В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Год конкретных дел. Назад
Год конкретных дел.
Беседа с депутатом Государственной Думы РФ по 53-му Кавминводскому одномандатному избирательному округу, председателем Комитета по энергетике, транспорту и связи Владимиром Семеновичем Катренко об итогах 2002 года.

- Владимир Семенович, депутаты Госдумы России в шутку провозгласили минувший год Годом Комитета по энергетике, транспорту и связи. Говорят, что возглавляемый Вами комитет побил все рекорды деловой продуктивной активности. Так ли это?

- В этой шутке есть доля истины. Наш Комитет называют "беспокойным": сами много работаем и "загружаем" работой и Госдуму, и Правительство России. В 2002 году Комитет подготовил и рассмотрел 35 законопроектов, а также изменений и дополнений к ним. Мы инициировали проведение ряда парламентских слушаний по актуальным проблемам базовых отраслей экономики. Удалось организовать проведение Всероссийского энергетического форума в Кремле. Совместно с межфракционным объединением депутатов "Энергия России" прорабатывались вопросы регулирования недропользования, налоговой, ценовой, структурной, инвестиционной политики. К участию в своих заседаниях Комитет привлекал руководителей крупнейших компаний, различных, в том числе и силовых, ведомств, а так же ведущих ученых страны.

С удовлетворением должен отметить, что нами достигнуто полное взаимопонимание с президентом, а Правительство вынуждено прислушиваться к нашему мнению. В частности, мы неоднократно направляли Президенту предложения о соответствии должности ряда министров. И надо сказать - рекомендации наши учитываются. По некоторым персоналиям решения приняты. Кое-кто из министров уже лишился своего портфеля. Но вопросов к нынедействующим членам Правительства Российской Федерации остается еще много.

- Федеральный бюджет называют "главным Законом года". При его формировании кем Вы больше ощущаете себя: государственным деятелем или региональным представителем?

- Это неотделимые вещи для любого депутата. Формирование бюджета сопряжено с двойной ответственностью: с одной стороны, в ходе бюджетных баталий стремишься отстоять конкретные интересы своего региона, с другой - чувствуешь необычайную ответственность за выверенность финансово-экономической стратегии развития страны на год. Но, положа руку на сердце, могу признаться, решение проблем края для меня все же стоит на первом месте. Это оправдано и с государственной точки зрения. Юг России в целом, и Ставропольский край в частности, обладает высочайшим экономическим потенциалом. Все вложения, направленные на развитие региона, окупятся сторицей. Невнимание же к нашему благодатному, но во многих отношениях сложному многонациональному краю может "аукнуться" головной болью для всей страны.

- Про Вас говорят, что Вы, как хороший хозяин, все в дом тащите - никому из ставропольских депутатов не удавалось "завести" в регион столько инвестиций, сколько Вам. Да и федеральный бюджет, как никогда прежде, в этом году повернут лицом к региону, в первую очередь, благодаря Вам.

- Льстят. Разве кто-то может упрекнуть нашего губернатора в том, что он не прилагает усилий по привлечению средств в край и в том, что эти усилия не приносят своих плодов? Формирование бюджета - колоссальный коллегиальный труд. Мне оказывали неоценимую помощь мои коллеги-депутаты Госдумы РФ от Ставропольского края, сотрудники представительства Президента РФ в Южном федеральном округе, руководители администрации Ставрополья. В моем кабинете регулярно проводились встречи с земляками из правительства края, руководством краевой Думы, главами администраций района Кавказских Минеральных Вод. Вместе рассматривали потребности в бюджетных средствах для производственных и социальных объектов на территории края и КМВ, определяли приоритетность их распределения. И эта деятельность принесла свои положительные плоды.

- Что Ставрополье получит из центра в предстоящем году?

- В целом объем финансирования Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) на 2003 год по объектам Ставропольского края и району Кавминвод по сравнению с 1999 годом - началом деятельности депутатского корпуса Госдумы РФ третьего созыва - как я и обещал избирателям тогда, - вырос в 10 раз: с 27 миллионов рублей до 279 миллионов. Каждый второй рубль из этих денег идет на КМВ. При этом количество финансируемых объектов увеличилось в 5 раз.

Будет финансироваться программа "Возрождение, строительство, реконструкция и реставрация исторических малых и средних городов России в условиях экономической реформы", разделы "Здравоохранение", "Образование", "Культура", "Коммунальное хозяйство", "Газовая промышленность", "Воздушный транспорт", "Водное хозяйство и охрана окружающей среды".

