Я думаю, что вложения в российскую ипотеку, в российское питание - это штука не опасная. Потому что надежда, что здесь мы будем создавать всю добавленную стоимость, что достигнем с этим доминирования на глобальных рынках, ни на чем не основана. Я думаю, что продовольственная безопасность - надуманная штука, мы не лучшая страна для сельского хозяйства, мы не будем наиболее дешево производить сельскохозяйственную продукцию. Надо спокойно к этому относиться, кооперироваться с кем угодно в этой части, если иностранцы войдут в эту сферу - это замечательно. Плохо, когда забирают отрасли, которые уже должны на глобальных рынках давать нам в будущем основные доходы. Например, мы видим Айрбас, они сделали проект всего за 10 млрд. долларов, как выясняется, да, это правильный проект. Теперь они стремятся стать монополистами при поддержке государств. Они же не режут, как мы РАО ЕЭС. Это правильная стратегия, которой нет в нашей стране. Мы пока не определили проекта, не определили отрасль. Здесь просто слова. Нужно начинать определение отраслей, планирование и так далее.

1 января 2005

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=55093

Док. 336374
Перв. публик.: 12.02.05
Последн. ред.: 12.07.07
Число обращений: 230

  • Грачев Иван Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``