В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Виктор Ишаев: `Новые стройки ведут к новой жизни` Назад
Виктор Ишаев: `Новые стройки ведут к новой жизни`
- Губернатор края за все время работы во власти никогда в начале года не выступал в прессе. Почему, Виктор Иванович, нынче вы нарушаете эту свою традицию? Провели пресс-конференцию, выступили на телевидении, сейчас вот интервью для газеты. Происходит что-то важное?

- Старею! (Смеется.) А если серьезно: Есть большие планы. Есть серьезнейшие задачи. Люди о них, конечно, слышали и обсуждают. И это хорошо. Но трактуют, бывает, по-своему и не всегда правильно. Поэтому хочу сразу, в начале года, довести до жителей края четкую и сконцентрированную официальную информацию. Могу сказать даже так - программные задачи по строительству. Чтобы было понимание: что мы делаем, что будем делать, как и зачем. Чтобы была поддержка. Чтобы люди сами настраивались на общий процесс, участвовали в нем, оценили свое место и роль.

- Вообще-то, для программных задач должен быть фундамент.

- Он есть. И в масштабах страны, и в масштабах края.
Первое. Краевой бюджет на 2007 год принят. Федеральный бюджет утвержден. Федеральные адресные инвестиционные программы, обещания со стороны партии "Единая Россия", от председателя Госдумы Бориса Грызлова - тоже прояснились. Совет безопасности страны рассмотрел проблемы Дальнего Востока - здесь мы тоже рассчитываем на какое-либо движение в пользу нашего края.
Второе. Мы плотно поработали с партией "Единая Россия", с Борисом Грызловым, с Госдумой, в результате чего внесена поправка в программу экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья. Вы знаете, есть решение увеличить ее финансирование на 5,5 миллиарда рублей при первоначальных 4,5. Так что вся программа нынче будет иметь бюджет в пределах 10 миллиардов рублей.
Третье. По дорогам. В прошлом году партия "Единая Россия" не смогла выполнить свои обещания - мы получили всего 100 миллионов рублей на дорожное строительство. Этого мало. Зато в этом году выходит вполне нормально - нам дадут в пределах 750 миллионов рублей на строительство дороги Лидога-Ванино.
Далее. Тунгусский водовод включен в федеральную программу, предполагается по миллиарду рублей ежегодно на его строительство.
То есть по бюджету, по дополнительным инвестиционным программам уже кое-что наметилось.
Исходя из этого, мы утверждаем свои планы. Рассмотрели объемы капитального ремонта примерно на 370 миллионов рублей краевых денег. Сверстан инвестиционный план капитального строительства. Мы ставим для себя задачу привлечь на эти цели не менее пяти миллиардов рублей. Хотя в краевом бюджете предусмотрено всего в пределах 700 миллионов. То есть в пяти миллиардах - деньги и федерального бюджета, и федеральных адресных инвестиционных программ, и дорожного фонда, и долевого строительства, а также деньги от приватизации.

- Грядет особый, 2008 год - 70-летие Хабаровского края и 150-летие Хабаровска. Следует понимать, что эти даты нам надо отметить достойным трудом на достойных объектах?

- Независимо от любых дат намеченные объекты будут строиться. Но если знаменательные даты совпадают с большими стройками, то их следует ознаменовать достойным трудом. Пусть будет двойной праздник!
Главными станут газопроводы. Большой газопровод - до Николаевска-на-Амуре. Он будет стоить, очевидно, более 200 миллионов долларов. Его протяженность мы предварительно определили в 225 километров. Отопительный период 2008-2009 годов в Николаевске-на-Амуре уже должен быть на газе.

- Но ведь был вариант покороче и подешевле?

- Было несколько вариантов. Один из них - проложить трубу по морскому побережью, всего 150 километров. Но зачем газопровод в местах, где никто не живет? Он должен идти по населенной местности. Не нужна труба только в Николаевск! Нужна труба в Николаевск с попутной газификацией Комсомольского, Ульчского, им. П. Осипенко, Николаевского районов. Но опять же: сначала газ на котельную в город, а вторым этапом - всем вдоль трубы. И для этого главы районов, сел и поселков уже сейчас должны начинать работать над этим вопросом. К слову, ни от кого и никакой инициативы пока не вижу.
Газ пришел в Хабаровск на ТЭЦ-1. Что дальше? Дальше мы планируем подать его до Бычихи.

