В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление Губернатора Хабаровского края В.И.Ишаева на совместном заседании Высшего совета и Генерального совета `Единой России` с докладом `Позиция Партии по проекту федерального бюджета на 2008-2010 гг.` Назад
Выступление Губернатора Хабаровского края В.И.Ишаева на совместном заседании Высшего совета и Генерального совета `Единой России` с докладом `Позиция Партии по проекту федерального бюджета на 2008-2010 гг.`
В.И. Ишаев
Губернатор Хабаровского края
Член Бюро Высшего Совета
политической партии "Единая Россия"

Тезисы к выступлению на совместном заседании Высшего и Генерального Советов Всероссийской политической партии "Единая Россия"

Уважаемый Борис Вячеславович, коллеги

Рассматривая проект федерального бюджета на 2008-2010 годы мы должны исходить из целей и задач социально-экономического развития страны, поставленных Президентом РФ В.В. Путиным в Послании Федеральному собранию и Бюджетном послании. При этом чётко осознавая что бюджет является весьма важным, но только инструментом социально- экономического развития.

Президент в Послании Федеральному собранию заострил внимание на том, что Россия по существу преодолела кризисный период и находится в начале нового периода своего развития - подлинного возрождения страны. Это означает необходимость разработки новых методов и механизмов, которые обеспечат стабильное развитие страны высокими темпами. Это касается и бюджетной политики государства. В связи с этим, безусловно, положительным фактом является закрепление в качестве основных целей бюджетной политики расширения горизонта планирования и превращения ее в эффективный инструмент макроэкономического регулирования развития.

Рассмотрев бюджет, мы вправе констатировать что проект трехлетнего Федерального бюджета по своей идеологии претерпел определенные изменения. Новации, в первую очередь, касаются параметров профицита бюджета и его социальной составляющей. Напомню, что ожидаемая оценка профицита уже в текущем году составляет 2.1 % от ВВП, снижаясь до 0.6 % к 2010 году. Это несколько увеличивает расходы федерального бюджета по отношению к ВВП. Таким образом, федеральный бюджет становится более сбалансированным. В нем появляются некоторые моменты положительного воздействия на экономический рост и развитие страны. При этом непроцентные расходы за прогнозируемый трехлетний период в среднем увеличатся примерно на 2 % от ВВП по сравнению с предшествующим периодом.

Как положительный факт следует отметить рост расходов на социальную политику - почти в 2 раза к уровню 2007 года и увеличение расходов на национальную экономику, правда только до 2009 года - в 1.6 раза. При этом в 2010 г. этот рост стабилизируется, а объем ассигнований сокращается с 800 млрд. руб. в 2009 г. до 544 млрд. руб. Предполагается некоторое движение в области формирования промышленной политики (создание крупных научно-производственных объединений в авиационной и судостроительной промышленности) и усиления финансирования целевых программ, в том числе инновационно-технологических. К числу положительных моментов следует также отнести более активное финансирование демографической политики. По крайней мере, заявка на двукратное сокращение бедности в многодетных семьях к 2010 г. - это уже кое-что.

Для партии важнейшей целью ее деятельности является человек и его уровень жизни и благосостояния. А проблем в этой сфере, к сожалению, очень много.

Продолжается расслоение населения по уровням доходов. Только по официальным данным за 2006 г. 10 % самой доходной группы получают доходов в 15.3 раз больше, чем у 10 % низко-доходной группы. На самом деле этот разрыв гораздо выше. Не решены проблемы приведения размеров заработной платы и пенсии к величине прожиточного минимума - практически, это основное требование всех социальных слоев населения. По существу до 80% населения нуждаются в той или иной степени государственной поддержки, что осуществить государству эффективно безусловно нереально. Поэтому проводить реформы в таких условиях когда большая часть населения не платёжеспособна, или находится за чертой - крайне сложно.

Неудовлетворительно решается задача формирования среднего класса, о необходимости которой неоднократно говорил Президент. Ведь о стабильном и процветающем государстве можно говорить только тогда, когда удельный вес среднего класса, то есть платёжеспособного населения, составляет не менее 50 % .