Особо хочу подчеркнуть, что в этом году получены средства на реставрацию многих исторических памятников региона Кавказских Минеральных Вод, которые десятилетиями были обделены вниманием.

Осенью прошлого года Правительство России приняло также решение о выделении субвенций в размере 386,2 миллионов рублей на строительство сельских и поселковых автодорог Ставрополья. Помимо этого выделено 500 миллионов рублей на завершение сооружения объездной трассы в пос. Иноземцево.

Очень хочется верить, что темп, набранный нами за последние три года по привлечению средств в регион, будет сохранен и в дальнейшем.

Важно отметить, что помимо средств федерального бюджета, удалось подтянуть средства из дополнительных источников. В том числе и за счет программ развития инфраструктуры естественных монополий. К примеру, РАО ЕЭС финансирует строительство подстанции 33/110 "Машук" в пос. Иноземцево для энергоснабжения г. Железноводска. За счет инвестиций МПС в г. Минеральные Воды построена центральная больница No 5, будет продолжено строительство спортивного комплекса. Рекультивация Лермонтовского хвостохранилища проводится за счет Министерства РФ по атомной энергии. А все это сотни миллионов рублей.

Краевые власти также удалось убедить в первостепенной важности поддержки нашего уникального курортного региона. В этом году в краевом бюджете на развитие Кавминвод заложены значительные средства. В частности, строительство объектов водоснабжения станиц Незлобной и Лысогорской полностью финансируется краем.

- Празднование 200-летнего юбилея КМВ приобрело поистине всероссийский масштаб. Не ограничится ли оно концертами и фейерверками?

- Ни в коем случае. Прежде всего, юбилей - серьезное основание привлечь внимание, в том числе и российского правительства к застарелым проблемам наших курортов. Именно этим поводом воспользовались губернатор и депутаты-земляки, направив соответствующие письма в адрес Правительства РФ. Реакция, впрочем, мгновенной не была. Нам потребовалось приложить немало усилий, в результате которых на свет появился, можно сказать, беспрецедентный Указ Президента "О 200-летии основания курортного региона Российской Федерации Кавказские Минеральные Воды", а затем и Распоряжение российского Правительства.

Согласно плану мероприятий по подготовке и проведению в 2003 году 200-летия основания курортного региона Российской Федерации Кавказские Минеральные Воды, утвержденному Председателем Правительства РФ М. Касьяновым, из краевого и местных бюджетов, в частности, выделяется 10 миллионов рублей на цели реконструкции и благоустройства зон отдыха, создания межпарковых зон городов курортного региона КМВ, средства на реставрацию уникальных памятников архитектуры.

Большим подарком к юбилею региона станет и строительство детской поликлиники в г. Георгиевске, школы на улице Нежнова в Пятигорске. Мы получили определенную поддержку в решении вечной проблемы населенных пунктов Кавказских Минеральных Вод - проблемы водоснабжения. К примеру, на возведение объектов водоснабжения станиц Незлобной и Лысогорской в Георгиевском районе выделяется 4 миллионов рублей, 3,5 миллионов рублей - на строительство второй очереди Нижнебалковского водовода и 3,5 миллионов рублей - на сторительство объектов водоснабжения в пос. Левокумка Минераловодского района. И все же юбилей есть юбилей. Запланировано и будет финансироваться множество праздничных мероприятий - это и различные, в том числе и всероссийские, конкурсы и фестивали, парады и концерты. Пройдет международный фестиваль воздушных шаров. Уверен, что получится грандиозное зрелище, которое запомнится и жителям КМВ и гостям.

- Владимир Семенович, сейчас Ваш комитет занимается законопроектами о реформировании таких отраслей экономики, как электроэнергетика, железнодорожный транспорт, связь. Для рядового избирателя слово "реформа" - ругательное...

- Не принижайте интеллект избирателя. Необходимость проведения реформ в естественных монополиях осознают все. Другое дело, что кто-то может опасаться, что под красивым термином скрывается очередная авантюра общероссийского масштаба. Но это уже вопрос доверия. Доверия к власти. На текущий момент президентская команда не дает повода усомниться в том, что на самом деле взят курс на гармонизацию жизни россиян, повышение их благосостояния.

Сегодня "время перемен" для России подошло к концу. Далее бесповоротно - легальность, стабилизация и развитие экономики. В нынешних условиях при несовершенстве законодательной базы наши основополагающие отрасли - электроэнергетика, железнодорожный транспорт и связь - обречены на медленное, но верное разрушение. Помните старый анекдот:

"В 1927 году крестянин в скобяной лавке ругается: "Вот сволочи! Гвоздей и тех нет!". Его забрали в НКВД, там спрашивают:

- Кого ругал? Кто сволочи?