- Почему не в южные районы - до Бикина? Ведь был разговор...

- Был. Но когда большой федеральный газопровод пойдет в Приморье, мы сможем, что называется, сесть в этот вагон. Не тратя собственных денег. Думаю, так будет разумнее.
Вернемся к Бычихе. Наш газопровод в эту сторону пойдет двумя этапами. На первом мы должны уже в этом году построить нитку до Красной Речки, где зимой в домах не хватает тепла, а летом нет горячей воды. Потому что котельная, которую содержат военные, работает на мазуте, что стоит громадных денег, которых просто не хватает. А газ намного дешевле. Мы сразу решим обе проблемы: зимой дадим в дома нормальную температуру, а летом - горячую воду. Эту тему мы уже обсудили с командующим Дальневосточным военным округом, они будут подключаться. Задача у нас с ними простая: в отопительный сезон 2007-2008 года краснореченская котельная должна работать на газе.
Вторым этапом газопровод пойдет на Бычиху. Вполне возможно, попутно труба дойдет и до Большого Уссурийского острова. Если будет решение о создании на острове свободной торговой зоны с нашими соседями. Разумеется, к газу постепенно подключатся все близлежащие села Хабаровского района.
Третья стройка - это газопровод на ТЭЦ-2 и заодно на ТЭЦ-3.

- Ничего себе - "заодно"!

- А он мимо пойдет. Не будем же мы его вести вдоль всего города. Поведем вдоль дороги. Решим проблему ТЭЦ-2, а заодно газопровод сыграет потом свою роль в жилищном строительстве, о котором я скажу чуть позже. Мы рассчитываем привести газ на ТЭЦ-2 к отопительному периоду 2008 года, то есть ко дню рождения края. А на ТЭЦ-3 основным топливом останется уголь. Но на ее пиковые котлы, которые работают на жидком топливе, придет газ. Такая совмещенная схема устойчива и маневренна, она позволит нам выбирать наиболее эффективное топливо.
Вот такие планы. Дальше, конечно, надо, чтобы город и районы тоже начинали вести работу, как говорится, вдоль трубы. Сказать, что это работа на один год? Нет. На два года рассчитана стройка только тех объектов, что я назвал. А в целом программа газификации городов, сел и поселков - серьезнейшая, большая - на десяток лет вперед.

- По дорогам не предвидится изменений?

- Изменений нет, есть уточнения. Мы неоднократно ставили вопрос, затем я был в федеральном дорожном агентстве, разговаривал со всеми, и, наконец, добились согласия принять дорогу Лидога - Ванино на федеральный бюджет. То есть сделать ее федеральной. И это правильно. Если на эту дорогу придет, как было обещано, в пределах 750 миллионов рублей, то километров пятнадцать получится прибавка в асфальте. А мы уже положили там асфальт на 130 километрах.

- Не затянут с решением?

- Затягивают. Пока. Но все равно финансирование будет. И будет оно совмещенным. Мы не отказываемся, будем помогать финансировать федеральную стройку. А высвободившиеся свои деньги (в прошлом году было 390 миллионов, в этом году будет под 400 миллионов) отдадим на дорогу Селихино - Николаевск. Конечно, эта дорога (600 километров) будет длительной стройкой. Понятно, чтобы сделать такую трассу в асфальте, как, скажем, комсомольская, нужны не годы - нужны десятилетия. Государство строит дорогу Чита - Хабаровск и никак не построит. А мы тысячи километров дорог можем построить за счет своих средств и быстро? Нет, конечно.
Большие задачи разобьем на участки. К примеру, я ставлю задачу буквально на три года по участку Богородское - Де-Кастри. В Богородском, вы знаете, построена хорошая взлетно-посадочная полоса. Но ее надо сделать еще лучше, чтобы местный аэропорт принимал приличные самолеты. Аэропорт необходимо соединить дорогой с Де-Кастри. Попутно построить 13 километров дороги к лечебнице <Аннинские воды>. В самой лечебнице предстоит подремонтировать корпус бальнеологического отделения. Потом решить вопрос с транспортом. Получается вот такая небольшая местная программа. За три года мы с ней справимся и сделаем доброе дело для всех жителей. Тем более, что и аэропорт, и дорога, и лечебница востребованы населением не только в крае, но и за его пределами.

