В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игорь Артемьев: Монополизация стала барьером для российской экономики Назад
Игорь Артемьев: Монополизация стала барьером для российской экономики
На пресс-конференции, прошедшей в информационном агентстве "Интерфакс-Юг", на вопросы журналистов отвечал находившийся с рабочим визитом в Ростове-на-Дону руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Юрыум АРТЕМЬЕВ,

ФАС - это составная часть Правительства Российской Федерации. Сегодня и Президент, и парламент, и Правительство России уделяют значительное внимание работе антимонопольных органов. Ибо монополизация достигла таких пределов, что стала серьезным барьером для развития экономики страны. Летом этого года Президент РФ подписал Указ, согласно которому роль антимонопольных органов существенно повышена.

-Нам не только возвращены, но и усилены полномочия по контролю за действиями естественных монополий, сказал Игорь Артемьев.

25 ноября по поручению Правительства руководитель ФАС представит на рассмотрение депутатов Госдумы РФ пакет законодательных инициатив в области антимонопольной политики, которые призваны открыть новую страницу в этой сфере. Законодательство будет серьезно меняться для того, чтобы можно было достаточно четко контролировать ситуацию со слияниями компаний и поглощением одних другими.

В проекте нового федерального закона предлагается, проводя систему общих определений и юридических понятий, совместить два действующих закона - об антимонопольном контроле и защите конкуренции - как на товарных, так и на финансовых рынках. Самыми значительными вопросами, которые должны получить свое разрешение в результате изменений в российском законодательстве, Игорь Артемьев назвал проблемы, связанные с повышением эффективности работы по таким нарушениям, как злоупотребление монополиями доминирующим положением, их согласованные действия, а также по злоупотреблению полномочиями со стороны органов власти.

- Происходит уточнение формулировок, меняется состав правонарушений, - заявил он, - вводятся повышенные штрафные санкции, которые будут очень чувствительными. Вводится понятие дисквалификации для государственных чиновников и менеджеров корпораций, которые за нарушение антимонопольного законодательства будут лишаться права занимать определенные должности сроком до пяти лет. Это не распространяется только на чиновников, занимающих выборные должности.

Центральный аппарат ФАС намерен также существенным образом повысить роль гражданских институтов, некоммерческих организаций в антимонопольной работе, создать общественный фронт борьбы с монополиями. Если новый закон будет принят, у россиян появится возможность напрямую, минуя чиновничьи структуры, обращаться в суд, привлекая при этом ФАС в качестве третьего лица.
В проекте закона предусмотрены беспрецедентные стандарты раскрытия информации со стороны коммерческих структур. Прежде всего, это касается систем офшоров, а также управления собственностью.

- Мы хотим быть абсолютно открытым для СМИ органом, - констатировал Игорь Артемьев. Для этого вводятся такие антикоррупционные процедуры, чтобы общество имело полную информацию и о ФАС, и о тех рынках, которые мы контролируем.

Исключение составит только государственная тайна или коммерческая информация, которая может нанести ущерб соответствующему бизнесу.

Отвечая на вопрос о причинах роста цен на бензин, Игорь Артемьев акцентировал внимание журналистов на специальном постановлении ,принятом в конце августа Правительством РФ. В росте цен, по его мнению, виновна не столько внешняя конъюнктура, ныне благоприятная для нашей страны, сколько наличие в этой отрасли экономики серьезных злоупотреблений некоторыми компаниями своим доминирующим положением, и даже картельный сговор.
Почему, собственно, на рассмотрение Государственной Думы РФ и выносятся предложения по ужесточению штрафных санкций. Увы, но пока ФАС по суду может оштрафовать самых злостных монополистов только на сумму, не превышающую шестнадцать тысяч долларов США. Некоторые монополии зарабатывают такие деньги в течение нескольких часов. И они готовы платить штрафы как своеобразную ренту, продолжая заниматься противоправной деятельностью. Предполагается же, что штрафные санкции за злоупотребление доминирующим положением по суду на основании решения антимонопольного органа будут составлять два процента от годового оборота компании за предыдущий финансовый год, а за согласованные действия - четыре процента. В случае повторных нарушений штрафные санкции увеличатся вдвое. Это означает, что штрафы возрастут в тысячи раз, и для крупных компаний составят десятки и сотни миллионов долларов за однократные нарушения.

По словам Игоря Артемьева, монополистические сговоры - ни что иное, как мошенничество в особо крупных размерах. Вот почему практика наложения крупных штрафов при таком мошенничестве принята во всем мире.
- Может быть, для повышения эффективности деятельности ФАС было бы правильнее вывести антимонопольную службу из числа правительственных структур, дать ей возможность работать самостоятельно? - поинтересовались журналисты.

- В мире существует несколько моделей действия антимонопольных органов, ответил Игорь Артемьев. К примеру, наши украинские коллеги, как надзорный орган, выведены из состава правительства. В Швеции же такая служба находится в составе Министерства экономического развития. Наконец, в некоторых странах
есть независимые службы внутри правительства, когда антимонопольный орган подчиняется прямо премьеру. Я совершенно убежден, что наличие ФАС в составе правительства, подчинение службы премьеру является самой оптимальной формой на сегодняшний день и для России. Риск выведения из состава правительства - это риск оказаться в вакууме, у нас могут возникнуть серьезные затруднения.

