В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Катренко:`Дорога не прощает халатности ни водителю, ни пешеходу`. Назад
Владимир Катренко:`Дорога не прощает халатности ни водителю, ни пешеходу`.
"Уже стало банальным высказывание о том, что гибель человека - трагедия, гибель тысячи людей - статистика. Однако недавно я открыл для себя простую истину: одна из причин трагической статистики смертей на дорогах кроется в самой банальности, привычности простых людей к страшным цифрам дорожно-транспортных происшествий". Заместитель Председателя Государственной Думы Владимир Катренко рассказывает о том, что должно сделать наше государство, чтобы сообщения о дорожных происшествиях не напоминали фронтовую хронику времён войны.

Мы все просто привыкли к большим цифрам. Когда нам говорят, что в год на нашей планете гибнут 1 миллион 250 тысяч человек, особого впечатления это не производит. Жалко, конечно, но уж слишком абстрактен такой миллион с четвертью. А ведь это больше, чем население одной страны, недавно выступавшей на чемпионате мира по футболу. Или такой пример. Все человечество было потрясено картиной террористической атаки на Торговый центр Нью-Йорка и количеством погибших под руинами башен-близнецов, но мало кого в мире и даже в самих США потрясает тот факт, что каждые три недели на дорогах Соединенных Штатов гибнет столько же людей, сколько в Нью-Йорке в тот трагический день. И можно привести десятки, сотни таких "сопоставительных" примеров.

Я сейчас сказал "можно", а стоило бы сказать "нужно", "необходимо" эти примеры приводить чаще, разнообразнее и доказательнее. Только убедительная наглядная массовая пропаганда безопасности дорожного движения сможет сломать психологический стереотип нашего мышления, что если правила нарушать нельзя, но очень хочется, то можно и нарушить. И тут опять приходит на помощь статистика: основная причина ДТП - это нарушение Правил дорожного движения. Превышение скорости, пьянство за рулем, езда без ремней безопасности, а для мотоциклистов без шлемов оборачиваются гибелью для водителей и их пассажиров. В этих истинах ничего нового нет. Но на меня произвел особое впечатление такой факт: в результате широких международных исследований установлено, что в восьми из десяти летальных исходов ДТП водителей и пассажиров можно было бы спасти, если бы они были пристегнуты ремнями безопасности. 8 из 10 могли бы жить!

Надо убеждать людей делать хотя бы элементарное: сел в машину - пристегни ремень безопасности. Посадил пассажира на заднее сиденье автомобиля - не трогайся с места, пока не убедишься, что он пристегнут. Разумеется, каждое пассажирское место должно быть такими ремнями оборудовано. Конечно, такое оборудование стоит денег, но ведь жизнь-то бесценна, а здоровье значительно дороже лечения.

Но, к сожалению, одних убеждений и даже увещеваний мало. Нужны более жесткие меры воздействия. Какие? Приведу для начала такой пример. На Сахалине работает одна крупная западная компания. Руководители ее, естественно, деньги считать умеют. Так вот они обратили внимание, что их сотрудники в России за год на автомобилях наезжают 55-60 миллионов километров. Эти цифры были примерно постоянными, но при этом ежегодно количество дорожно-транспортных происшествий со смертельными исходами и увечьями росло. А это значит, что росли расходы компании на возмещение ущерба семьям погибших и самим увечным. Компания наняла независимых исследователей, чтобы выяснить причины незапланированных расходов, и те выяснили следующее. На работу принималось все больше наших, российских водителей, которые к ремням безопасности относились весьма высокомерно. Более того, к такому высокомерию они постепенно приучили и законопослушных западных водителей. Отсюда и печальная статистика дорожно-транспортных происшествий, и рост, скажем так, "гробовых" расходов компании.

Что сделало руководство? Оно пошло на непопулярный шаг: было принято внутрикорпоративное правило, по которому каждый сотрудник, замеченный в езде без пристегнутых ремней безопасности, подлежал немедленному увольнению. Не принимались в расчет никакие трудовые подвиги или производственные успехи нарушителя: уличен в том, что не думаешь о собственной жизни, здоровье, о родных и близких, о своих пассажирах, наконец, - до свидания. Свободен.
Результат превзошел все ожидания. Количество выплат по страховым случаям из-за смерти или увечий сотрудников сократилось на 80 процентов, а это те же самые 8 из 10 спасенных, о которых мы говорили выше.

Жесткое решение? Конечно. Я вам даже больше скажу, оно противоречит нашему трудовому законодательству. Но из-за таких, с точки зрения наших водителей драконовских мер сколько людей остались живыми и здоровыми!

Один этот пример убедил меня в необходимости в будущем выступить с законодательной инициативой, ужесточающей наказание водителей за пренебрежение ими или их пассажирами ремнями безопасности, а мотоциклистов - шлемами. Более того, я считаю, что у нас по отношению к пьяным за рулем и лихачам слишком либеральное законодательство. Оно тоже требует ужесточения. Предвижу, что такие меры вызовут недовольство многих водителей, но пусть уж лучше они поворчат, чем плакать о них будут родные и близкие. Ведь то, что сегодня происходит на наших дорогах, можно назвать эпидемией ДТП, а с такой эпидемией бороться нужно всем миром. И борьба эта должна проходить на уровне государственной политики, а не простых политических кампаний.

Совсем недавно, 22 июня 2006 года, в Москве прошла Международная конференция GRSP - Глобального партнерства по безопасности дорожного движения. Выступавший на конференции президент Международной автомобильной федерации Макс Мосли привел такой факт: как только во Франции началась повсеместная и последовательная борьба за элементарное исполнение Правил дорожного движения, количество смертей на дорогах снизилось с 7 до 5 тысяч. Вдумайтесь только: за год французы спасли от смерти 2 тысячи своих соотечественников.

