В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Иван Грачев: Серьезной налоговой реформы Шаталов никогда не делал Назад
Иван Грачев: Серьезной налоговой реформы Шаталов никогда не делал
Иван Дмитриевич, заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов в интервью "Риа-Новости" заявил, что реформирование налоговой системы России находится на завершающем этапе. По его словам, основные меры по совершенствованию налоговой системы были осуществлены в 2001-2004 годах. Вместе с тем он заявляет, что дифференциация ставки на добычу полезных ископаемых может быть введена не раньше, чем в 2007 году, поскольку единая ставка НДПИ, привязанная к мировой цене на нефть, обеспечивает получение государством ценовой ренты, образующейся в условиях высокой мировой цены на нефть. Согласны ли Вы с тем, что совершенствование требуется лишь в налогообложении нефтедобычи, а в прочих областях налоговой системы изменения можно считать исчерпывающими?

Несомненно, я с этим не согласен. Думаю, не беда, что с этим не согласен я, так ведь предприниматели не согласны. Если опрашивать предпринимателей, оценки будут такие, что начиная с 1992 г. налоговое положение непрерывно ухудшалось. Отдельные какие-то подачки, прежде всего, крупному бизнесу, делаются, а в целом... Например, малые предприниматели имели льготы: платили половину налога на прибыль или полностью не платили налог на прибыль в первое время. Ничего подобного сейчас нет. С точки зрения структуры налоговой системы, реально значимых налогов в стране всего девять. А по факту набирается около 30 налогов. Это значит, что по количеству налогов система абсолютно не оптимальна. Дальше. Совершенно очевидно, что НДС - это вреднейший налог для незаконопослушных экономик. Например, в Соединенных штатах до сих пор нет налога на добавленную стоимость, есть гораздо более простые налоги, как налог с продаж, допустим. Если посмотреть другие налоги, то и по ним сама налоговая система, безусловно, не оптимизирована.

По налоговому прессу. Читаем цифры: за полгода только федеральный бюджет собрал около 26% от ВВП. То, что при этом в Минфине утверждают, что соотношение федерального и регионального бюджетов - 50% на 50%, это на самом деле неправда. Но, тем не менее, в консолидированном бюджете заданная налоговая нагрузка составляет порядка 60% от ВВП. Заведомо больше 30% от ВВП, которые считаются порогом для растущих экономик. Следовательно, общая налоговая нагрузка вдвое больше, чем допустимая налоговая нагрузка. В отношении самой системы - они берут американизмы: вычеты, зачеты. Это чрезвычайно сложная и выгодная налоговая система для юристов. Это вместо того, чтобы стремиться к ее предельному упрощению. С точки зрения перехода к экономике знаний, мы говорим, что надо строить дифференцированную экономику, в которой знание будет доминирующим товаром. Но тогда должны быть соответствующие налоговые, таможенные преференции, а ничего подобного и в помине нет. Наша экономика все более развивается в сырьевом направлении. Сырье и близкие к ней отрасли будут все более значимыми. Поэтому заявление Шаталова абсолютно неверное. Я думаю, он никогда серьезной налоговой реформы не делал, а непрерывно думал, как бы сделать еще больше нагрузку на предпринимателей. Конкретный пример. Мы в свое время с большим трудом пробили в нашей налоговой системе принцип презумпции невиновности налогоплательщика, в частности, невозможность без суда взыскивать штрафы. Теперь это все хоронится, презумпции невиновности нет, штрафы накладываются без суда и следствия. Потом предприниматель доказывает в суде, что не виноват. Поэтому наши позиции принципиально отличаются.

Сергей Шаталов говорит об обратном: он отмечает снижение налоговой нагрузки на экономику...

Он врет!

В частности, он говорит, что с 2002 г. были снижены, а с 2003 г. окончательно отменены "оборотные налоги", начиная с 2004 г. с 20% до 18% снижена основная ставка НДС и отменен налог с продаж, с 2005 г. произошло существенное снижение ЕСН. И это факт.

Реально как он поступал?! Например, подоходный налог сейчас 13%. Люди имели некие льготы. Отменяя льготы, одновременно унифицируя налог, он получил большие поступления в бюджет. А везде было заявлено, что произошло снижение налоговой нагрузки. То же с НДС, то же с налогом на прибыль. Если спросить предпринимателей, как Шаталовские налоговые реформы изменили налоговую нагрузку, то 40-50% ответят, что она увеличилась, 10% ответят, что уменьшилась, это те, кто перешел на нашу упрощенную систему (Шаталов, кстати, с ней тоже боролся), а остальные скажут, что им безразлично, потому что они основную часть оборотов держат в тени.

8 сентября 2005

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=57632


Док. 335444
Перв. публик.: 11.07.06
Последн. ред.: 11.07.07
Число обращений: 304

  • Грачев Иван Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``