В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В.Катренко: `О ТЭКе`. Назад
В.Катренко: `О ТЭКе`.
Топливно-энергетический комплекс традиционно занимает особое место в экономике России. ТЭК для России значит больше, чем любая другая отрасль экономики. Энергетический сектор обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей национального хозяйства, консолидацию субъектов Российской Федерации, во многом определяет формирование основных финансово-экономических показателей страны. В то же время он является не только базой для развития отечественной экономики, но и инструментом проведения внутренней и внешней политики.

Подобное положение отрасль будет занимать еще долгое время. Недавно Правительство РФ одобрило основные положения Энергетической стратегии на период до 2020 года, которые призваны вывести ТЭК на новый качественный уровень: он должен стать финансово устойчивым, экономически эффективным и динамично развивающимся.

К сожалению, в последнее десятилетие ХХ века российский ТЭК развивался в направлении, противоположном мировым тенденциям. В лидирующих странах прирост ВВП приходится главным образом на обрабатывающую промышленность и сферу услуг. Удельный вес сырьевой продукции, в том числе топливно-энергетических ресурсов, в структуре мирового ВВП постоянно снижается. Эту реальность следует учитывать, говоря о проблемах и перспективах ТЭК России, роли энергетического фактора в ее развитии. Россия остается великой энергетической державой только по энергетическому ресурсному потенциалу и как производитель первичных энергоресурсов. Что касается статуса "экономической сверхдержавы", то Россия потеряла его. Это подтверждается показателями потребления первичных энергоресурсов на душу населения. Да и по общему объему энергопотребления, скажем, США и Китай превосходят Россию в 4,5 и в 2 раза соответственно. При этом надо учесть, что почти половина энергоресурсов расходуется в России неэффективно, что усугубляет ее экономическое отставание от других государств.

И все же: можно ли согласиться с бытующим у нас в стране и за ее пределами утверждением, что Россия сегодня - сырьевая держава и таковой останется навсегда? Да, за прошлый год доля отраслей ТЭКа в экономике страны превысила 20 процентов, достигнув 1185 миллиардов рублей. При этом акцизы, налоги, таможенные сборы, выплаченные предприятиями комплекса, превысили 38 процентов доходов федерального бюджета. А экспорт топливно-энергетических ресурсов принес 52 миллиарда долларов.

Но из этого вовсе не следует вывод о сырьевом статусе России, ее полной зависимости от интересов импортеров наших природных ресурсов. Да и сама по себе отрасль вполне самодостаточна. ТЭК - это ведь не интриги вокруг РАО ЕЭС или "Газпрома", как кто-то пытается убедить общественность. ТЭК - это многотрудная и результативная работа. Отрасль богата яркими личностями, талантливыми менеджерами, людьми с широким кругозором, рыночной хваткой и государственным мышлением. А такой ресурс всегда востребован и всегда будет играть определяющую роль в обеспечении энергетической безопасности страны.

Вызовы, которые стоят сегодня перед Россией в энергетической сфере, сложны и многообразны. Начавшийся экономический рост, безусловно, приведет к еще большему спросу на энергоресурсы. Но расширение их добычи и производства с каждым годом будет натыкаться на ограничители, связанные с изношенностью основных фондов, с тем, что старые месторождения исчерпываются, а новые находятся во все более труднодоступных районах, что мы долго жили лишь на заделах, накопленных в советские времена, а разведку новых запасов природных богатств по-настоящему не вели, что не хватает инвестиций и т.д.

Меня могут спросить: что же, у этих и подобных им проблем не существует решения? Важно осознать сложность задачи и, исходя из этого, квалифицированно браться за ее решение. Необходимо прежде всего усилить государственное воздействие на формирование цивилизованного энергетического рынка, вплотную заняться ценовой, налоговой, таможенной политикой, лучше стимулировать инвестиции, совершенствовать законодательство и нормативно-правовую базу.

Что касается инвестиций, то, по некоторым оценкам, нашему ТЭКу для нормального развития требуется больше 30 миллиардов долларов в год. Чтобы найти такие средства, надо в корне пересмотреть структуру внутренних расходов самих энергетических компаний. Я сторонник того, чтобы себестоимость энергоносителей более тщательно проверялась не только на уровне самих производителей, но и контрольными органами государства. Думаю, рано или поздно мы придем к этому.

Еще один путь - пpивлечь свободные средства населения. А для этого надо, чтобы государство отказалось от принципа невмешательства в дела акционерных компаний и разработало меры, которые дали бы гражданам определенные гарантии сохранности их инвестиций. Может, это не будут гарантии от хозяйственного риска (рынок есть рынок), но от жуликов и проходимцев - определенно. В бюджете, думаю, тоже надо менять отраслевые пропорции и увеличить долю ТЭKa. Хотя бы потому, что сегодня на него приходится почти половина консолидированного бюджета страны и львиная доля валютных поступлений.

И, наконец, пора активнее привлекать частные средства, в том числе иностранных инвесторов. Надо, чтобы они частично заменили государство по масштабному инвестированию в целях модернизации существующих и развития новых мощностей, обеспечения надежности и доступности продукции ТЭКа. При этом цены должны быть справедливыми и обоснованными, то есть рыночными. Поиском механизмов для привлечения таких инвесторов занимается вместе с Правительством РФ, Советом Федерации и специалистами отрасли депутатский корпус Государственной Думы.

Наш комитет способствовал тому, чтобы законодатели дали "зеленый свет" привлечению в российскую экономику крупных инвестиций. Вот лишь один пример. В разработку Штокмановского месторождения, которой АО "Росшельф" (дочернее предприятие "Газпрома") займется совместно с несколькими зарубежными компаниями, предполагается вложить 18 миллиардов долларов.

Привлечения значительных финансовых ресурсов потребует также и реализация масштабных проектов в Ямало-Ненецком автономном округе. Известно, например, что новая команда менеджеров "Газпрома" пошла на пересмотр инвестиционной стратегии: деньги поступят на дальнейшее освоение месторождений Ямала, где находится основная ресурсная база газовой компании.

Чтобы качественно изменить ситуацию и выйти на интенсивный путь развития топливно-энергетического комплекса, от всех заинтересованных сторон, в том числе и от депутатского корпуса, потребуются трудные и нестандартные решения. Отсутствие такого подхода может привести к тому, что в ближайшей перспективе мы утеряем созданные трудом многих поколений соотечественников позиции в этой важнейшей из отраслей нашей экономики.

11.07.2007
http://www.katrenko.ru/position/#t3

Док. 336174
Опублик.: 11.07.07
Число обращений: 534

  • Катренко Владимир Семенович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``