В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В.Катренко :`Конкурентоспособность: государство, предприятие, человек`. Назад
В.Катренко :`Конкурентоспособность: государство, предприятие, человек`.
Из послания президента В.Путина Федеральному Собранию РФ 26 мая 2004 г.: "Сегодня - чтобы в непростых условиях глобальной конкуренции занимать ведущие позиции - мы должны расти быстрее, чем остальной мир. Должны опережать другие страны и в темпах роста, и в качестве товаров и услуг, и в уровне образования, науки, культуры. Это - вопрос нашего экономического выживания. Вопрос достойного места России в изменившихся международных условиях".

В минувшем году по уровню конкурентоспособности Россия находилась на 127 месте из 180 стран, оцениваемых Всемирным экономическим форумом. По жизненному уровню населения мы находились в седьмом десятке.

Наша страна вот уже в течение 15 лет строит рынок. В рыночной системе основное место занимают отношения конкуренции, и справедливости ради стоит отметить, что значительная часть законодательства России, как и любой другой страны, посвящена регулированию именно конкурентных отношений. В нашей стране такое направление законодательного регулирования получило название "антимонопольного законодательства". Напрямую ни в одном законодательном акте не упоминается термин "конкурентоспособность", но при этом большинство мер, которые прописаны в антимонопольном законодательстве, направлены именно на поддержание и увеличение конкурентоспособности товаров. Таким образом, косвенное регулирование конкурентоспособности продукции все же происходит.

Но этого явно недостаточно. Повышение конкурентоспособности России должно стать главной идеей нашего вхождения в XXI век. Все действия Президента, Федерального Собрания, Правительства, каждого министерства и ведомства, каждого политика должны оцениваться не с точки зрения соответствия тем или иным экономическим взглядам, а по единственному критерию: "способствуют ли эти действия укреплению или ослаблению конкурентоспособности России".

В течение многих десятков лет в нашей стране в условиях высокой монополизации производителей регулятором производства продукции являлся не реальный спрос, а - с точностью до наоборот - производство и административно-командный механизм распределения, которые регулировали потребление, формировали потребности и выпуск показателей. В этих условиях проблема конкурентоспособности товара у производителей практически не возникала, а если и возникала, то решалась лишь в отношении той продукции, которая подлежала реализации на внешнем рынке. С развитием рыночного механизма эта проблема, естественно, резко обострилась, и ее решение потребовало активного поиска путей и методов повышения конкурентоспособности производимых и потребляемых товаров.

Зададимся вопросом, что обеспечивает выживание для значительной части российского бизнеса? Передовой менеджмент? Уникальная стратегия развития? Новые технологии?

Недавно я спросил одного знакомого директора, что обеспечивает ему преимущество перед американским конкурентом.
Ответ директора был таким: "Во-первых, моя продукция всегда будет дешевле, потому что существуют специфические российские преимущества (дешевые газ, нефть, рабочая сила). Во-вторых, россияне, как известно, уже научены создавать новые разработки в тяжелых условиях. И вообще, не надо нас с американцами сравнивать. Мы слишком разные. У моей компании оборот 50 миллионов долларов, а у них - 7 миллиардов".

Что ж, во многом этот директор прав. Стоимость природного газа и электроэнергии в России в 5-7 раз меньше, чем в США. Зарплата рабочего меньше в 10-20 раз. И даже с учетом производительности труда, которая в России ниже раз в пять, выигрыш в затратах все равно получается солидный.

Так что же все-таки кроется под понятием конкурентоспособность? Как красивое слово связано со сложнейшей, противоречивой практикой государственного управления, осуществления законодательной деятельности, тенденциями экономического развития страны? Как это слово соотносится со сложным спектром видов производства, отраслей, продукции, структурой экспорта и импорта страны, экономическими условиями, в которых функционирует бизнес?