- Будет ли продолжаться дорожное строительство в Хабаровске? Ведь здесь уже многое сделано.

- Я часто привожу пример дорожного строительства в Москве: как только оно остановилось, город стал задыхаться. Да, мы в Хабаровске тоже много дорог построили. Главной задачей были транзитные и объездные трассы. Поэтому родились и улица Пионерская, и реконструкция проспекта 60-летия Октября, и улица Большая, и две дороги с Амурского моста, и другие участки. Потом встал вопрос, как соединить между собой эти трассы, закольцевать их. Считаю, неплохо выполнили и эту задачу.
Но большое дорожное строительство в городе не может остановиться - город развивается, транспорта все больше и больше. Городская власть строит свои планы и пусть занимается ими. А у меня давно была мысль сделать хороший выход с улицы Краснореченской на Вторую краевую больницу, затем на улицы Ленина - Дикопольцева - Серышева и далее в район 38-й школы. Самое сложное здесь - сделать четырехполосное движение от Уссурийского бульвара до улицы Серышева. Возможно, придется проходить улицы К. Маркса и Серышева подпорными стенками и тоннельным методом или методом метростроя, то есть бурить, а над бульварами поднять эстакады. Если же пропускать транспорт через эти улицы по верху, то придется спускать пешеходов в подземные переходы. Будем изучать, что лучше. Задача проектантам поставлена. Как будет идти стройка? Ясно, частями. И займет не год и не три, а больше. Но эта дорога многое решит, поскольку улица Дикопольцева является сейчас самым узким местом. И для развязки транспортных потоков, и для развития города она очень важна.

- Мы помним очередные глобальные задачи по здравоохранению: в этом году сдать нейрохирургический корпус краевой больницы No 2 и построить центр сердечно-сосудистой хирургии. Задачи не изменились?

- Нет. Нейрохирургический корпус сдадим, может быть, даже не ко дню рождения края, а раньше. С центром есть временная проблема - проект фундамента еще не согласован с заказчиком. Я пошел на риск и дал команду делать универсальный фундамент, который выдержит любую расстановку конструкций. По срокам строительства, к сожалению, тоже ничего сказать не могу. Наших краевых денег сюда будет вложено порядка 600 миллионов, а из федерального центра придут модульные конструкции и оборудование. Поставки ожидаются уже в апреле. Если так и будет, то за нами дело не встанет.
Вы знаете, в связке со стройкой кардиоцентра мы делаем реконструкцию краевой больницы No1. Ремонтируем энергооборудование, столовую, отделения, займемся патологоанатомическим корпусом. Потому что в проекте кардиоцентра нет ни его, ни пищеблока. Ведь нам все равно придется новый медцентр увязывать в технологию с Первой краевой больницей. В этом году мы запланировали 110 миллионов рублей на капремонт и модернизацию краевой больницы.
Уже должны начинать строительство диагностических центров в Комсомольске и в Хабаровске. Их сдача - 2008 год. Цена - 700-800 миллионов рублей каждый. Это большие деньги. Половину надо в этом году освоить.
Таким образом, завершим большое и полезное дело - создадим в крае целый комплекс крупных медицинских объектов, оснащенных современнейшими технологиями и оборудованием. Больше таких глобальных объектов в здравоохранении строить не будем. Далее предстоит серьезнейшим образом заняться качеством медицинской помощи.

- Виктор Иванович, а в районах?

- Работа на объектах здравоохранения в районах как была, так и будет идти по планам - ничто не останется без внимания и помощи краевой власти. Но с оговоркой: если кто-то намерен ее ждать, сложив руки, то ждать придется долго. Помогать будем в первую очередь там, где местная власть сама начнет что-то делать. Если местная власть не способна или не хочет заниматься конкретными делами, то выводы пусть делают те, кто ее избирал. Так было - так и будет.

- Сурово...

