В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игорь Артемьев: `Мы не будем подводить закон под конкретную компанию` Назад
Игорь Артемьев: `Мы не будем подводить закон под конкретную компанию`
Как стало известно "Бизнесу", на состоявшемся на прошлой неделе совещании у вице-премьера Александра Жукова ФАС удалось снять разногласия с отраслевыми ведомствами по подготовленным ко второму чтению поправкам в законопроект "О защите конкуренции". В ближайшее время свое заключение на документ представит главное правовое управление администрации президента. К каким изменениям антимонопольного законодательства стоит готовиться предпринимателям, в интервью корреспонденту газеты "Бизнес" Оксане Карповой рассказал глава ФАС Игорь Артемьев.
- После первого чтения законопроекта "О защите конкуренции" на ФАС обрушился шквал критики со стороны крупного бизнеса. О чем удалось договориться?
- Ко второму чтению принципиальных политических разногласий уже не было, все вопросы имели отношение к юридической технике изложения той или иной нормы.
- Основные претензии крупных компаний касались формулировки "коллективное доминирование". С чем, на ваш взгляд, это связано?
- После переговоров с РСПП все опасения исчезли. Это связано с тем, что в законопроекте мы прописали специальное условие: норма коллективного доминирования будет применяться исключительно на рынках, обладающих пятью качественными признаками. Например, когда спрос на товар является неэластичным, товар не имеет заменителей, а рынок отличается высокой концентрацией. Антимонопольные органы должны предварительно доказать суду, что эти признаки имеют место, что тот или иной рынок олигопольный, искаженный и, соответственно, к нему может быть применена данная норма. По нашим оценкам, это нововведение применимо максимум на 1% всех рынков. В частности, на рынке нефтепродуктов.
- Существует ли специальная методика, по которой определяется порог коллективного доминирования?
- Планка входных барьеров на олигопольных рынках коллективного доминирования бывает разной, и представить себе, что она одинакова везде, невозможно. Поэтому речь идет о разработке методических рекомендаций для территориальных управлений ФАС по определению порогов коллективного доминирования.
Например, для рынка нефтепродуктов один из основных критериев - стоимость строительства нефтеперерабатывающего завода. Также учитывается наличие лицензии на соответствующее использование природных ресурсов, транспортные расходы и т. д.
- На основании этих критериев можно назвать какието нефтяные компании, которые реально уличить в коллективном доминировании?
- Мы не стараемся подводить закон под конкретную компанию. Просто у ФАС есть понимание того, что введение нормы коллективного доминирования на рынке нефтепродуктов просто необходимо. Ведь по нынешнему антимонопольному законодательству компания признается доминирующей, если ее доля на рынке больше 35%. Сейчас ни одна компания не имеет таких показателей в масштабе России.
Тем не менее цены на нефтепродукты постоянно растут, провоцируя бензиновые кризисы. И государство при необходимости не имеет юридической возможности нормально защитить общество и граждан от произвола компаний. Мы надеемся изменить ситуацию.
- Компания сможет оспорить данное обвинение ФАС?
- Конечно, ведь законопроект налагает на ФАС бремя доказательства наличия критериев олигопольных рынков и злоупотребления компанией своим доминирующим положением. Причем ФАС должна доказать одновременно наличие всех вышеуказанных критериев.
- Недавно суд Москвы отказал в иске ОАО "Евроцемент групп", которое пыталось оспорить решение ФАС.
Каким, на ваш взгляд, будет дальнейшее развитие ситуации?
- У "Евроцемент групп" есть право на подачу апелляции.
Нет сомнений, что компания им воспользуется. В этом случае, полагаю, уже весной будет известен окончательный результат судебного решения. Если дело выиграет "Евроцемент групп", то всем станет понятно, что так, как поступила эта компания, можно поступать и другим. Но я думаю, шансы у компании не очень велики, ФАС подготовила достойное юридическое и экономическое обоснование по этому делу. Но в любом случае я уверен в одном: никакого краха отрасли не произойдет.
- На ваш взгляд, какие рынки наиболее нуждаются в антимонопольном контроле?
- Мы стараемся отталкиваться от практики. Постоянно нужно проводить анализ рынка нефтепродуктов, рынков транспортных услуг (это и железная дорога, и пассажирский транспорт), сельскохозяйственных рынков (высокий уровень монополизации в переработке сельскохозяйственной продукции), потребительского кредитования и т. д.
- Известно, что ФАС будет проводить проверки исполнения законодательной нормы, которая предписывает с 1 октября 2005 года выделение земельных участков под жилищное строительство исключительно на аукционах. Уже выявлены факты нарушений?
- Работа в этом направлении только началась. Мы мониторим ситуацию и видим, что закон не соблюдается практически во всех регионах. Зачастую участки выделяются избранным фирмам без проведения аукционов.
- А если граждане стали соинвесторами объектов, которые компания собирается построить на незаконно выделенных земельных участках?
- Возможно, через судебное решение будет поставлен вопрос о легализации выделения земельного участка. Но тот, кто принял незаконное решение, должен не только заплатить штраф, но и, возможно, быть дисквалифицирован.
- Каковы перспективы прохождения разработанных более года назад поправок в КоАП, предусматривающих увеличение штрафов за нарушение антимонопольного законодательства?
- Есть поручение первого заместителя премьер-министра Дмитрия Медведева до 30 января внести согласованный вариант в правительство.
- Какие еще идеи есть у ФАС по приоритетной работе в 2006 году?
- Предполагается создать при ФАС специальный общественно-наблюдательный совет, в состав которого войдут все предпринимательские союзы и крупные гражданские организации. Этот совет будет контролировать работу антимонопольного органа (но без вмешательства в оперативное расследование) и ежегодно публиковать альтернативный доклад по ситуации с антимонопольным регулированием.
- С нового года вступили в действие новые правила работы на рынке дальней связи. Каковы перспективы развития этого рынка?
- В этой отрасли происходит демонополизация. Многие государства, в частности США, даже за 100 лет не смогли до конца решить эту проблему.
Ранее любой гражданин, желая провести международные или междугородные телефонные переговоры, набирал цифру "8", потом код и, не зная того, пользовался услугами только одной компании "Ростелеком". Хотя в последние десятилетия появились и другие компании, которые не имели лицензий на выход международной и междугородной связи.
Лицензия выдавалась в том случае, если компания имела в собственности 89 точек и располагала собственной сетью.
Входной барьер на этот рынок оценивался примерно $1 млрд.
- Что предложила ФАС?
- Мы настояли на том, что компания должна иметь 89 точек и сети не только на правах собственности, но и на правах, предусмотренных Гражданским кодексом, то есть на правах собственности, аренды, договора о совместной деятельности и проч. В итоге сейчас Минсвязи уже выдало около 10 лицензий и стало выдавать компаниям так называемые "префексы". Таким образом, набрав цифру "8", теперь можно воспользоваться услугами других операторов, набрав определенный "код". Некоторые аналитики даже высказывают опасение, что при такой конкуренции цены на телефонные переговоры упадут так, что рухнут все компании сразу. Но на самом деле, как только компании снизят цены, одновременно возрастет количество абонентов и звонков. Кроме того, когда тарифы на электросвязь будут снижены, неизбежно снижение стоимости услуг мобильной связи. Поскольку потребители услуг от всего этого только выиграют, мы полагаем, что в этой сфере реформа движется в правильном направлении.




БИЗНЕС
18 января 2006
http://www.fas.gov.ru/article/a_4398.shtml?print


Док. 335551
Перв. публик.: 18.01.06
Последн. ред.: 11.07.07
Число обращений: 476

  • Артемьев Игорь Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``