- Да царские министры! На каких-то 10 лет не могли страну гвоздями обеспечить!"

Так и с нашими монополиями. Основные фонды, сформированные еще в советские времена, безнадежно изношены. А вложений в развитие этих отраслей экономики при нынешней законодательной базе ждать не приходится. Реформы нужны. Но чрезвычайно важно, это мое твердое убеждение, не допустить, чтобы реформы превратились в безудержное повышение тарифов для населения и предприятий и дальнейшую раздачу государственной собственности.

- Однако бытует мнение, что, к примеру, чубайсовская реструктуризация РАО ЕЭС по сути своей антинародна. Тем не менее, законы о реформе все же принимаются?

- Почему вы считаете, что предстоящая реформа РАО ЕЭС - "чубайсовская"? Над этими законопроектами работало огромное количество специалистов, ученых, экспертов. В результате в нынешней редакции от "чубайсовского" текста почти ничего не осталось. Общеизвестно, что становление будущего не только РАО ЕЭС, но и других естественных монополий проходит в острой политической и экономической борьбе различных кругов. Но здесь на страже интересов рядовых граждан - и президентская команда и мы, депутаты.

В частности, мы не допустим безответственного раздробления производственных комплексов.

- Принятие новых законов и поправок к действующим законодательным актам проходит так долго и трудно, что возникает вопрос: а стоит ли копья ломать? Жили же как-то без них?

- Вот именно, "как-то" и жили - плохо. Один лишь свежий пример. Буквально в начале этого, 2003 года, уже после принятия 19 декабря 2002 года Госдумой РФ дополнений в ст. 2 Федерального закона о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию, в ряде субъектов Российской Федерации региональными энергетическими комиссиями тарифы на электроэнергию и газ были подняты где на 30, а где и на 50%. А ведь ФЭК назвал предельной планкой повышения 14% - на электроэнергию и 20% - на газ. С учетом этой цифры и принимались бюджеты 2003 года. Федеральный бюджет не "пострадал": Федеральная энергетическая комиссия оправдывается тем, что в целом по России 14% барьер не перешагнули. То есть в некоторых субъектах Федерации действительно произошел скачок тарифов, а где-то оставлен прежний уровень.

Но кого интересует "средняя температура больных в больнице"?!

Я вижу своими глазами во время многочисленных поездок по Южному федеральному округу буквально шокированных неожиданным повышением людей - от рядовых граждан до чиновников исполнительных властей и руководителей предприятий.

- Но ведь "январское" повышение цен стало недоброй традицией, что же здесь неожиданного?

- В упомянутых мной дополнениях в закон о тарифах четко прописано, что Правительство утверждает предельное повышение тарифов на весь год к первому чтению закона о федеральном бюджете. Ко времени же принятия региональных бюджетов изменение тарифов, предложенные РЭКами должны быть "утрясены" во всех инстанциях.

То есть, не позже декабря все будут четко знать, сколько денег в предстоящем году им нужно готовить для оплаты электроэнергии и газа. Тогда, естественно отпадет вопрос неплатежей, возникающих в связи с неожиданным повышением тарифов. Таким образом, в частности, не придется "перекраивать" местные бюджеты, которые чутко реагируют на все изменения стоимость услуг топливно-энергетического комплекса.

- Местные бюджеты к Новому году приняты везде с учетом повышения тарифов "заявленного" ФЭКом По какому же праву региональные энергетические комиссии утвердили большее повышение?

- Проблема в том, что изменения в закон, о котором мы говорим, вступили в силу после опубликования по окончании прохождения всех инстанций 13 января 2003 года. Региональные энергетические комиссии поспешили воспользоваться временной вилкой в месяц с небольшим - с момента принятия документа Госдумой до вступления его в силу. Естественно, что каждый край или область обосновывает такое решение вескими причинами. Но людям с того не легче.

Именно поэтому, мы, депутаты Госдумы категорически потребовали, чтобы Правительство РФ приняло соответствующие директивы о недопустимости превышения региональными энергетическими комиссиями предельного повышения тарифов, о том, чтобы обязать РЭКи срочно установить тарифы в строгом соответствии с федеральным законодательством: повышение тарифов не более чем на 14% - на электроэнергию, на 20% - газ и на 12% - услуги МПС.

