В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Арсен Каноков: Инвесторам ставим условие - налоги платить в бюджет КБР Назад
Арсен Каноков: Инвесторам ставим условие - налоги платить в бюджет КБР
Вчера в Доме Правительства Президент КБР Арсен Каноков дал пресс-конференцию, посвященную итогам участия делегации республики в работе международного экономического форума в Санкт-Петербурге. Встреча с представителями региональных и республиканских СМИ продлилась больше запланированного времени, поскольку вопросы, заданные главе республики, выходили за рамки заявленной темы.

О необходимости участия КБР в работе международных выставок

Делегация республики участвовала в работе этого форума уже второй раз, в течение 4 дней представляя инвестиционные проекты. В сравнении с прошлым годом качество проведения отличалось в разы, - подчеркнул Президент. - Огромные площади позволяли проводить встречи с большой аудиторией, интерес к форуму проявили крупнейшие российские инвесторы, а также западные компании. Наша делегация представила 9 инвестиционных проектов ("КБП" от 14 июня), выставочные площади для Кабардино-Балкарии в этом году были увеличены вдвое. Но подобные форумы полезны не столько возможностью показаться самим, сколько увидеть, в каком направлении развиваются другие субъекты, в чем мы отстаем, что из опыта регионов нам подходит, и найти свою нишу. Поэтому мы обошли все площадки, особо интересуясь инвестиционными проектами, связанными с развитием промышленного комплекса. Сейчас планируется поездка делегации на экономический форум в Сочи, куда мы повезем инвестиционные проекты, уже показанные в Петербурге, а также несколько новых.

О направлениях инвестиционного развития КБР

Сегодня мы больше внимания уделяем развитию туристического комплекса, но в ближайшее время надо разрабатывать промышленную политику, для чего необходимо четко представлять, в каком направлении следует двигаться.

В плане промышленности, как и в агропромышленном комплексе, мы стоим на месте, чему есть объективные причины. Мы не отказываемся ни от одного предложения инвесторов, и банки готовы финансировать проекты, но этим отраслям нужны новые технологии и специалисты - менеджеры разного профиля. Сейчас составляются списки студентов, обучающихся в крупных вузах, и специалистов, работающих за пределами республики, особенно имеющих опыт работы в крупных западных компаниях, с перспективой их приглашения для реализации проектов. У нас много молодых людей с интересными идеями, но не хватает тех, кто не боится их реализовать: на стадии росписи возврата денег банку, они начинают "валиться". Но мы не можем допустить осложнений с банками - это вопрос доверия к республике, а сегодня оно есть. КБР вышла на 6 место по ЮФО вслед за крупными регионами, правда, сделано это за счет наведения порядка в экономике, а не реализации новых проектов, наполнивших бюджет. Уровень дотационности республики снизился до 57%. Это не просто цифры, они влияют на взаимоотношения с федеральным центром: меньше уровень дотационности - лучше условия.

О нежелании серьезных инвесторов вкладывать деньги в освоенные склоны Приэльбрусья

На Петербургском форуме был подписан меморандум о сотрудничестве с главой холдинга "Интеррос" В. Потаниным - на северо-восточном склоне Эльбруса в районе Джылы-Су планируется строительство крупного горнолыжного комплекса, способного за год принимать до миллиона человек. Холдинг сформировал компанию с уставным капиталом, с нашей стороны собирается команда для постоянного взаимодействия, и в следующем году начнем строительство дороги, связывающей склон с Кавминводами.

Этот склон - чистое поле, но специально склоны на устраивающие инвесторов или нет, мы не делим. Серьезных людей отпугивают те территории, где нельзя навести порядок. На поляне Азау есть вопросы, которые мы сейчас решаем: кто собственник, как раздаются земли. Проблемы чисто экономические политизируются, но порядок будет наведен. Если мы хотим добиться уровня российского и международного сервиса, то, что там сейчас происходит, никуда не годится. Мне обидно видеть, как в каких-то палатках идет торговля. Неужели это уровень нашей республики? Такой сервис людей не устраивает. Другой вопрос, что нельзя наших людей оттуда выталкивать - они зарабатывают деньги. Давайте посмотрим, кто узаконил свои участки, а кто нет - поможем это сделать, и попытаемся вписать их в концепцию единого комплекса. Пока же, что можно там предложить инвестору, если неясно, свободен ли участок? Нет в наших действиях защиты чьих-то интересов, есть только желание навести порядок. И те, кто намерен там строить, пройдут процедуру конкурсного отбора, но учитываться будут интересы местных жителей. А попытки дестабилизировать ситуацию, переводя экономические проблемы в разряд межэтнических или клановых, будут самым жестким образом пресекаться.

