В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В.Катренко: `О проблемах реформирования естественных монополий`. Назад
В.Катренко: `О проблемах реформирования естественных монополий`.
Тезисы выступления Председателя Комитета Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи В.С. Катренко

4 июня 2003 г.

Регулирование естественных монополий представляет собой одну из самых интересных тем в области экономической политики государства. Здесь пересекаются интересы самих компаний, акционеров, потребителей продукции и в более широком смысле государства и населения. Именно поэтому этой теме уделяется столь большое внимание в последнее время.
Прежде чем обсуждать вопросы реформирования естественных монополий, хотелось бы остановиться на самом предмете нашего обсуждения. Идея естественной монополии основана на утверждении, что в отдельных отраслях наибольшая эффективность достигается при наличии единственного поставщика товаров или услуг. Как сказал всеми нами уважаемый Евгений Ясин: "Монополии - они потому и монополии, что естественные". Любая здравая экономическая политика должна ориентироваться на рациональное использование ресурсов страны. Поэтому мы не можем отказаться от естественных монополий. Они существуют по объективным причинам.

Теперь можно уточнить, что следует понимать под реформированием естественных монополий. Реформа не означает уничтожение. Реформа означает создание новых правил поведения для естественных монополий. Какими должны быть эти правила?

Не секрет, что, занимая монопольное положение на рынке, поставщик сталкивается с искушением использовать свою власть для увеличения доходов. Поступая таким образом, он начинает продавать свою продукцию или услуги дороже, чем это могли бы делать конкурирующие фирмы. Снова напрашивается, казалось бы, простое решение - разрезать нарушителя на части, поделить между ними рынок и ждать результатов конкуренции. Однако особенность естественной монополии в том и заключается, что соотношение "затраты - выпуск" у нее всегда будет лучше, чем у любого другого числа компаний на рынке. При любой технологии и при любом поведении монополиста. Следовательно, решать проблему "неправильного", так сказать, поведения монополии нужно другим способом.

При каких условиях компания, которая является естественной монополией, может изменить свое поведение на рынке? Ответ на этот вопрос и будет определять наше понимание целей и задач реформирования. Во всех развитых странах именно такой подход определяет политику государства в отношении естественных монополий. Представляя общественные интересы, государство склоняет естественных монополистов к соблюдению справедливых цен и справедливых издержек.

В основе современной политики регулирования лежит представление о том, что наилучший инструмент влияния - это не сама конкуренция, а угроза конкуренции. То есть никто не разрушает естественную монополию. Хотя, конечно, нельзя не согласиться с тем, что иногда эти призывы могут прибавить их автору популярности. Однако еще Авраам Линкольн говорил, что "дом разделенный выстоять не может". Кстати, в США это понимают и поддерживают общенациональные принципы в организации своей инфраструктуры. Даже если ее элементы принадлежат разным собственникам. Очевидно, и нам следует над этим работать, в том числе в плане законодательства.

Итак, естественные монополии сохраняются, но при этом создаются условия для появления на рынке новых игроков. Совсем не обязательно, чтобы эти компании уже присутствовали на рынке. Но они должны иметь возможность в любой момент на этот рынок войти. Если монопольный поставщик завышает цены, потребитель может обратиться к новому поставщику.

Такой подход получил название теории состязательных рынков. В начале 80-х годов эта теория получила всеобщее признание. И только на ее основе стало возможным проведение масштабных реформ отраслей инфраструктуры в европейских странах.

Отправной точкой в теории состязательных рынков выступает понятие безвозвратных инвестиций, достаточно значительных по объему и специфических по характеру. Наличие таких инвестиций у естественной монополии служит барьером для вхождения на этот рынок новых игроков. Таким образом существующая в отрасли естественная монополия (в виде одной компании или группы компаний на основе сговора) приобретает возможность получения дополнительной прибыли за счет потребителей. В свою очередь, общество вынуждено расходовать значительные средства на содержание структур, обеспечивающих мониторинг и контроль за поведением естественных монополий.

Ключевой элемент - условие возникновения в отрасли конкурентных отношений. Для этого необходимо, чтобы у входящих на рынок компаний не было риска безвозвратных издержек. С этой целью им обеспечивается свободный доступ к имеющимся в отрасли производственным мощностям и инфраструктуре. Одновременно с этим при расчете тарифов на их продукцию применяются методики, где исключается возмещение исторических отраслевых затрат. Как правило, в этих случаях тариф конструируется на основе метода предельных издержек. Естественная монополия испытывает в данном случае давление со стороны потенциального, а не реального конкурента.

Результатом такого подхода становится изменение ценовых и производственных решений, принимаемых естественной монополией, в сторону большей экономической рациональности. Иными словами, естественная монополия принуждается государством принять на себя некоторые дополнительные обязательства. Они выражаются, в частности, в ограничении внутренней склонности к нецелесообразному размещению ресурсов. Под "неправильными" понимаются такие действия, которые отличаются от общераспространенной рыночной практики или от предписаний регулирующего органа.

Понятие внутренней дисциплины и внутренних обязательств имеет для естественной монополии принципиальное значение. Отсутствие таких обязательств неизбежно приводит к сравнительно более высоким издержкам как для общества, так и для самой компании-монополиста. В качестве иллюстрации можно привести пример из истории. Королевские дома Европы, занимая деньги в долг, всегда были вынуждены брать их под более высокие процентные ставки, чем на рынке. Причина этому очень проста и, к сожалению, близка теме этого семинара. Всем банкирам было известно, что расходы короля нельзя ни ограничить, ни проверить.

Таким образом, отсутствие прозрачности в работе естественных монополий повышает затраты на их содержание. Равно как и затраты общества на контроль за их поведением в рыночной экономике. Известно, что на долю естественных монополий приходится более трети общего объема инвестиций в экономику России. Положение в этой сфере во многом определяет инвестиционный климат в целом по стране. В ближайшей перспективе естественным монополиям придется все больше средств привлекать из внешних источников. Если сейчас доля рыночных источников финансирования капвложений не превышает 5 - 10 процентов, то вскоре она может составить 30 и более процентов. Поэтому повышение эффективности и прозрачности инвестиций является принципиально важной задачей проводимых реформ.

Безусловно, практика реформирования российских естественных монополий имеет свои национальные особенности. Каждое государство находит свое решение в зависимости от уровня технического и экономического развития, традиций государственного регулирования и управления. Вступление в силу законов, определяющих принципы реформирования естественных монополий, которые уже прошли через Комитет по энергетике, транспорту и связи или над которыми продолжается работа, означает только первый этап реформы. В дальнейшем мы не раз будем возвращаться к этим проблемам. И здесь нам необходим общий подход к пониманию того, как функционируют и как регулируются естественные монополии.

11.07.2007
http://www.katrenko.ru/position/#t4

Док. 336180
Опублик.: 11.07.07
Число обращений: 735

  • Катренко Владимир Семенович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``