Под конкурентоспособностью надо понимать способность предприятия, объединения, региона произвести и продать не в убыток себе некую продукцию. Но уже одно только это - произвести и продать - подразумевает целый ряд совершенно конкретных обстоятельств и проблем. Чтобы достичь результата, нужно иметь: современные основные фонды, инновационные виды продукции, инвестиции, доступные кредиты, кадры высокой квалификации, ноу-хау, интеллектуальную продукцию, защищенную авторскими правами, развитые прикладную и фундаментальную отрасли науки и еще много чего.

И при этом надо иметь в виду, что достижение конкурентоспособности не является самоцелью. Это лишь инструмент решения задач другого порядка - обеспечения высокого качества жизни населения посредством достижения устойчиво высоких темпов экономического роста.

Можно сказать, что конкурентоспособность российской промышленности - это флаг, который Правительство должно нести в руках как главный символ преобразований в экономике. Это та идея, которая может объединить людей независимо от их политических предпочтений и положения в обществе.

И еще важно осознать: для того чтобы экономический рост был эффективным, устойчивым и долговременным, а продукция - конкурентоспособной, все ветви государственной власти должны работать четко и слаженно, не допуская никаких пауз и тем более провалов. Они должны работать в рамках единой концепции ускоренного развития, придерживаться одной стратегии. Если начнутся политические "разборки", борьба между группами элиты, если вдруг экономическое развитие, подобно тому, как это было в предыдущее десятилетие, станет заложницей политических "загогулин", темпы роста неизбежно снизятся и ни о какой конкурентоспособности не может быть и речи.

И наоборот, если будет конкурентоспособная промышленность - будут: экспорт и валютные поступления (независимость от состояния международных сырьевых рынков), стабильные налоговые поступления в бюджет, занятость населения, социальная и политическая стабильность, заслуженное положение России на международной арене.

В 2003 году острота конкуренции отечественных товаров с импортными заметно усилилась. Причиной стало удешевление импортной продукции, ставшее следствием значительного укрепления рубля в реальном выражении по отношению к доллару США. За 2003 год реальное удорожание рубля оставило 15,5% по сравнению с 4,2% в предыдущем году.

В сложившихся условиях повышение производительности труда, наряду с возобновлением роста инвестиционной активности, стало для отечественных производителей единственно возможным способом сохранить и расширить свое присутствие на внутреннем рынке. В результате, в 2003 году произошел кардинальный перелом в её динамике: последовательное замедление роста производительности труда в 2000-2002 годах (с 9,5% до 3,2%) сменилось его ускорением, составившим по итогам 2003 года более 6%.

Серьезный рост в прошедшем году показал, в частности, строительный сектор, причем не только в Москве, но и в провинции. Уровень доходов граждан вырос, значит, начали больше покупать домов и квартир - отсюда и бурный рост строительства. Очень вырос сектор услуг, значительно увеличились объемы торговли. Это тоже связано с ростом благосостояния населения, с увеличением количества прибыльно работающих предприятий и организаций.

Успешно работают черная и цветная металлургия. Такие известные компании, как "Северсталь", "Норильский никель", "Русский алюминий", Магнитка, НЛМК, УГМК обновляют оборудование, внедряют высокие технологии, все более масштабно работают на внешнем рынке.

Есть рост и в машиностроении, которое на протяжении многих лет пребывало в очень тяжелом положении. Наращивает мощности автомобилестроение - наши автозаводы меняют модельные ряды, все более активно работают сборочные производства - "Автотор" в Калининграде, "Форд-Всеволожск" в Ленинградской области, "Донинвест" в Ростовской области. Теперь "российские иномарки" - БМВ, "Форд-Фокус", "Ситроен", "КИА" - не экзотика, а, как говорится, средство передвижения. Хорошие показатели демонстрирует российский ВПК - в последние годы наша страна вновь заняла второе место в мире по экспорту вооружений и военной техники, обойдя таких серьезных конкурентов, как Франция, Великобритания, Германия, Китай. Наши самолеты, вертолеты, танки, ракетные комплексы завоевывают новые рынки - в Юго-Восточной Азии, Латинской Америке.