Мы должны последовать этому примеру, потому что обеспечение безопасности дорожного движения стало острой социальной проблемой. Не случайно ей были посвящены парламентские слушания в Государственной Думе и совете Федерации, а затем и заседание президиума Государственного совета РФ под председательством Президента России В.В. Путина. Уже сам по себе столь высокий уровень рассмотрения данной проблемы свидетельствует о ее значимости и предъявляет к тем, кто обязан проблему решать, особые требования. Подчеркну, каждый и на своем уровне.

Коротко остановлюсь на своих предложениях. Родились они из опыта двух профессий: во-первых, водителя с более чем тридцатилетним стажем, во-вторых, депутата Государственной Думы трех созывов. Предложения разработаны по двум тематическим направлениям: повышение ответственности водителей, пешеходов и сотрудников ГИБДД, а также обеспечение безопасности движения при эксплуатации и строительстве дорог.

Итак, ответственность. Я глубоко убежден, что необходимо восстановить в Уголовном кодексе статью 265 "Оставление места дорожно-транспортного происшествия". В течение неполных шести лет эта статья действовала вполне успешно, Конституционным судом РФ признана "полностью соответствующей Конституции РФ", однако в декабре 2003 года была отменена. Наиболее строгий вид наказания, который ею был предусмотрен, - лишение свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. За бегство с места ДТП, то есть за умышленное преступление, теперь вместо уголовной ответственности предусмотрена только административная. Это значит, что виновный в ДТП и сбежавший водитель рискует получить максимум административный штраф до 15 МРОТ, или же лишение водительских прав на срок от 6 месяцев до года, или же его подвергнут административному аресту на 15 суток. А ведь процент водителей, скрывшихся с места ДТП, и без того велик. Более того, он постоянно растет, потому что нынешнее положение дел лишь провоцирует водителя на явно аморальный выбор: если я скроюсь с места ДТП, то меня могут и не найти, а если найдут, тогда уж отделаюсь штрафом. Вот к чему приводит декриминализация подобного деяния.

Необходимо ввести уголовную ответственность и за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Тут, мне кажется, и объяснять ничего не надо. Пьяный за рулем - это не только потенциальный самоубийца, но и просто реальная страшная угроза для пешеходов, водителей и пассажиров.

Но ведь аварийные ситуации, часто заканчивающиеся травмами, увечьями, гибелью людей и почти всегда разбитой техникой, создают не только пьяные водители, но и, как говорится, лыка не вяжущие пешеходы. В чем виноват абсолютно трезвый, соблюдающий все Правила дорожного движения водитель, когда под колеса его автомобиля бросается едва стоящий на ногах человек? Мгновенно, на уровне инстинкта выворачивая руль, водитель начинает спасать прежде всего пьяницу, рискуя при этом собственной жизнью и жизнью своих пассажиров. Считаю необходимым подвергать пешеходов, виновных в дорожно-транспортных происшествиях с тяжелыми последствиями, наказаниям, соотносимым с наказаниями водителей в аналогичных ситуациях. И при этом необходимо учитывать, что состояние алкогольного опьянения виновного является отягчающим, а не смягчающим вину обстоятельством.

И, конечно, должны быть ужесточены наказания всех нечистых на руку сотрудников ГИБДД, считающих свой пост на дороге частным предприятием по выкачиванию купюр из водительских карманов. К сожалению, фактов вымогательства, провоцирования водителя на дачу взятки такими, с позволения сказать, оборотнями с жезлом еще довольно много. Каленым железом надо выжигать из рядов ГИБДД подобных инспекторов "с большой дороги".

Теперь о самих дорогах. Когда в кругу друзей заходит речь о российских дорогах, я люблю цитировать не набивший оскомину гоголевский афоризм про две российские беды, а отрывок из "Евгения Онегина", где Пушкин жалуется на то, что у нас "дороги плохи, мосты забытые гниют. На станциях клопы да блохи заснуть минуты не дают. Трактиров нет. В избе холодной высокопарный, но голодный для виду прейскурант висит и тщетный дразнит аппетит". С тех пор прошло более 170 лет, и хотя благодаря рыночной экономике трактиры возле дорог завелись, а блохи почти вывелись, но с самими дорогами в стране еще очень большие проблемы. И особенно с обеспечением безопасности движения по ним. Отчасти это объясняется очевидной недооценкой значимости проблемы, оборачивающейся недостатком средств на ее решение. Поэтому я считаю необходимым при работе над бюджетом на следующий год учесть дополнительные расходы на безопасность дорожного движения. Считаю целесообразными и те инициативы, по которым до 10 процентов средств, заложенных в проекты строительства новых дорог, должны быть употреблены на меры безопасности движения по этим дорогам.

Что это за меры? На федеральном уровне, то есть в Минтрансе и Федеральном дорожном агентстве необходимо начать реализацию широкомасштабных проектов по разметке участков федеральных трасс с применением полимерной ленты, как это давно уже делается на Западе.

Более того, необходимо ввести контурную маркировку грузовиков и прицепов, а также автобусов определенного вида. Ведь именно контурная маркировка является одним из самых эффективных направлений снижения количества ДТП в темное время суток. В США, например, это сделали обязательным правилом более 12 лет назад и получили вполне реальные положительные результаты.

Есть еще много чисто технических предложений. Если их осуществим, мы спасем многих наших сограждан. Ведь то, что сейчас происходит, иначе как войной на дорогах назвать нельзя. А в этой войне победителей не бывает.

14.07.2006
http://www.katrenko.ru/publication/view.html?id=5400

Док. 336035
Перв. публик.: 14.07.06
Последн. ред.: 11.07.07
Число обращений: 272

  • Катренко Владимир Семенович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``