- Зато справедливо. Кстати, скажите, если бы краевая власть ждала федеральную помощь по строительству жилья для молодых семей, то дождалась бы? Увы, нет. А мы сами рискнули. Сначала робко, потом смелее, потом выработали программу. Очередной, девятый дом для молодых семей по переулку Холмскому уже смонтирован, мы его сдадим в этом году. В том же районе будет дом по ипотеке для бюджетников. Там же будет построено квартир 25 служебного назначения. В прошлом году мы отдали 44 служебные квартиры медицинским работникам. Считаю это правильным: коль строим современные учреждения, то надо и квалифицированных специалистов приглашать, и своих закреплять. Эту политику будем продолжать и в последующие годы.
Сейчас меня волнуют две мощнейшие стройки - это два жилых комплекса. Первый - в районе улицы Индустриальной. Там в этом году мы должны сдать четыре дома и подвести коммунальные сети. А всего будет примерно два десятка домов.
Второй - большой и сложной - будет стройка жилого комплекса примерно на 30 тысяч жителей в районе улицы Совхозной. Этот участок выбран по многим причинам. Он близко к центральной части города. Там есть все коммунальные сети, и они в хорошем состоянии. Место прекрасное. Здесь пойдет участок газопровода, о котором я говорил выше. Рядом дороги, нет промышленности, близко больницы: Получится хороший спальный район, с нормальной инфраструктурой в экологически чистом месте.

- Это будет ипотечное жилье?

- Не только. Посмотрим, как будет получаться. Наша цель - сделать это жилье доступным. С финансированием будет самый сложный вопрос. Предварительно я его вижу совмещенным. Часть внесут застройщики по ипотеке. Частично поможем мы из краевого бюджета - на дороги и прочее. Что-то мог бы взять на себя город (школы, детсады и так далее). Возможно, отведем участок и под индивидуальное строительство. То есть будем строить этот микрорайон всем миром, консолидировать силы.
По большому счету, стройку на Индустриальной тоже желательно консолидировать - продлить дальше, за улицу Флегонтова, в район так называемой "Кругосветки". Таким образом мы бы более масштабно решали задачу и строительства нового жилья, и расселения людей из обвального фонда. Там сейчас на уже запланированном участке Индустриальной улицы будем выселять 160 семей. Под снос пойдут дома, которые периодически затапливаются. Уже в этом году переселим 60 семей. Вот вам пример совмещенного решения проблем.
Когда строим, мы же преследуем и эту цель. Снесли семь бараков на проспекте 60-летия Октября. Убрали сорок старых домов на улице Ленинградской при строительстве дорожной развязки. Снесли шесть домов в районе судоверфи, барак при расчистке места под семинарию и т.д. А в Дома ветеранов откуда люди пришли? Из лачуг. Переселить столько людей из ветхого фонда в нормальные квартиры - я бы назвал это достойным делом.

- Однако, Виктор Иванович, вы назвали такие стройки и в таких масштабах, что будет покруче амбициозных федеральных планов на три года вперед.

- На три года вперед планируют дом построить. А мы ставим задачи на десятилетие. Кстати, по краю только на этот год в планах капитального строительства 65 объектов, да еще капитального ремонта - около 70. Например, по коммунальному строительству - семь объектов, по здравоохранению - девять, по образованию - семь, по культуре - четыре, социальных - три, водохозяйственных объектов - девять. Они как будто небольшие, если сравнивать с дорогами или газопроводами. Но разве менее нужные? Разве они в целом менее затратные?

- А где спортивные объекты? Они в планах есть?

- Есть. Мы должны построить в Хабаровске крытый стадион для хоккея с мячом, примерно на десять тысяч зрителей. Не как "Платинум Арена" - попроще. Большой крытый каток по сезону. В России таких объектов мало, да еще и готовых проектов-то нет. Но я пообещал такой стадион нашей команде. И он будет.

- Разумеется, не за бюджетные деньги.

- Совершенно верно. Просто те, кто пожертвует свои деньги на его строительство, еще не знают о своем грядущем счастье. (Смеется.)
Еще один важный объект - футбольная школа СКА-"Энергия", мы там к сезону должны сделать два поля. Как только потеплеет, начнется монтаж одного поля - искусственное покрытие заказано, уже идет в край. Второе поле планируется с естественной травой. Это будет базовая детская футбольная школа. Детские школы по хоккею у нас есть, по теннису есть. Вообще, детский спорт - это наше дело, профессиональный спорт - дело спонсоров. Подчеркиваю: на профессиональный спорт из бюджета мы не даем ни копейки.
А вообще за каждым видом спорта в правительстве края закреплен куратор. За волейбол отвечает министр пищевой промышленности Сергей Иванович Лопатин, за футбол - мой заместитель Владимир Александрович Попов, за хоккей с мячом - вице-губернатор Владимир Иванович Сыркин, я отвечаю за хоккей с шайбой. Убедительно?

