В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Почему торжествует монополист? Интервью Игоря Артемьева Назад
Почему торжествует монополист? Интервью Игоря Артемьева
В результате антиконкурентных действий ФГУП "Почта России" ущемлены законные права и интересы не только других подписных агентств конкурентов ООО "МАП", но и издателей средств массовой информации, и их подписчиков.

- Уважаемый Игорь Юрьевич, в последние месяцы "Гудок" был вынужден опубликовать несколько материалов о всевозрастающем монополизме ФГУП "Почта России" и аффилированного с ней ООО "Межрегиональное агентство подписки". Это выражается в постоянном росте цен на почтовые услуги по всей стране, росте тарифов на экспедирование, подписку и доставку газет и журналов. К сожалению, вместо деловой реакции -угрозы подать в суд. Готовя публикации, мы убедились, что ФАС около двух лет пытается вернуть почтовое ведомство и его агентство в лоно законности. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

- Деятельность ФГУП "Почта России" на подписном рынке привлекла интерес антимонопольных органов достаточно давно. Первые сигналы начали поступать с конца 2003 года. В то время этот рынок был изучен нами еще мало, и потребовалось время для проведения его исследования, сбора доказательств и возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

К настоящему моменту ФАС России рассмотрела уже 2 дела в отношении ФГУП "Почта России". В итоге это предприятие признано нарушившим сразу три статьи закона "О конкуренции". По нашему мнению, в результате антиконкурентных действий ФГУП "Почта России" созданы преимущества для ООО "Межрегиональное агентство подписки" (МАП) - одного из хозяйствующих субъектов, действующих на подписном рынке. Ущемлены законные права и интересы не только других подписных агентств - конкурентов ООО "МАП", но и издателей средств массовой информации и их подписчиков.

Кроме того, указанные действия ФГУП "Почта России" повлекли рост цен на доставку периодических печатных изданий по подписке. По результатам данных дел ФГУП "Почта России" выданы предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства. Подобные дела были рассмотрены не только в центральном аппарате ФАС России, но и в ряде наших территориальных управлений.

- В своих отписках и угрозах подать иски в суд представители "Почты России" и МАПа утверждают, что, во-первых, они не монополисты в сфере подписки, а во-вторых, выиграли все судебные дела против ФАС. Так ли это?

- Все предписания ФАС России, как центрального аппарата, так и территориальных управлений, оспорены ФГУП "Почта России" в арбитражных судах.

По одному делу суд первой инстанции признал законность и правомерность предписания ФАС России. Однако суд апелляционной инстанции наше решение отменил. В настоящее время ФАС России подана кассационная жалоба на решение апелляционного суда. По второму делу судебное разбирательство назначено на конец августа.

Так что судебные разбирательства еще не закончены и заявлять, что они разрешены в пользу ФГУП "Почта России", я бы не торопился.

Что касается заявлений ФГУП "Почта России", будто они не монополисты в сфере подписки, то эти слова, мягко говоря, не соответствуют действительности.

При подготовке к рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства нашими органами проведен анализ рынка подписки в Российской Федерации. В результате установлено, что ФГУП "Почта России" доминирует при оказании этой услуги.

- На днях главный редактор "Брянского рабочего" В.Мельников рассказал нам по телефону невероятную историю. После его интервью "Гудку" с критикой взвинчивания цен "Почтой России" и МАПом ("МАПу на лапу", 2 июля с.г.) он получил уведомление от его гендиректора А.Шишлина о том, что сотрудничество с ним прекращается. То есть газета теряла как минимум 8 тысяч областных подписчиков. При этом через руководство Брянского управления Федеральной почтовой связи - филиала "Почты России" Мельникову предложили отказаться от своих оценок МАПа, и он дрогнул... Такие примеры не единичны. Как быть в случаях подобного диктата и шантажа издателям, руководителям агентств по распространению и подписке?

- Всем хозяйствующим субъектам, пострадавшим от действий ФГУП "Почта России" - как подписным агентствам, которых выдавливают с рынка, так и редакциям и издателям СМИ, - рекомендуем обращаться в антимонопольные органы. У нас уже накоплен значительный опыт рассмотрения подобных нарушений.

- Насколько нам известно, ваши обращения в Генпрокуратуру РФ с просьбой привлечь к уголовной ответственности по статье 178 УК РФ нарушителей антимонопольного законодательства - ту же "Почту России" - спускаются на тормозах. Может быть, необходимо, как на Западе, наделить ФАС какими-то властными полномочиями?

