В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игорь Артемьев: ФАС России борется против картелей бензинового рынка Назад
Игорь Артемьев: ФАС России борется против картелей бензинового рынка
Постоянный рост цен на бензин в России заставил Федеральную антимонопольную службу (ФАС) принимать меры против картельных сговоров нефтяных компаний. Хотя действенных инструментов в руках ФАС пока немного, за первый квартал 2005 г. с нарушителей была взыскана рекордная сумма штрафов - более 100 млн. руб. (около 3,5 млн. долл.).

В последнее время горюче-смазочные материалы в России дорожают настолько быстрыми темпами, что автовлацельцы едва успевают закладывать дополнительные расходы на бензин в свои семейные бюджеты. По данным Росстата РФ, в среднем по России течение июня 2005 года бензин подорожал на 2,6%. В Москве же эти цифры значительно выше.

Плохо это не только для водителей. Рост цен на топливо через автоперевозки влияет на стоимость практически всех товаров. В 2004 г. цены на бензин в России выросли более чем на 30%, что во многом способствовало превышению инфляцией запланированных показателей. Правительство анонсирует борьбу с инфляцией как приоритетную, но ситуация с бензином ее только подгоняет.

Причин для роста цен вырисовывается две. Топливо в России дорожает, во-первых, т.к. мировые цены на нефть растут и останавливаться, похоже, не собираются. А во-вторых, из-за сговора российских нефтяных компаний. То, что этот сговор есть, понятно любому рядовому водителю, который следит за ценами на бензин на заправках в своем районе. Понятно это и экспертам. Они давно говорят, что стоимость топлива на российском рынке формируется сегодня не по справедливому рыночному принципу. А цены на бензин в России растут в результате картельного сговора продавцов горючего. По мнению руководителя Тюменского топливного союза Юрия Мельникова, в стране в настоящее время истинные законодатели цен на бензин - это крупные нефтяные компании.

Долгое время ситуацию изменить не удавалось. Однако в конце июля ФАС заявила о первых успехах. На протяжении прошлого года антимонопольная служба возбуждала судебные процессы против нефтяных компаний, которые злоупотребляют доминирующим положением на рынке. По словам руководителя службы Игоря Артемьева, ФАС удалось доказать в суде, что в прошлом году несколько российских компаний вступили в картельный сговор и безосновательно повысили цены на топливо. Обвинение уже доказано в отношении компании "Лукойл" и "Юкос". На них наложены штрафы в размере 1 млн. долл. и 2,5 млн. долл. соответственно. Некоторые судебные процессы еще продолжаются. В частности, в отношении компании "Сибнефть" в Омской и других областях, сказал Артемьев.

Нефтяные компании, однако, заявляют, что вынуждены поднимать цены на топливо, т.к. правительство постоянно повышает экспортные пошлины. По словам президента "ЛУКОЙЛа" Вагита Алекперова, если экспортная прибыль ограничивается, она должна быть компенсирована благодаря повышению цен на бензин. Экспортную пошлину на нефть правительство действительно подняло. С 1 августа она устанавливается в размере 140 долл. за тонну.

Несмотря на некоторые достигнутые успехи, у ФАС пока еще не достаточно инструментов, чтобы кардинально изменить ситуацию. Штрафы, которые налагаются на нефтяные компании, серьезной проблемы для них не представляют. Поэтому Артемьев считает, надо менять антимонопольное законодательство.

Такие изменения делаются - недавно в первом чтении в Госдуме принят закон "О конкуренции", который вводит новое понятие "коллективного доминирования на олигопольных рынках". Сейчас доминирующим считается субъект, который держит в своих руках более 65% рынка, а в новом законе таковым признается любая из трех компаний, контролирующих вместе 50% рынка, либо из пяти, контролирующих 70%. По мнению авторов закона, это даст возможность достаточно оперативно пресекать нарушения в торговле нефтепродуктами.

Кроме того, ФАС считает, что штрафы за нарушение антимонопольного законодательства должны быть повышены в разы. И предлагает привязывать размер штрафов к годовому обороту компаний, а не к МРОТ, как сейчас. Если эта инициатива пройдет, то за злоупотребление доминирующим положением компания может быть наказана в размере 2% от оборота, а за картельный сговор - до 4% от оборота.

Понятно, что все эти инициативы восторга у монополистов не вызывают. И в каком виде будет принято новое антимонопольное законодательство, пока не ясно. Будем надеяться, что ФАС все же справится с поставленными задачами, иначе российским автолюбителям ничего не останется делать, кроме как осваивать альтернативные виды топлива.



РИА "Новости"
22 июля 2005
http://www.fas.gov.ru/article/a_2387.shtml?print

Док. 335593
Перв. публик.: 22.07.05
Последн. ред.: 11.07.07
Число обращений: 456

  • Артемьев Игорь Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``