В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
На принципах, объединяющих страну. Назад
На принципах, объединяющих страну.
Программа социального и экономического развития России на ближайшее десятилетие, намеченная в ежегодном Послании Президента Федеральному Собранию, стала ключевой темой дискуссий и размышлений для тех, кому оно непосредственно и адресовано, - для депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. "Чем нынешнее Послание запомнилось вам прежде всего?" - этим вопросом мы и начали нашу беседу с заместителем Председателя Государственной Думы Владимиром КАТРЕНКО.

- Я думаю, что нынешнее Послание Президента войдет в историю важнейшей идеей: место России в мире, ее конкурентоспособность, отношение к ней других стран и народов напрямую и прежде всего зависят от того, как государство Российское относится к собственному гражданину. Если человек, семья, народ перестают быть главным приоритетом для государства, оно не имеет исторического будущего. Да и отношение к нам в мире будет соответствующим. Ну как, скажите мне, можно относиться к стране, население которой ежегодно уменьшается на 700-800 тысяч человек? И это при тех географических пространствах, которые она занимает... Именно поэтому демографическая проблема России стала едва ли не самой главной темой Послания.

Здесь надо заметить, что главные приоритеты социально-экономической политики были сформулированы и в прежних Посланиях Президента. Он и раньше ориентировал органы государственной власти на те сферы, от которых напрямую зависят уровень и качество жизни граждан. Но слишком уж тягостное наследство, казалось бы, совершенно неразрешимых проблем придавливало Россию в совсем еще недавнем прошлом. Вспомните ужас дефолта 1998 года, антиконституционный мятеж в Чечне, разгул преступности, "холодную" гражданскую войну в политической сфере страны. Теперь все это кажется страшным сном, а ведь мы этот сон пережили наяву. Потребовались колоссальная политическая воля, огромные усилия для консолидации общества и, конечно же, последовательное и жесткое накопление экономических ресурсов, чтобы уже в прошлом году мы взялись за реализацию предложенных Президентом национальных проектов в области образования, здравоохранения, сельского хозяйства и жилищного строительства. От их последовательной и успешной реализации напрямую зависит качество жизни россиян.

- Но зависят ли темпы рождаемости, опережающей смертность, от качества жизни? Известно много примеров того, как вполне обеспеченные люди вообще не имеют детей либо заводят максимум одного ребенка...

- Рождаемость в стране зависит от такого понятия, как "семья" - основа основ в настоящем и будущем любого народа. Я приведу вам множество примеров того, как в послевоенные, мягко говоря, несытые годы в наших семьях рождались по трое и более детей. Потому что были семьи. Ведь не случайно же Президент самую простую, понятную, близкую каждому, самую объединяющую весь российский народ часть своего Послания начал так: "А теперь о главном. Что у нас главное?.. Речь действительно пойдет о любви, о женщинах, о детях. О семье. И о самой острой проблеме современной России - о демографии".

Эти слова в душе моей отозвались особенно остро. Ведь я родился, вырос и большую часть жизни прожил в России, на ее Юге, где культ семьи и матери, продолжения рода и уважения к старшим был развит испокон веков. Именно в этих традициях был залог мира и стабильности. И потому для меня совершенно очевидно, что мир в регионе и стране определяется прежде всего чувством стабильности, безопасности, достатка, экономических перспектив на десятилетия вперед в каждой отдельной российской семье. Именно ради достижения этой цели любому политику стоит жить и работать. Только так можно "сберечь нацию".

Но даже материальная сторона дела - это еще не главное. Если наши соотечественники почувствуют, что "сбережение народа" - это не политическая кампания, а государственная политика навсегда, то одно это ощущение стабильности и перспективы уже обеспечит рост рождаемости в стране.

- Но ведь программа потребует огромных средств. Не придется ли залезть в Стабфонд, чтобы изыскать такую уйму денег на улучшение демографической ситуации в стране?