О строительстве и природных катаклизмах

Говорить о том, что строительство комплекса на северо-восточном склоне Эльбруса может вызвать природные катаклизмы, - это уже от лукавого. Мы не собираемся прокладывать новые дороги - старая дорога там уже есть, мы не планируем строить заводы и фабрики - речь идет об обустройстве зоны отдыха. И, разумеется, без жесткой экологической экспертизы ничего происходить не будет. Те, кто сейчас связывает это строительство с возможностью катаклизмов, преследуют другие цели. По тем же причинам нет и дороги через Архыз на Красную Поляну, там осталось проложить чуть больше 60 км, и тогда бы мы доезжали до Черного моря за 4 часа.

О судьбе Тырныаузского ГОК и нефтяного завода "Роснефти"

Этот очень тяжелый проект - реконструкцию ТГОК - возможность реализовать есть. Реальный интерес проявляют "Рособоронэкспорт", а также еще ряд инвесторов, в числе которых "Базовый элемент" и китайские бизнесмены. Другой вопрос, что нам нужны другие технологии, так что в прежнем виде этот комбинат существовать уже не будет.

Окончательно вопрос о строительстве "Роснефтью" нефтяного завода в районе Харбиженского месторождения решится после проведения дополнительной геологической разведки. Хорошо понимая масштабы компании, мы ставим ряд условий. В первую очередь - здесь, в Кабардино-Балкарии, дочерняя компания "Роснефти" должна состоять на налоговом учете и пополнять наш бюджет и, кроме того, оказывать социальную помощь: рядом с будущим заводом три населенных пункта, которым нужны дороги, школы, больницы, а жителям - работа. Кроме того, у меня были претензии к качеству бензина и обустройству заправок "Роснефти" на территории КБР (в республике их 70% от общего количества). Мы нашли компромиссы с Сергеем Богданчиковым по всем пунктам соглашения, в том числе по необходимости провести модернизацию АЗС.

О строительстве международного аэропорта и железной дороги Солдатская - Тырныауз

Этот инвестиционный проект был представлен на петербургском форуме и вызвал серьезный интерес у Внешэкономбанка, сейчас мы проводим переговоры. Действующий аэропорт технически невозможно реконструировать под посадку больших самолетов. К тому же, такому объекту не место в черте города. И если найдем крупного инвестора, который заинтересуется застройкой этой площадки под жилье, то поставим условием помощь в реализации проекта строительства международного аэропорта.

Что касается проекта железной дороги, который я инициировал, то он признан очень интересным, но о его реализации можно говорить пока только с "Российскими железными дорогами", поскольку их интересует возможность доступа к месторождению гранитного щебня. Уже были предварительные встречи, и РЖД занимается расчетами экономической целесообразности, мы собираем те данные, которые понадобятся для создания цельного проекта. К тому же такая дорога важна для туризма и для развития всей отрасли стройматериалов в районе.

О проблеме арендаторов с реализацией урожая и кооперативах

На форуме мы увидели положительный опыт в Мордовской республике - там налажена система по обслуживанию сельхозпроизводителей. Мы также посмотрели, как строит работу с поставщиками молока Вимм-Билль-Данн. Мы намерены в каждом районе наладить переработку сельхозпродукции и либо организовать пункты сбыта, либо продумать систему, при которой люди будут выращивать продукцию под конкретный заказ. В целом же подъем сельского хозяйства в одиночку нереален. По-моему мнению, путь создания крупных сельхозкооперативов, в которых доля собственности на землю будет у каждого жителя села, в которых они сами будут избирать руководителя и определять линию развития, - это путь нашей республики. Земля будет передаваться кооперативам в собственность от муниципальных органов власти, а мы начнем насыщать их ресурсами. В одиночку же сельчане никогда не поднимутся. Но это лишь один из возможных вариантов решения земельной проблемы в республике. Нам нужны крупные агрохолдинги и крупные кооперативы, по-другому быстро вытянуть сельское хозяйство, мне кажется, невозможно. Наши соседи землю раздали, и те, кто оказался более удачливыми земледельцами, покупают соседние участки и объединяются в кооперативы, т. е идет обратный процесс. А вот станции, дающие в аренду крупную технику, должны быть государственными, чтобы лишить возможности частников играть на ценовом поле.

Об инвесторах: они выбирают республику или выбор делает КБР

Мы подошли к той стадии, когда уже республика сама выбирает: мы понимаем, какого рода инвестор нам нужен, знаем российский экономический рынок. И крупные российские компании уже хорошо знают потенциал каждого субъекта, потому к очень серьезным проектам мы ожидаем проявление интереса инвесторов, на небольшие - выбираем. Здесь важно, что сегодня у Кабардино-Балкарии есть кредит доверия, складывающийся из того, как развивается республика, как действуют законы, может ли она серьезно "играть на этом поле". К тому же ставки растут, денег в российском бизнесе много и сейчас есть, в отличие от прошлых лет, шанс найти инвесторов для проектов с большим сроком окупаемости.

"Кабардино-Балкарская правда"
Наталия Юрьева


Док. 335571
Перв. публик.: 23.06.07
Последн. ред.: 11.07.07
Число обращений: 840

  • Каноков Арсен Баширович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``