Если федеральные и региональные власти дорожат народным доверием, они обязаны держать принятые обязательства, как бы проблематично это ни было. Предельную "тарифную планку" не выдумали депутаты. Максимальное повышение тарифов обсуждалось и было согласовано на всех уровнях к сентябрю 2002 года. Никаких непредвиденных обстоятельств не возникало.

Так что как бы ни было повышение жизненно необходимо для поддержки региональной энергетической и газовой отрасли, местные власти не имеют на это ни законного, ни морального права.

Но это последняя подобного рода "инициатива" местных властей - отныне "тарифному беспределу" пришел конец.

- С тарифами понятно, а зачем вообще нужны законы о реформе того же РАО ЕЭС?

- Реформа РАО ЕЭС - неизбежнось. И по сути, она уже идет, но кажем так, вне рамок правового оля. Законы нужны для того, чтобы создать конкурентоспособный рынок электроэнергетики, не потеряв при этом госуправляемости. На сегодняшний момент основные положения законопроектов о реформировании электроэнергетики таковы: субъекты Федерации смогут участвовать в формировании тарифной политики.

Доля государства будет более 75% в системном операторе и в Федеральной сетевой компании. То есть государство оставляет за собой право регулировать тарифы на электроэнергию и сдерживать их.

В законопроекте прямо прописан запрет веерных отключений. Представители государства в управляющих органах системных администраторов смогут отменить любые решения, связанные с резким увеличением тарифов. А для того, чтобы реформы не легли тяжким бременем на плечи граждан, решено не проводить их одномоментно, а продлить переходный период, в течение которого должны формироваться рыночные механизмы. Кстати, я с самого начала занимал в этом вопросе такую позицию: реформа электроэнергетики безусловно нужна, но спешка в ее проведении недопустима.

Откорректированные законы в значительной степени позволят проконтролировать ход реформирования РАО "ЕЭС" и дадут возможность государству управлять процессами и после завершения реформы.

- Владимир Семенович, какими видятся итоги предстоящей реформы?

- В результате реформ появится конкуренция между генерирующими компаниями, то есть, между теми, кто производит электроэнергию. А значит, что у потребителя будет выбор. Естественно, энергию будут покупать у того, кто производит более дешевую продукцию.

Как следствие, в результате конкурентной борьбы неизбежно последует снижение издержек, себестоимости энергии.

Таким образом, повышается инвестиционная привлекательность электроэнергетики в целом, и инвесторы будут с большим желанием вкладывать средства в генерацию, чтобы заработать.

Это позволит решить проблему восстановления изношенных основных фондов. Соответственно неизбежно снижение тарифов.

Аналогичная ситуация и в МПС. Реструктуризация в этой отрасли - жизненная необходимость.

Для самой отрасли реформа - это, прежде всего, способ получения необходимых средств для развития. В условиях нынешней системы управления железными дорогами они сократились втрое за последние десять лет.

При этом износ основных фондов в отрасли увеличился с 36 до 55%, а ее задолженность перед государством достигла более 40 миллиардов рублей.

- Кстати об МПС. Государственная Дума разработала ряд рекомендаций Правительству о законодательном обеспечении реформирования железнодорожного транспорта. В чем их суть?

- Мы рекомендовали пересмотреть положения законопроектов о землях федеральных путей сообщения, противоречащие нормам Земельного и Гражданского кодексов Российской Федерации. Кроме того, мы заявили, что необходимо сохранить нормы действующего Транспортного устава железных дорог, определяющие права и обязанности грузоотправителей, грузополучателей и самих железных дорог. Наделение владельцев инфраструктуры и перевозчиков контролирующими и фискальными функциями, которое предлагалось в первой редакции, делает невозможным равенство участников перевозочного процесса.

По настоянию нашего Комитета решено конкретизировать принципы включения имущества предприятий железнодорожного транспорта в открытое акционерное общество "Российские железные дороги".

Недопустима приватизация земли под железными дорогами, локомотивных и вагонных-ремонтных депо - то есть базы, созданной огромным трудом всех предыдущих поколений. Необходимо исключить возможность появления новых монополистов.

Однако конкуренция на рынке услуг, предоставляемых перевозчиками, будет стимулировать развитие отрасли.

И здесь считаю существенным закрепить в законопроектах принципы формирования и утверждения предельных тарифов на услуги организаций железнодорожного транспорта.

Стихийное формирование этих тарифов, которое больно бьет по карману рядового россиянина, совершенно недопустимо.