Поэтому при констатации положительных фактов мы не должны упускать из виду следующие существенные моменты. Во-первых, финансирование социальных расходов у нас существенно ниже, по некоторым оценкам в 2 раза, среднемирового уровня, не говоря уже о расходах на эти цели в экономически развитых государствах. Во-вторых, бюджет сформирован на фоне сокращающихся за этот период темпах роста ВВП, промышленного производства и инвестиций в основной капитал.
Мне кажется, что это - тема особого разговора и именно в этом вопросе должна быть выработана конкретная позиции партии на долгосрочную перспективу.

Я еще раз хочу подчеркнуть известную всем нам истину: бюджет - это только инструмент общей социальной и экономической политики. Следовательно, от того, как сформулирована стратегия и политика социально-экономического развития страны, зависит и динамика и структура самого бюджета. Уже прошло много времени, как группой ведущих ученых-экономистов была сформулирована идея о жесткой необходимости формирования долгосрочной стратегии развития страны. Первая попытка ее формирования была сделана шесть лет назад, когда была предложена и одобрена Президентом страны и Парламентом "Концепция стратегического развития России до 2010 года", разработанная рабочей группой, созданной президиумом Государственного совета РФ.

Можно констатировать, что основные идеи этой концепции востребованы на практике, но в цельном виде она так и не была принята. Прошедший после ее обсуждения период показал, что необходимость долгосрочного видения будущего России очевидна.

Только исходя из долгосрочной стратегии можно обеспечить эффективную разработку кратко- и среднесрочных планов и программ, в том числе и бюджетов. Только в этом случае можно гармонизировать всю систему экономической и социальной политики и добиться повышения эффективности, в том числе и расходов бюджета.

Только в этом случае прогноз динамики макропоказателей, финансовых и инвестиционных ресурсов будет иметь надежное обоснование, а изменение структуры расходов будет обусловлена не только их объемом, но и приоритетами, сформулированными в долгосрочной стратегии. Только тогда будет понятно и доказано, почему, как в случае с обсуждаемым трехлетним бюджетом, достаточно резко сокращаются, например, объемы финансирования национальной экономики в 2010 г. или только в этом году также резко увеличиваются расходы на здравоохранение.

Следующий момент - это межбюджетные отношения. Реализация главной цели общественного развития - создание условий для обеспечения благополучия, безопасности и достойной жизни граждан России предполагает в области бюджетной политики достижение сбалансированности между социальными обязательствами власти и ее возможностями.

В результате принимаемых различных решений - возможности субъектов Федерации в этом аспекте постоянно и последовательно ограничивается.

Не получая возможности проводить конструктивную и активную экономическую политику. Регионы постепенно теряют доходную базу своих бюджетов. Еще в начале восстановительного периода (1999-2000 гг.) сформировалась пропорция, когда в федеральном бюджете аккумулировались 55-60 % финансовых ресурсов, а расходные полномочия не превышали 50 %. Обратная пропорция складывалась на региональном уровне: 40-45 % доходов и 55-60 % расходных полномочий. То есть в результате разделения полномочий, регионы имеют расходных обязательств на 60 %, а средств для их исполнения - только 40 %. И к настоящему времени ситуация не претерпела кардинальных изменений.

Бездефицитность бюджета есть не более чем фикция. В действительности дефицит федерального бюджета давно "перебазировался" в бюджеты субъектов Федерации. А сегодняшние механизмы межбюджетных отношений - этой проблемы не решают. Недостаточность выделяемых средств на выравнивание, наряду с отсутствием необходимых доходных источников как раз и приводит к дефицитности подавляющего большинства региональных бюджетов. Это происходит из-за того, что реально не учитываются социальные обязательства регионов, которые являются государственными обязательствами.

Таким образом, при принятии закона о федеральном бюджете "законодательно" закрепляется не выполнение регионами своих полномочий.