Поддержание конкурентоспособности обеспечивается в российских условиях, прежде всего, через активизацию процессов модернизации производств. Она затрагивает и основные фонды, и производственные технологии, и принятые на большинстве предприятий механизмы корпоративного управления. При этом модернизация производственных активов является серьезным стимулом к перетоку капиталов из сырьевых в перерабатывающие сектора и сферу услуг.

Анализ процессов модернизации производств позволяет сделать ряд выводов о наиболее эффективных методах ее стимулирования.
Большинство факторов модернизации находится на микроуровне, в руках предприятий, Правительство может оказывать на них лишь косвенное воздействие, создавая соответствующую систему стимулов. С одной стороны, Правительство должно стимулировать процессы модернизации, с другой, обеспечивать условия для ее осуществления. Главным условием для этого является нормальный деловой предпринимательский климат. Поэтому необходимо наряду с применением специальных стимулирующих механизмов продолжить проведение намеченных в рамках Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу рыночных преобразований.

Разумеется, основным стимулом для модернизации является конкуренция, она заставляет предприятия повышать свою эффективность. Однако в течение всего периода рыночных преобразований по многим направлениям государство стремилось ограничить конкурентные проявления. В качестве аргумента выдвигалась необходимость переходного периода для перестройки технологий и систем управления на уровне предприятий. И все же за прошедшие 15 лет наиболее эффективным компаниям удалось достичь высокого уровня конкурентоспособности. Как правило, это произошло в отраслях, имеющих сильные стимулы для модернизации, относительно слабо защищенных от конкуренции различными государственными инструментами. Предприятия же, не испытывавшие сильного конкурентного давления, как правило, не могут сегодня на равных конкурировать с иностранными производителями. Это свидетельствует о необходимости повышения стимулов для модернизации через усиление конкуренции на внутреннем рынке.

Основные и наиболее эффективные инструменты, имеющиеся в руках государства и позволяющие ему стимулировать модернизацию производств, - это механизмы антимонопольной политики, таможенно-тарифные инструменты и регулируемые тарифы на услуги инфраструктурных монополий. Все они должны использоваться с целью повышения конкуренции.

Что касается антимонопольной политики, то Правительству Российской Федерации необходимо активизировать деятельность не только в рамках внутреннего рынка в целом, но и обратить пристальное внимание на локальные монополии. Как правило, именно локальные монополии во многих случаях являются ограничителем развития для малого и среднего бизнеса, наиболее активно осуществляющего модернизацию.

При этом государственная активность не должна стать серьезным барьером для объединения компаний. Требуется пресекать злоупотребление монопольным положением, но не бездумно препятствовать любому объединению предприятий. Если новая компания получает в результате объединения большие преимущества на мировом рынке, и при этом обязуется соблюдать ряд условий при работе на внутреннем, то такое объединение вполне отвечает интересам развития российской экономики.
Другой инструмент стимулирования конкуренции, а как следствие и модернизации производства - таможенно-тарифная политика. Создание для отечественных производителей "тепличных" условий снижает стимулы для их эффективной работы. Искусственная защита лишь консервирует отсталость.

В России сегодня средняя эффективная ставка по импортным пошлинам составляет 10-11% против 3-4% в странах Евросоюза и США. При этом издержки (оплата труда, тарифы на электроэнергию) в этих странах не ниже, чем в России. Предприятиям в данном случае приходится идти не столько по пути ценовой конкуренции, сколько через оптимизацию менеджмента, активное внедрения инноваций, создание новых рынков.

Вместе с тем, речь не идет о немедленном снижении таможенных пошлин и отмене всех существующих ограничений. Проблема снижения таможенных барьеров требует гибкого подхода. Этот ресурс необходимо использовать в процессе переговоров по снятию барьеров, возникающих перед российскими товарами на мировых рынках. Процесс пересмотра таможенных и тарифных ограничений должен осуществляться на двусторонней основе. При этом снижение таможенных барьеров, повышение открытости экономики должно сопровождаться развитием механизмов поддержки экспорта.