Особое значение имеет сохранение и развитие социальной инфраструктуры отрасли, определяющей условия жизни во многих населенных пунктах страны, где зачастую железнодорожные предприятия являются градообразующими.

Недаром Правительству РФ было настоятельно рекомендовано с участием органов власти субъектов Федерации рассмотреть сроки, объемы предусмотренных Программой реформирования мероприятий по передаче школ, дошкольных учреждений и учреждений здравоохранения, объектов жилищно-коммунального хозяйства железнодорожного транспорта в ведение субъектов Федерации и муниципальных образований, подкрепив их реальными источниками финансирования.

- Обсуждение законопроектов о реформе МПС проходило чрезвычайно сложно. В связи с чем?

- В этой отрасли, как и в энергетике, сталкиваются интересы различных структур. Для того, чтобы все они были учтены, после принятия законопроектов в первом чтении 26 июня 2002 года была создана межфракционная рабочая группа. В нее, помимо депутатов, вошли представители разных ведомств, в том числе и силовых, а также крупнейшие пользователи железнодорожного транспорта - "Русский алюминий", Международный союз металлургов, Национальная ассоциация транспортников и др.

Группе понадобилось рассмотреть 1670 поступивших поправок. Из них 639 Комитетом Госдумы по энергетике, транспорту и связи рекомендовано к принятию.

На этапе согласования позиций претензии звучали едва ли не со всех сторон. Коммунисты и аграрии настаивали на том, что государство должно сохранить 100% контроль над железнодорожной инфраструктурой. Правые фракции высказывали диаметрально противоположное мнение. В МПС подчеркивали, что госимущество передается во вновь создаваемое ОАО "Российские железные дороги" с обременением, то есть распоряжаться им полностью по своему усмотрению руководствот новой компании не сможет, тем более что 100% ее капитала будут принадлежать государству.

Губернаторы опасались, не изменятся ли в результате реформы налоговые потоки от железных дорог. В этой связи глава МПС Геннадий Фадеев специально объявил, что "первый заработанный рубль в новой компании будет направлен на налоги".

Наконец, крупные перевозчики были недовольны тем, что в законопроектах первоначально отсутствовало понятие "независимые компании-операторы", хотя одной из главных целей реформы и было создание конкурентов монополисту МПС с целью снижения тарифов на перевозки.

Все эти споры были так или иначе улажены ко второму чтению и окончательно преодолены к заключительному этапу работы.

- Федеральные законы о связи тоже претерпевают значительные изменения. Почему?

- Рамки действующего законодательства в области связи стали ограничивать возможности дальнейшего развития отрасли. За примерами далеко ходить не надо.

Все знают, что большинство наших сельских школ, даже оборудованных компьютерными классами, не имеют доступа в Интернет из-за отсутствия качественной связи. А для кое-каких населенных пунктов даже обычный телефон - предел желаний.

В России более 53000 не телефонизированных населенных пунктов. Их жители не имеют возможности даже "неотложку" вызвать при необходимости. Проводить туда связь экономически не выгодно: реальные затраты, при действующем законодательстве, предприятию связи не возместит никто.

Необходимость разработки современного базового закона о связи очевидна. 29 ноября 2002года Госдума приняла в первом чтении законопроект "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О связи". Этот закон поможет развитию телефонизации, в том числе и сельских населенных пунктов.

В этом законопроекте появилось новое понятие - "универсальная услуга связи". Речь идет о том, что в труднодоступных населенных пунктах, где прокладка телефонного кабеля требует громадных средств, будут организованы пункты мобильной телефонной связи. Каждый житель сможет бесплатно вызвать "скорую помощь", связаться с другими оперативными службами, то есть получить так называемый "гарантированный минимум услуг связи". Организации, предоставляющие такие услуги, получат налоговые послабления.

- Рядовых граждан прежде всего волнует вопрос - а не заставят ли нас платить за услуги связи повременно? Многих это пугает.

- Согласно законопроекту, оплата услуг связи абонентом осуществляется на договорной основе. Мы предложили ко второму чтению четко указать: абонент может выбирать удобную для себя форму оплаты услуг телефонной связи - повременную или абонентскую.

- Ваш комитет в 2002 году выступал инициатором парламентских слушаний по ключевым вопросам развития базовых отраслей экономики. Для чего они нужны?