Особо хотел бы отметить, что предусмотренные в проекте федерального бюджета механизмы решения задач сбалансированности бюджетной системы в долгосрочном периоде в основном ориентированы на федеральный бюджет, а не на бюджеты субъектов РФ. Это выражается в том, что темпы роста дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов составляют 113.7 % (2010 г. к 2008 г.). А темпы роста доходов федерального бюджета запланированы на уровне 121.8 %.

Трансферты не обеспечивают сбалансированности бюджетов. Собственно, это признается в проекте трехлетнего бюджета. Конечно, важно, что ставится цель снижения различия между 10-тью наиболее обеспеченными и 10-тью наименее обеспеченными субъектами РФ с 14 раз до 3-4, но только бюджетными трансфертами ее не решить. Здесь нужна полная ясность, каким образом правительство предполагает достичь этой цели, и нет ли здесь лукавства. Президент страны в Послании Федеральному Собранию говорил о выделении средств регионам для выполнения ими социальных обязательств в размере порядка 200 млрд. рублей. В проекте федерального бюджета на это предполагается порядка 130 млрд. руб. межрегионального трансферта, при сокращении абсолютного размера передаваемых средств с 900 млрд. руб. в 2008 г. до 875 млрд. руб. в 2010 г. Можно, конечно, уповать на оптимизацию расходов, на сокращение темпов инфляции, но и инфляция будет. А социальные расходы, как я уже говорил ранее, в структуре бюджетных расходов значительно отстают от среднемирового уровня.

Следовательно, в предлагаемом бюджете дефицит региональных и местных бюджетов на выполнение их социальных обязательств будет по-прежнему воспроизводиться.

Азбучной истиной является то, что единое государство должно иметь единый государственный бюджет, и он должен отражать всю сумму доходов и расходов за соответствующий период на территории страны. Государственный бюджет должен разрабатываться и приниматься в строгом соответствии с учетом обеспечения необходимых расходов на уровне субъектов Российской Федерации. В этом смысле консолидированный бюджет является необходимым инструментом согласования целей и задач, с одной стороны и необходимых ресурсов, с другой стороны, для развития как страны в целом, так и субъектов РФ. Прогноз консолидированного бюджета должен вноситься Правительством в Федеральное собрание одновременно с проектом федерального бюджета.

При этом должны строго соблюдаться принципы Бюджетного Кодекса по распределению доходов между бюджетными уровнями. *Чрезмерная централизация доходов государственного бюджета (такая бюджетная система не является ни стимулирующей развитие, ни даже регулирующей, а сугубо фискальной по своей сути) делает обязательства субъектов Федерации нереализуемыми.

Безусловно, важно что, начиная со следующего года, в соответствии с Бюджетным Кодексом бюджетное финансирование переводится на принципы программного планирования, о которых я уже говорил. Здесь мы - в начале пути, и наша задача - оптимизировать доходные и расходные полномочия таким образом, чтобы добиться наивысшей эффективности с точки зрения экономического и социального развития каждого региона и в целом государства.

В этой связи я считаю, что целесообразно пересмотреть существующее закрепление доходов между бюджетами всех уровней. Необходимо максимально возможное территориальное совмещение источников возникновения налогооблагаемой базы и уплачиваемых налогов. Считаю возможным передачу в бюджеты субъектов доли налога на прибыль, зачисляемой в федеральный бюджет, а также НДС в размере не менее 10 %. Это позволит повысить уровень диверсификации доходов субъектов РФ, снизить дефицитность и повысить уровень устойчивости региональных бюджетов.

Нарастают различия в уровнях социально-экономического развития регионов не только количественные, но и качественные. Если в одних регионах речь идет о переходе от индустриального к постиндустриальному развитию, то в других - темпы развития ниже общегосударственных. Если в одних регионах уровень развития инфраструктуры, особенно производственной, находится на удовлетворительном уровне, то в других регионах такая инфраструктура практически отсутствует. Регионы различаются по имеющейся ресурсной базе, научно-техническому потенциалу, сложившимся институтам.