- Мы считаем, сейчас нет необходимости наделять нас силовыми функциями. Рынок и так сильно зарегулирован. ФАС заключила соглашение о взаимодействии с Министерством внутренних дел России, по которому сможет формировать сводные бригады при проведении проверок предприятий. В МВД уже создан специальный 60-й отдел, который будет заниматься антимонопольными вопросами и с которым мы находимся в постоянном контакте. Мы надеемся на плодотворную работу с сотрудниками милиции.

Вместе с ними готовим новую редакцию статьи 178 Уголовного кодекса, так как действующая статья не работает. Надеемся, что после вступления в силу законопроекта "О защите конкуренции" и поправок в Кодекс об административных правонарушениях, которые значительно увеличивают штрафные санкции за нарушение антимонопольного законодательства, вступит в силу и новая редакция статьи 178 УК РФ.

- Ваше ведомство - главный разработчик новой редакции закона "О защите конкуренции". В чем его новация и в состоянии л и он помочь в борьбе с монополизмом не только почтовиков, но и других ведомств?

- В проекте закона "О защите конкуренции" мы впервые предлагаем ввести понятие коллективного доминирования. Сейчас положение компании может быть признано доминирующим, если ее доля на рынке больше 35 процентов. Но в "нефтянке", например, все российские компании имеют долю меньше 25 процентов. Поэтому доказать злоупотребление доминирующим положением или картельный сговор очень тяжело. Суды от нас ждут подписанных протоколов о согласованных действиях, но такие документы никто не подписывает.

Однако мы выиграли дела против нефтяных компаний в Ставрополье, Красноярске и других регионах. Нам удалось доказать, что этот рынок локальный и на нем у компаний доля больше 35 процентов. С введением понятия коллективного доминирования ситуация будет другой. Если есть три компании, суммарная доля рынка которых больше 50 процентов, или пять компаний с общей долей рынка больше 70 процентов, они могут быть признаны коллективно доминирующими.

Отмечу, что признание компаний доминирующими не влечет за собой никаких санкций со стороны антимонопольного органа. Санкции последуют, если нами будет обнаружен и доказан факт злоупотребления доминирующим положением. Вот против этого боролись некоторые нефтяники, металлурги и другие крупные компании.

С принятием нового закона должно значительно сократиться количество сделок, для совершения которых нужно будет получать разрешение в антимонопольном ведомстве. Ранее компании, чья капитализация в процессе слияния превышает 20 миллионов рублей, обращались за разрешением в ФАС. Сейчас это значение уже увеличилось в 150 раз - до 3 миллиардов рублей. Кроме того, мы предлагаем повысить и второй порог - приобретаемых активов.

С одной стороны, это означает, что из-под нашей опеки будет выведен малый и средний бизнес, давление на него со стороны государства уменьшится. С другой стороны, значительно сократится и наш объем работы. Мы сможем сосредоточить усилия только на крупных сделках, действительно оказывающих серьезное влияние на экономику страны.

По новому законодательству отменяется согласование каждой сделки по приобретению акций. Теперь получение предварительного разрешения ФАС обязательно только для приобретения блокирующего пакета (25%), контрольного (5096) и пакета, исключающего возможность блокирования решений акционера третьими лицами (75%).

По просьбе бизнеса мы ввели в законопроект специальную главу, которая регламентирует процедуру рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольным органом. Теперь все процедуры будут прописаны не в акте антимонопольного органа, а непосредственно в теле закона.

Словом, мы старались защитить бизнес от самих себя, как только могли. Любое наше решение может быть приостановлено с момента подачи жалобы в канцелярию суда. Кроме того, вышедшие из картельного соглашения и первыми добровольно заявившие о своем участии в соглашении, ограничивающем конкуренцию, и представившие доказательства, необходимые для установления факта такого соглашения, вообще могут избежать наказания. Это так называемая "программа смягчения", которая эффективно функционирует в Европе и США. Надеемся, эти меры помогут устранению монополизма и недобросовестной конкуренции.




Гудок
30 августа 2005
http://www.fas.gov.ru/article/a_2629.shtml?print

Док. 335544
Перв. публик.: 30.08.05
Последн. ред.: 11.07.07
Число обращений: 421

  • Артемьев Игорь Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``