- Ну, не то слово! Однако вернемся к теме. Объекты, объемы, темпы - все названо. Нет оценки.

- Мои оценки не новы. Во-первых, по объектам этого и следующего года решения принимались минимум два года назад. Минимум! Давно ясно и понятно, что у нас в крае ничто не делается по принципу "вдруг".
Во-вторых, оценка нынешней ситуации тоже давно выстрадана - строить надо еще больше! Если давать оценку возможностям: Вы же видите, мы строим значительно больше, чем их у нас имеется. Но если мы действительно хотим удержать население в крае, создать нормальные условия жизни, то работать надо лучше, лучше и лучше. И чем больше делаешь, тем яснее видишь, насколько больше надо. Вот в чем вопрос. Время-то бежит - надо успевать.
Поэтому я хочу закрутить, раскрутить, поставить на рельсы (выбирайте любой глагол) серьезнейшую программу строительства жилья. Не коммерческого - для богатых, а доступного для большинства. Коммерческое жилье строится, эта сфера развивается, там есть спрос, есть рынок. И слава Богу! Но если в этом направлении двигаться дальше, то так мы никогда не дойдем до доступного жилья. А мы обязаны им заняться. Только власть может своим участием решить эту проблему.
В-третьих. Ну, довели мы газ до котельных, а дальше что? Надо, чтобы его получили люди. Не будем же мы радоваться "У нас - труба!", когда у человека в квартире этого газа нет. Газ для энергетики - прекрасно! Но дальше-то газ должен прийти ко всем другим потребителям. А это тоже большая программа на несколько лет.
В-четвертых. Я не перечисляю всю нашу строительную программу - порты, железные дороги, заводы, шахты, другие предприятия. Это все есть в планах развития края. Обозначаю только тот инвестиционный план строительства, который увязан с нашим бюджетом, который в рамках нашего финансирования. Чтобы люди знали, что будет на их территории завтра, послезавтра и через десять лет. Чтобы у них была уже не призрачная надежда, а твердая уверенность в главном.
Поверьте, я много лет работаю в непростых условиях, уже на своей шкуре опробовал, что должно быть главным в жизни и в заботах власти, а что второстепенным. Энергетика, дороги, жилье - главное. Будет это - остальное приложится.
Вы знаете, что президент страны, федеральное правительство, Госдума уже совершенно иначе стали относиться к Дальнему Востоку и непосредственно к Хабаровскому краю. На мой взгляд, это являет собой серьезные предпосылки для нового мощного рывка. Нам нельзя упустить момент.
Все предыдущие годы край работал неплохо, но сейчас пришло время работать еще больше и лучше. Почему я так уверен? Есть опыт, есть понимание, есть сложившиеся коллективы. Вы представляете, как приятно это знать? Например, мы говорим: "Строим газопровод на Николаевск". А строительные организации уже аттестованы, коллективы созданы, знают, что надо делать. Мы с вами сегодня только говорим о предстоящей стройке, а они уже заключили договоры на поставку труб и прочего. Понимаете, как на душе приятно? То есть люди уже поняли задачу и работают на опережение.
С другой стороны. Вот большой коллектив, который строил газопровод или что-то другое. Стройка закончилась, а что он будет делать завтра? А что будут кушать дети этих строителей? Вы об этом думаете? Нет? Я думаю. И помню те времена, когда мы строили кусочек дороги или больничку, а на финише стройки люди не радовались. Они спрашивали: а дальше что?
Вот я и говорю: что дальше? На эту строительную программу должны ориентироваться и стройиндустрия, и транспортники, и городские, и районные, и сельские руководители, и краевые службы. Все! Краевое правительство не придет в деревню строить колодец. Но местная власть обязана его построить, подхватив общекраевую идею строительства как точку роста. И так во всем - от малых дел до глобальных.

Раиса Целобанова

газета "Тихоокеанская звезда" No 17 от 30 января 2007 года

Док. 336071
Перв. публик.: 30.01.07
Последн. ред.: 11.07.07
Число обращений: 866

  • Ишаев Виктор Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``