Дальнейшее игнорирование проблем регионального развития в России просто невозможно. Я считаю, что "Единая Россия", понимая что только обеспеченные регионы создают стабильность в государстве и обеспечивают его развитие, должна более жёстко контролировать и конструктивно влиять на реализацию региональной политики.

Еще раз акцентирую ваше внимание на факте прогнозируемого в ближайший трехлетний период сокращения темпов роста ВВП, промышленного производства и, как следствие, темпов бюджетных доходов. Для поддержания высоких темпов роста ВВП (ВРП в регионах), роста доходов населения и сокращения разрыва в уровнях доходов НЕОБХОДИМО ВОВЛЕЧЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НОВЫХ ОТРАСЛЕВЫХ ПРОЕКТОВ И РЕГИОНОВ "второго эшелона". Одними из таких перспективных регионов являются восточные регионы. Но об этом я уже делал доклад на Генсовете партии в прошлом году, поэтому остановлюсь только на некоторых принципиальных моментах.

Следует обратить внимание на то, что экономика Востока России в целом представляет не отсталый, а один из наиболее продуктивных и своеобразно самодостаточных компонентов экономической структуры России. Например, выработка ВРП на одного занятого на Дальнем Востоке на 10-11 % превышает аналогичный среднероссийский показатель. Это означает, что 1 % прироста ВРП на Дальнем Востоке более весом, чем в среднем по стране, и проблема повышения темпов роста на востоке - не сугубо региональная, а национальная задача.

Создание на востоке страны в течение 15-20 лет экономики, сопоставимой по уровню развития с экономиками регионов сопредельных (приграничных) стран предполагает изменение пространственного размещения производительных сил. Уже сейчас страна сталкивается с необходимостью реального расширения экономически активного пространства за счет севера азиатской части России. Необходимо использовать новые подходы в области территориального планирования и размещения производительных сил, касающихся территориально-производственных комплексов (ТПК) и интегрированных территориально-производственных зон (ИПТЗ) в Южном и Северном широтных поясах, а также контактные зоны с сопредельными странами. Это необходимо не столько для развития восточных регионов, сколько для России в целом.

Мы на Дальнем Востоке уже давно говорили о необходимости создания здесь контактной зоны - своеобразного фильтра из предприятий обрабатывающей промышленности. Так как наши экономические отношения в значительной степени связаны с рынками СВА. В настоящее время вывоз - в основном только сырья - на внешние рынки с Дальнего Востока составляет 18 %, а на российские рынки - только 4 %.

Но наши настойчивые призывы услышала только китайская сторона. И на северо-востоке Китая, высокими темпами уже создается такая зона, с расчетом на дальневосточный ресурсный сектор.

В этом регионе Китая сформировался и продолжает активно развиваться мощный комплекс деревообрабатывающих и нефтехимических предприятий, рассчитывающих на экспорт российского сырья. Мощный комплекс деревоперерабатывающих предприятий базируется исключительно на переработке российского леса, в котором занято более 2 млн. человек. Только в районе небольшого городка Суфуньхэ (на границе с Приморским краем) сосредоточено свыше 500 деревообрабатывающих предприятий общей мощностью 3 млн. кбм. в год. В городах Харбин, Далянь, Цзямусы, Цицикар, Муданцзян сосредоточены мощности по переработке на каждом более млн. кбм. российского леса в год. За последние 5 лет только в провинции Хэйлунцзян построено 7 новых крупных предприятий по переработке российской древесины. К сожалению, на российской стороне нет ничего подобного ни в жизни, ни в планах.

После вступления Китая в ВТО химическая промышленность оказалась одной из самых уязвимых отраслей китайской экономики. В этих условиях китайским руководством сделана ставка на развитие в северо-восточных провинциях страны на основе имеющихся здесь нефтеперерабатывающих производств мощного нефтехимического комплекса, практически полностью ориентированного на российской сырье. Планируется создание в этом регионе единой системы нефтехимических производств с центром в г. Дацин и узловыми производственными пунктами в г. Харбин, Далянь, Цицикар, Муданцзян. Реализации этой стратегии приведет к созданию в СВК нефтехимического комплекса международного масштаба, способного производить этилен, синтетические материалы, автомобильное топливо, шины, удобрения, синтетический каучук, продукты тонкой переработки нефти и газа.

