В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Иван Иванюк: Экономия - враг элегантности Назад
Иван Иванюк: Экономия - враг элегантности
Когда хорошее портится, оно становится особенно плохим

Говорят, что милиция за последние две недели после первых террористических актов в Москве поймала больше преступников, чем за весь предыдущий год. А уж сколько нарушений выявили - ни в сказке сказать, ни пером описать.

Спрашивается, чем они занимались до сих пор? Неужели только беда и работать заставляет? И еще один вопрос: что же должно произойти, чтобы в экономической жизни хоть что-нибудь сдвинулось с мертвой точки?

Похоже, нужно создать какой-нибудь штаб по восстановлению разрушенной экономики. Жизнь показывает, что стоит появиться хотя бы одному чрезвычайному штабу, а сейчас, в связи с взрывами, их создано несколько, начинается бурная деятельность, которая неизбежно охватывает все сферы жизни общества. Что значит штабная культура! А другой, похоже, нам и не надо.

Стоило, к примеру, президенту назначить первого вице-премьера Николая Аксененко руководителем оперативного штаба по борьбе с терроризмом, как он решил заменить главу компании "Транснефть". В начале прошлой недели группа вооруженных милиционеров взяла штурмом входную дверь в офис "Транснефти", распустила охрану здания и ввела в главный кабинет нового президента компании - Семена Вайнштока. Перераспределением зон нефтяной ответственности пытались заниматься в правительстве и раньше, но все как-то нерешительно. А когда под рукой ОМОН и особые полномочия, и решения как-то легче принимаются...

Сила, которая, как известно ума могила, похоже, будет использоваться правительством и для решения других проблем. Так, недавно на его заседании был одобрен проект закона, предоставляющего налоговой полиции все права, которыми наделены налоговые органы. Если законопроект будет принят, то проверки в офисах будет проводиться людьми в масках, готовых ворваться туда в любое время суток. Один французский министр финансов, живший в XVII веке, сказал, что взимание налогов - это искусство ощипывать гуся так, чтобы получить максимальное количество перьев с минимумом писка. Не знаю, как насчет перьев, с которыми у нас всегда плохо получалось, но писка будет предостаточно.

О самих налогах мы подробно поговорим в следующий раз. Сообщим лишь о послаблениях, которые вступили в силу с 16 сентября - теперь, в соответствии с правительственным постановлением "О порядке перемещения физическими лицами товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ" можно будет растаможить машину по новым, более низким ставкам. На автомобили, имеющие возраст свыше трех лет, установлена единая ставка таможенных платежей - 0,85 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя, если этот объем составляет менее 2500 кубических сантиметров и 1,4 евро при двигателе более 2500 кубических сантиметров. В отношении новых машин сохраняется прежний порядок - совокупный таможенный платеж складывается из таможенной пошлины, акциза, НДС и прочих налогов. Новый порядок отменит все льготы: для тех, кто подолгу находился в загранкомандировках - с 16 января 2000 года, а, к примеру, "чернобыльцы" уже их лишились.

Добавим, что "челнокам" теперь не придется загромождать своими тюками все жизненное пространство пассажирских поездов. В соответствии с принятым постановлением таможенные платежи на несопровождаемые товары снижены до уровня сопровождаемых. Необлагаемая платежами квота составляет 1000 долларов и 50 кг.

А вообще такое чувство, что именно транспорт воспринимается у нас как тормоз экономики. Мэр Москвы Юрий Лужков, у которого тоже немало полномочий для наведения порядка в столице в связи с последними взрывами и, казалось бы, не так много времени в запасе, решил заняться утилизацией старых автомобилей. Подсчитали, что в Москве каждый год приходит в полную негодность 130 тысяч авто, которые засоряют улицы, дворы и скверы и на заседании городского правительства придумали, что платить за решение этой проблемы будет автовладелец. Не всякий, а тот, чей железный конь прослужил от 5 до 15 лет. Раз в два года он должен будет выплачивать взнос по прогрессивной шкале в городскую казну при прохождении техосмотра. Если же гражданин решится расстаться со своим верным другом до достижения им 15-летнего возраста, то ему платить ничего не придется. Если же дотянет до "юбилея" авто, проливая над ним горькие слезы, и не докажет, что это музейный экспонат, раритет своего рода, то машину отнимут силой и взыщут еще кругленькую сумму.

Экономия даже в городском масштабе, это, конечно, хорошо. Но если бы Юрий Михайлович читал Бальзака, то он знал бы, что экономия - это враг элегантности, которая так может пригодиться ему в предвыборную кампанию...

Между тем москвичи и так активно приучаются все делать своими руками: организовывать круглосуточные дежурства в домах, латать дыры на чердаках, в подвалах и подъездах, чтобы не проник туда какой-нибудь террорист. Прямо как в Библии, "тварь покорилась суете не добровольно". У нас тоже на днях проходило собрание жильцов, и все дружно решили скинуться на ремонтные работы - от РЭУ так или иначе ничего не дождешься. "И сие именуется домоводство, - как писал Татищев, - гречески оекономия".

Раз уж такое дело, вспомним заодно и древних греков. Их знаменитый историк Фукидид утверждал, что для граждан гораздо важнее, когда процветает все государство в целом, а не когда отдельные лица преуспевают, целое же разрушается". Нынешняя слабость российского государства, в том числе и экономическая, уже заставляет каждого из нас вздрагивать по ночам. И отчаянно хочется верить в то, что раньше все у нас было очень хорошо. По крайней мере, сейчас оно уж больно мерзко. А древнегреческий философ Аристотель утверждал, что когда хорошее портится, оно становится особенно плохим...

Опубликовано: "Мужская газета", No 15 1999 г.


Док. 335637
Перв. публик.: 11.07.99
Последн. ред.: 11.07.07
Число обращений: 260

  • Иванюк Иван Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``