- Это целесообразная и продуктивная форма обсуждения актуальных проблем, в которой под эгидой Госдумы участвуют все заинтересованные стороны. На парламентских слушаниях выступали ученые, аналитики, депутаты, представители крупнейших компаний ТЭК, руководители министерств и ведомств. Наши рекомендации во многом определяют и приоритеты будущего законодательного процесса, и важнейшие нормы и положения принимаемых законов. К примеру, в феврале 2002 года прошли парламентские слушания "Концепция развития рынка газа в РФ".

Эта тема для нашей страны весьма актуальна, поскольку последние годы добыча газа неуклонно падала. В 2001 году "Газпром" добыл 511,9 миддиардов кубометров газа - на 2,1% меньше, чем в 2000 году. Заинтересованные стороны, в том числе Минэнерго, Федеральная энергетическая комиссия, "Газпром", нефтяные компании подготовили свои предложения по либерализации газового рынка.

Хочу отметить, что для его полноценного функционирования, по мнению нашего Комитета, должны быть созданы основные структурные предпосылки и соответствующие рыночные институты. Поспешные шаги могут привести к резкому росту цены и падению добычи газа. Газовый рынок не панацея и не самоцель. Он должен способствовать формированию реальной конкурентной среды с доступом независимых производителей как к экспорту, так и к внутреннему рынку, и в конечном итоге служить интересам отечественной экономики. Об этом шел разговор на парламентских слушаниях. В нем приняли участие все заинтересованные стороны: представители Минэкономразвития и Федеральной энергетической комиссии (ФЭК), ОАО "Газпром" и МГК "ИТЕРА", Министерств по антимонопольной политике (МАП) и природных ресурсов (МПР), ФПГ "Интерхимпром" и Тюменской нефтяной компании, другие участники рынка газа, а также депутаты Госдумы - члены Комитета по энергетике, транспорту и связи.

- Владимир Семенович, Вы инициировал проведение в конце 2002 года в Кремле Всероссийского энергетического форума "ТЭК России в ХХI веке. Актуальные вопросы и стратегические ориентиры". Более того, Вы председательствовали на этом представительном собрании. Какие сделаны выводы?

- Выводы очевидны: на состояние ТЭКа негативно влияют колоссальный износ производственных фондов, нет стимулов для серьезных инвестиций, замедляются темпы прироста сырьевой базы - попросту говоря, не вводятся в строй новые месторождения, нарушена структура топливно-энергетического баланса (гораздо удобнее сжигать в топках газ, нежели наращивать добычу угля и производство других энергоносителей), неоправданно завышена энергоемкость экономики.

Мы должны решить двойную задачу: с одной стороны, добиться роста производства энергоресурсов, а с другой - существенно повысить эффективность их использования.

Позицию Правительства РФ по названным проблемам представил на форуме первый вице-премьер В. Христенко. Одной из наиболее острых стала тема реформирования электроэнергетики. Полярные точки зрения высказали на сей счет советник Президента РФ А. Илларионов и председатель правления РАО ЕЭС А.Чубайс.

Говорили и о путях дальнейшего развития нефтяной и газовой отраслей, предприятий угледобывающей и атомной промышленности, о проблемах энергетического развития регионов. С трибуны Кремлевского дворца выступали руководители "Газпрома", Тюменской нефтяной компании, Росэнергоатома, Росуглепрома и других крупнейших энергетических компаний, губернаторы, ученые.

В целом итогами дискуссий я остался доволен. Материалы, полученные на форуме, позволят смелее приступать к созданию энергетического кодекса, о котором говорим много лет. Пора собрать все ныне отрывочные нормы в единый свод, что внесет стабильность, надежность и динамичность в развитие как ТЭКа, так и всей экономики.

- Чем занималось в прошедшем году возглавляемое Вами Межфракционное депутатское объединение "Энергия России"?

- Консолидированный характер этого объединения и его потенциал (сегодня в составе МДО "Энергия России" 135 депутатов, представляющих все фракции и депутатские группы) дали возможность вырабатывать единую позицию относительно законодательства по вопросам ТЭКа, активно отстаивать ее в Государственной Думе. Особый вес решениям МДО придает участие в его деятельности руководителей центристских фракций - В. Пехтина ("Единство"), О. Морозова ("Регионы России").

Активно действуют в рамках депутатского объединения и нашего Комитета такие известные в стране личности как Н. Рыжков, В. Шандыбин, Ж. Алферов. Основными вопросами деятельности МДО в 2002 году стали регулирование недропользования, налоговая, ценовая, структурная, инвестиционная политика. В частности, привлекли внимание руководства страны к катастрофическому состоянию воспроизводства минерально-сырьевой базы. Общеизвестно, к примеру, что почти все наши газовые месторождения работают сегодня в условиях падающей добычи. За последние 10 лет до недопустимо низкого уровня снизилось финансирование геолого-разведочных работ, не велось обустройство новых газоносных районов. Такая же ситуация с другими участками недр.