Ныне же выбранный председателем Правительства и Президентом РФ курс позволяет ФАС каждодневно получать самую серьезную поддержку своих действий, вести дела против всех без исключения крупных монополистов, чтобы не допустить избирательного правоприменения.

- За семь месяцев, что я работаю в должности, сказал Игорь Артемьев,- никаких указаний ни из Кремля, ни от председателя Правительства РФ о том, как, каким образом вести дел а, я не получал. И такое положение меня совершенно устраивает. Автоматическим выведением из структуры правительства нынешнюю ситуацию в экономике можно только ухудшить.

Особую озабоченность у центрального аппарата ФАС вызывают сегодня действия такого монополиста, как Газпром. Игорь Артемьев привел пример, когда группа аффилированных с Газпромом лиц купила завод по производству керамической плитки. Понятно, что стоимость газа для такого завода фактически была равна нулю. О какой же конкуренции на рынке керамической плитки можно было в этом случае вести речь?
- Попытка естественных монополий внедриться в смежные секторы экономики приводит к фактическому омертвлению этих секторов, - подчеркнул руководитель ФАС. - Когда естественные монополии входят на смежные рынки, то, как правило, разрушают их.

Он считает, что радикальное решение этой проблемы, которое на самом деле является острым политическим вопросом, - это принятие таких изменений в законодательстве, когда естественная монополия в соответствии со своим уставом сможет заниматься только тем видом деятельности, который, собственно, и является ее монополией. Конечно, могут быть еще какие-то дополнительные аспекты, связанные с решением социальных вопросов жизнедеятельности компании. Но внедрение в смежные отрасли экономики для естественных монополий нежелательно.

Серьезными проблемами для государства в целом Игорь Артемьев назвал вопросы монополизма в реализации транспортной инфраструктуры; административные барьеры, которые "возводят у себя некоторые удельные князья"; существующую систему конкурсов в экономике, которые еще пока не стали открытыми и прозрачными. Кстати, на днях Министерство экономического развития и торговли РФ согласилось с доводами ФАС о том, что объявления о конкурсах в обязательном порядке должны теперь размещаться на сайтах проводящих их органов в Интернете.

А как работает антимонопольная служба в Чеченской Республике? Там тоже есть представительство ФАС. В нем трудятся сегодня четыре человека.

- Разумеется, мы стараемся, чтобы наши коллеги в Чечне тоже отрабатывали все основные наши вопросы, - отметил руководитель ФАС. - Но мы понимаем, что сейчас в республике особая обстановка, там не все сразу возможно решить. Но работа ведется, мы понимаем ее специфику и поддерживаем наших коллег в ЧР.

К сожалению, территориального антимонопольного управления нет сегодня в другой республике ЮФО -Ингушетии. В связи с этим, возможно, вскоре будет создано единое территориальное управление по Чечне и Ингушетии, заявил Игорь Артемьев. По крайней мере, такая версия обсуждается.

Отдельно остановился руководитель ФАС на таких аспектах недвижимости, как жилье, коммуникации, жилищно-коммунальное хозяйство. Здесь, отметил он, опять же наблюдается смычка между чиновниками и бизнесом, слияние бизнеса и власти.

Монополизация рынков жилья, резкий стремительный рост квартплаты, цен на дома и квартиры - это результат незначительного числа предложений, которые выбрасываются на рынок, на фоне растущего спроса на жилье. По мнению Игоря Артемьева, здесь тоже необходим контроль за тем, чтобы в руках одних лиц не сосредотаочивались все участки под застройку. Иначе картелезации - ценовых сговоров и согласованных действий строительных компаний - не избежать. В случае нарушения антимонопольного законодательства и здесь надо привлекать чиновников к ответственности, в том числе уголовной.

Если же говорить о демонополизации ЖКХ, то для этого, по мнению руководителя ФАС, необходимо всячески стимулировать товарищества собственников жилья, кондоминиумы, когда люди объединяются и формируют одну из сторон договора. Надо стимулировать и малый бизнес, который приходит в жилищно-коммунальное хозяйство. Предприниматели должны иметь возможность работать по сравнительно низким тарифам и при этом развивать свое дело. Тогда появится две стороны, которые смогут заключать договоры на конкурентном рынке. Вот тогда упадут цены на жилье, повысится качество его обслуживания. Но в первую очередь для этого надо менять государственную политику в сфере ЖКХ. Например, сегодня тарифы для объединенных форм жильцов - жилищно-строительных кооперативов, кондоминиумов, считающихся юридическими лицами, чуть ли не в два раза выше, чем для физических лиц. Иными словами, получается, что людям выгоднее расформировать ЖСК или кондоминиумы, вернуться "в неуправляемое, дикое, первобытное состояние и вообще не заниматься своим домом". Поэтому сейчас центральный аппарат ФАС сконцентрировал свое внимание на Жилищном и Градостроительном кодексах, в проекты которые хуже включены более сорока поправок антимонопольной службы.




Волгоградская правда
5 ноября 2004
http://www.fas.gov.ru/article/a_1634.shtml?print

Док. 335739
Перв. публик.: 05.11.04
Последн. ред.: 11.07.07
Число обращений: 405

  • Артемьев Игорь Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``