Всего только в провинции Хэйлунцзян в ближайшие годы предполагается создание 90 предприятий нефтехимической промышленности. По расчетам китайских экономистов, уже в ближайшее время продукция местного нефтехимического комплекса сможет составить острую конкуренцию аналогичной российской продукции не только на мировых рынках, но и на внутреннем - Российском рынке.

Для того чтобы окончательно не превратиться в сырьевой придаток стран СВА, необходимо стимулировать и развивать обрабатывающий сектор промышленности с высокой долей добавленной стоимости, в первую очередь, в лесной промышленности, металлургии, машиностроении, а также в ТЭК. Необходимо развивать и наращивать не экспорт топливных ресурсов, а электроэнергии, продуктов нефтепереработки и газохимии. Этого тоже пока нет и в планах.

Сохраненный потенциал в обрабатывающей промышленности Дальнего Востока создает условия для прихода крупных компаний, ориентированных на переработку в южную зону региона. Несмотря на проблемы обрабатывающих отраслей, они являются базовым элементом формирования кластеров, ориентированных на законченный цикл - "добыча-переработка" - здесь нужны только политическая воля и государственных подход.

Необходимым системным условием сокращения разрыва в территориальном развитии страны в целом, а также решения проблемы динамичного экономического и социального развития Дальнего Востока, в частности, является обеспечение условий роста в регионах с непременным и значительным участием государства.

При этом необходимыми являются следующие мероприятия, которые позволят обеспечить динамичное экономическое и социальное развития Дальнего Востока. 1. Увеличение ежегодного финансирования только ФЦП "Дальний Восток и Забайкалье" как минимум до 50 млрд. руб в течение 2007-2013 гг. и постепенным увеличением этой суммы. Общее увеличение инвестиционного портфеля, включая корпоративные и другие привлеченные инвестиции, должно составить порядка 700 млрд. руб ежегодно против 180-200 млрд. руб в настоящее время. 2. Всемерная поддержка и развитие проектного подхода в развитии Дальнего Востока, базирующегося на ФЦП "Дальний Восток и Забайкалье" и государственно-частном партнерстве.

Таким образом, только комплексное, опережающими темпами при непременной государственной поддержке, развитие сможет обеспечить достойную жизнь на Дальнем Востоке и значительно увеличить его вклад в национальное экономическое и социальное развитие, обеспечить закрепление и приток населения на Дальний Востокю

В заключение хочу подчеркнуть, переход на трехлетнее планирование бюджетной политики и основные тенденции по изменению системы федерального бюджета, предложенного в проекте - только первый шаг на пути формирования эффективных инструментов государственной политики долгосрочного устойчивого и динамичного развития страны. Совершенствование бюджетных инструментов, формирование долгосрочной стратегии и промышленной политики на приоритетных направлениях являются необходимыми и насущными элементами системного подхода к обеспечению прорыва, стабильного и поступательного развития страны, о котором говорил Президент в Послании Федеральному Собранию.

Уважаемые коллеги!

Государство выходит на принципиально новый этап - этап развития. Внедряются новые механизмы управления экономикой и бюджетом.

Следовательно, Единая Россия должна четко определять свою позицию, а главное свою роль и место в решении общегосударственных задач.

При этом необходимо: первое, расширить свое влияние на принимаемые решения на этапе их разработки и обсуждения. Здесь механизм один. Это совместная и конструктивная работа с правительством.

Второе. Обеспечить жесткий и действенный контроль за выполнением принятых решений, наказов избирателей и задач, поставленных президентом России.

Для партии, имеющей парламентское большинство и лидирующие позиции в обществе, это вполне посильная и реальная задача.

Спасибо за внимание.



www.khabkrai.ru/governor/doc_er_23052007.html

Док. 335826
Перв. публик.: 25.06.07
Последн. ред.: 11.07.07
Число обращений: 804

  • Ишаев Виктор Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``