Третий инструмент стимулирования модернизации производств, имеющийся в распоряжении государства, - регулирование деятельности инфраструктурных монополий. На сегодняшний день государство прямо или косвенно регулирует цены на продукцию и услуги железнодорожного транспорта, электроэнергетики, газовой монополии, предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Стоимость этих товаров и услуг на внутреннем рынке существенно ниже мировой.

Относительно низкая стоимость товаров и услуг инфраструктурных монополий приводит к неэффективному использованию ресурсов и снижению стимулов к применению энергосберегающего, как правило, высокотехнологичного оборудования.

В то же время, нельзя производить прямое повышение цен вне зависимости от происходящих процессов реструктуризации монополий. В рамках существующей системы повышение цен приведет лишь к росту затрат самих монополистов, что означает неэффективное использование экономических ресурсов. Работа по выделению из монополий конкурентных составляющих и организации жесткого контроля над монопольной частью должна быть продолжена. Повышение цен должно происходить одновременно с процессом реструктуризации, а создающийся рынок поможет определить реальную цену.

Прирост выручки монополистов, обусловленный повышением цен на их продукцию, а не улучшением ее качества, должен изыматься государством посредством налоговых и таможенно-тарифных инструментов. В какой-то мере эти средства позволят минимизировать отрицательные последствия для населения - через рост заработной платы работников бюджетной сферы, пенсий, снижение общей налоговой нагрузки на предприятия перерабатывающих отраслей и сферы услуг.

И еще одно соображение. Конкурентоспособность, как универсальный принцип, не такая уж безобидная вещь. Если сейчас воспользоваться им и вывести национальную экономику на свободную конкурентную мировую площадку, заставить конкурировать все российские отрасли на мировых рынках без применения защитных и регулирующих импортных, экспортных мер, то совершенно очевиден результат. Единственной конкурентоспособной отраслью, которая выживет и останется на плаву, будет сырьевая отрасль. Очевидно, это противоречит национальным интересам и стратегии развития России. Нам же важно форсировать рост вне нефтяного и газового секторов - в машиностроении, металлообработке, легкой промышленности, лесоперерабатывающем комплексе, строительстве коммуникаций и инфраструктуры, в сельском хозяйстве.

Принцип конкурентоспособности не может быть универсальным. Есть ряд секторов производства, видов продукции, которые никогда не будут участвовать в конкурентной борьбе. В первую очередь это ядерное оружие. Это продукция социального, гуманитарного и обязательного для цивилизованного государства назначения. Следует учитывать и специфические проблемы России, связанные с климатическими, транспортными, северными издержками, с повышенным социальным пакетом. Целый ряд производств должен быть локализован на национальной территории с использованием мер защиты от необоснованной импортизации. Все это связано с тем, что государственная политика, государственная цель и программа развития не могут быть абстрагированы от социальных аспектов, от уровня жизни большинства населения, здоровья, психологического комфорта и стабильности, сохранения национальных традиций, которые являются значимыми ценностями на уровне личности и целого народа.

Принцип конкурентоспособности должен применяться, с одной стороны, на внешних рынках с очень значительными ограничениями, а, с другой стороны, во внутреннем отношении, как способ стимулирования развития, как один из индикаторов государственно-управленческих действий. Но ни в коем случае нельзя сводить принцип конкурентоспособности к абстрактному лозунгу, за которым не стоит ничего, кроме красивых слов. Нужно понимать, что есть интересы стратегического развития страны, принципы ответственности государственной власти перед своим народом и своей страной. Для этого одних лозунгов недостаточно.

11.07.2007
http://www.katrenko.ru/position/#t2

Док. 336172
Опублик.: 11.07.07
Число обращений: 596

  • Катренко Владимир Семенович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``