Мы просили Президента В. Путина рассмотреть эту проблему и дать указание Правительству ускорить выработку государственной стратегии поддержки и использования минерально-сырьевой базы на период до 2025 года.

Ставился вопрос о скорейшем принятии закона о природной ренте и рентных платежах. Было проведено совместное заседание МДО "Энергия России" и Комитета по энергетике в связи с критической ситуацией на предприятиях малого и среднего нефтегазодобывающего бизнеса и мерах по их государственной поддержке.

Такие предприятия делают большое и полезное дело, продолжая добывать нефть и газ на тех выработках, которые сделались невыгодными для крупных компаний. Их работа до сих пор по достоинству не оценена. Подготовку законопроектов, способствующих разрешению этой проблемы, предложено считать приоритетной для нашего Комитета и МДО "Энергия России".

- Владимир Семенович, Вы приглашаете на заседания Комитета и МДО "Энергия России" для обсуждения отраслевых проблем руководителей соответствующих структур?

- Да, это уже стало доброй традицией. Так, в феврале 2002 года состоялось совместное заседание МДО и правления ОАО "Газпром". На нем с развернутым анализом сложившейся в газовой отрасли ситуации выступил глава концерна А. Миллер.

В середине минувшего года прошло совместное заседание МДО "Энергия России" и коллегии Министерства транспорта РФ, где были рассмотрены вопросы стратегии развития транспортной системы Российской Федерации, перспективы создания транспортного коридора "Север-Юг".

Осенью состоялось подобное мероприятие с участием президента ОАО "НК "ЛУКОЙЛ" В. Алекперова.

Он выступал с докладом "О проблемах законодательного обеспечения деятельности российских нефтегазовых компаний".

- Какие законодательные акты планируется принять в этой связи?

- Необходимо сформировать целостную систему законодательно-правовых актов в сфере недропользования.

В частности, ускорить принятие главы Налогового кодекса РФ, касающуюся соглашений о разделе продукции, принять пакет законодательных и нормативных актов, обеспечивающих ввод в разработку новых месторождений, принять федеральные законы "О магистральном трубопроводном транспорте", "О регулировании и использовании нефтяного попутного газа", "О природной ренте".

При рассмотрении в Государственной Думе налогового законодательства, вопросов валютного и таможенного регулирования необходимо предусмотреть нормы, направленные на защиту интересов российских компаний за рубежом, на создание режима наибольшего благоприятствования при осуществлении ими долгосрочных проектов на территории иностранных государств.

- Владимир Семенович, кроме, скажем так, государственных вопросов, Вам приходится работать и с обращениями избирателей. Нормально ли, что в Ваши общественные приемные приходят люди с проблемами, которые должны решаться на уровне местной исполнительной власти, а уж никак не российским законодателем?

- Не нормально, что вопросы не решаются на соответствующих уровнях. А то, что люди обращаются к своему представителю в Госдуме, на мой взгляд, свидетельствует о доверии.

И это ко многому обязывает. Зачастую местные чиновники годами игнорируют справедливые претензии граждан, занимаясь поиском причин для ухода от решения разного рода проблем.

Вот и приходится из Москвы и во время традиционных ежемесячных приездов в избирательный округ решать вопросы, для которых не хватило времени и сил у тех, кто обязан по своему статусу решать их.

- Вы занимаетесь общенациональными вопросами и у Вас еще хватает времени и сил на решение конкретных проблем ваших избирателей?

- За всем этим стоит добровольная и бескорыстная работа моих помощников в общественных приемных, которые действуют во всех городах Кавминвод.

В последнее время к этой многоплановой деятельности подключились и местные организации партии "Единая Россия".

Сегодня на территории Ставропольского края действуют уже 20 партийных приемных. Люди поверили, что "Единая Россия" на самом деле перспективная, деловая организация, ее ряды ширятся с каждым месяцем.

Соответственно, растет и численность членов нашей команды, поэтому можно о каждом доведенном до конца деле смело сказать: "Это сделали мы".

- Всем известно Ваше бережное отношение к духовному наследию, в частности, особое внимание Вы уделяете православной церкви. Что реально удалось сделать в минувшем году?

- С удовлетворением хочу отметить, что в минувшем году удалось изыскать средства для оказания помощи Российской православной церкви в деле возрождения духовной жизни на Кавказских Минеральных Водах.

Одно из благих дел - мы помогли приобрести колокола для Второ-Афонского монастыря. Но обращаются к нам за помощью не только служители православной церкви и не только земляки.

Так, мы с пониманием отнеслись к просьбе "Духовного центра мусульман" и помогли в строительстве мечети в с. Барсуки Республики Ингушетия.

- Показательно, что "конкретный" Катренко, как называют Вас коллеги, возглавляет Политсовет краевой организации "партии конкретных дел" - так позиционируется в сознании россиян "Единая Россия". Особенно ярко проявила себя партия при ликвидации последствий стихийного бедствия, обрушившегося на наш край летом минувшего года.

- Да. Уже в ночь наводнения партийные организации Кочубеевского, Минераловодского и Георгиевского районов, городов Ессентуки, Кисловодск, Пятигорск организовали работу партийного актива по оказанию помощи пострадавшим, способствуя выводу людей из зоны затопления.

Оперативно были организованы сбор и передача предметов первой необходимости, продуктов питания и питьевой воды.

В первые дни после наводнения партийные организации Ставропольского края собрали и передали пострадавшим от стихийного бедствия более 170 тонн гуманитарной помощи на сумму свыше 2,5 миллионов рублей.

В Ставропольский край прибыла колонна с гуманитарным грузом, направленная Генеральным советом партии. Там было 2,5 тысячи индивидуальных пакетов с продуктами питания и санитарно-гигиеническими средствами на сумму около 1,5 миллионов рублей.

Конкретную помощь оказали партийные организации других регионов страны.

Партийцы из Бугульмы и Набережных Челнов прислали два КамАЗа со строительными материалами, продуктами питания и предметами первой необходимости.

Денежные переводы на сумму более 60 тысяч рублей пришли от местных партийных организаций Нижневартовска, Сургута, Оренбурга, Тюменской и Курской областей.

А всего по инициативе Межрегионального Координационного Совета партии по ЮФО и Центрального исполкома "Единой России" из Москвы и других регионов страны на Юг было направлено 16 автопоездов с гуманитарной помощью.

А это 10 тысяч полевых комплектов первой необходимости.

- Верно ли, что "Единая Россия" в прямом смысле слова своими руками восстанавливала разрушенное стихией?

- Можно сказать и так. В проведении ремонтно-восстановительных работ в зонах бедствия участвовало более 2000 человек - руководители и активисты партии.

По инициативе "Молодежного Единства" было создано 6 строительных отрядов, которые работали на восстановлении ст. Барсуковской, объектах Кисловодска, Минеральных Вод, Ессентуков.

- Владимир Семенович, Вы - член Центрального Политсовета партии "Единая Россия", Председатель Межрегионального Координационного Совета по Южному федеральному округу и председатель Политсовета Ставропольской краевой парторганизации. Не жмут ли партийные рамки Вас, как народного представителя?

- В "Единую Россию" приходят единомышленники, озадаченные главной целью - экономического и духовного возрождения России.

Поэтому для меня, как для народного представителя, партия не рамки, а серьезное подспорье, в том числе и в работе по выполнению наказов избирателей, решению их проблем.

Безусловно, много сил и времени неизбежно отнимает процесс партийного строительства. Но у меня много помощников, - только в Ставропольском крае более 7 тысяч членов партии - это свидетельствует о растущем доверии населения России к нашей политической организации.

И число сторонников, причем оказывающих всемерную поддержку не на словах а на деле, вообще трудно поддается подсчету.

- Владимир Семенович, Ваши земляки поверили, что именно Вы станете не безликим одним из четырех с половиной сотен голосов в Госдуме России, а конкретно - Катренко, руководителем думского комитета, депутатом отСтаврополья, мнение которого значимо. Все удалось. Вы удовлетворены?

- Сделано много. Слово старшими научен держать.

Но чувства удовлетворения нет. Оно приходит, когда подводишь итоги. Сегодня можно говорить лишь о том, что все идет по плану.

Есть конкретные задачи. Есть ясность в методах их решения. Есть уверенность в своих силах.

И есть вера в то, что когда мы - я, моя команда, мои избиратели - объединяем свои усилия, любая, даже самая сложная задача обязательно будет решена!

11.07.2007
http://www.katrenko.ru/work/work2002/

Док. 336200
Опублик.: 11.07.07
Число обращений: 506

  • Катренко Владимир Семенович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``