- Вы знаете, простому человеку абсолютно безразлично, в каком государственном "загашнике" будут найдены эти деньги - в Стабилизационном фонде или где-то еще. Но для политиков этот вопрос весьма важен. Кстати, простой и точный ответ на него дал еще Вольтер: "Богатство страны заключается в числе ее жителей и в их труде". Чтобы "число жителей" страны росло, а не уменьшалось, необходимо много и эффективно трудиться, а не просто копить или проедать накопленное за счет успешной добычи и продажи природных ресурсов. Но создать людям условия для такого труда можно только в результате разумной, эффективной государственной экономической политики. Президентское Послание именно на это и ориентирует, поскольку в нем четко поставлена цель такой политики на десятилетия: мы обязаны в полной мере реализовать свои богатейшие возможности в таких высокотехнологичных сферах, как современная энергетика и коммуникации, космос и авиастроение. У нас для этого есть все. И самый главный природный ресурс - интеллектуальный потенциал нашего народа. С таким багажом мы просто обязаны стать лидером на мировом рынке интеллектуальных услуг. Как сказал один современный парадоксалист, лучше за сухогруз с бананами рассчитываться чемоданчиком "чипов" для ЭВМ, чем наоборот.

- Наши "чипы" разворуют еще на стадии их разработки и нам же потом подороже продадут. Ведь разгул, скажем так, интеллектуального воровства, связанное с ним производство фальсифицированной продукции и контрафакта может перечеркнуть любые высокие экономические цели.

- Может, но не перечеркнет. Да, мы действительно недостаточно активно защищаем свою интеллектуальную собственность, и это явно препятствует развитию новых технологий. На это обратил внимание и Президент. Государство обязано защищать авторские права внутри страны и надежно обеспечивать интересы российских правообладателей за рубежом. Но для этого необходима прочная, детально проработанная законодательная база. У нас же пока еще, к сожалению, даже единая государственная концепция по борьбе с контрафактной и фальсифицированной продукцией находится, мягко говоря, в стадии формирования. А ведь такая борьба должна стать самостоятельным направлением российской экономической политики, создающей основу для объединения усилий всех заинтересованных сторон - государства, добросовестных производителей и потребителей. Только так мы сможем защитить здоровье и жизнь граждан от опасного воздействия фальшивок, только так сумеем защитить права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, несущих огромные убытки от интеллектуального воровства. И в Государственной Думе уже идет активная работа по созданию такой законодательной базы, которая дала бы государству и обществу реальные возможности и средства борьбы с фальсификатом и контрафактом. Убежден, что довольно скоро результаты этой работы поступят в Госдуму в виде конкретных законопроектов.

- Раз уж зашла речь об оперативности решения Государственной Думой поставленных в Послании задач, не могу не спросить вас об одном удивительном совпадении. 10 мая Президент выступает перед Федеральным Собранием РФ и говорит о необходимости, цитирую дословно, "сформировать благоприятные налоговые условия для финансирования инновационной деятельности". А уже 12 мая Госдума принимает в первом чтении законопроект, вносящий изменения в Налоговый кодекс РФ. Эти изменения создают для отрасли информационных технологий особый, весьма благоприятный налоговый режим. Вы один из авторов законопроекта...

- Вы знаете, читателям "Парламентской газеты" нет нужды объяснять, что ни один законопроект нельзя разработать, внести в Госдуму и подготовить к рассмотрению за два календарных дня. Это нереально. И те изменения в Налоговый кодекс, о которых вы говорите, были разработаны членами фракции "Единая Россия" задолго до Послания. Здесь речь может идти не о совпадении во времени, а об идентичности принципов, идеологии партии и фракции "Единая Россия" с политикой Президента страны. Что же касается законопроекта, то он как раз и будет способствовать переходу от экономики добывающих отраслей к экономике интеллекта, экономике высоких, прежде всего информационных, технологий. Ведь благоприятные условия налогообложения для разработчиков программ ЭВМ в Индии, Китае, Ирландии дали потрясающие результаты. Например, годовой оборот только одной индийской компании в сфере экспортного программирования достигает одного миллиарда долларов США. Работают в ней до 25 тысяч человек. Российское же налоговое законодательство сегодня более милостиво для отраслей с высокой долей материальных затрат, чем для тех, кто создает интеллектуальный продукт. Так что наш законопроект, скажем так, не противоречит мировой практике.

Что же касается оперативности работы парламента по законодательному обеспечению поставленных Президентом задач, могу сказать следующее. Мы прекрасно осознаем, что любая раскачка, любые потери темпа недопустимы. Именно поэтому 19 мая Государственная Дума на пленарном заседании приняла решение создать рабочую группу для максимально оперативного и эффективного воплощения изложенных в Послании идей в текст конкретных законопроектов. Нам ведь предстоит огромная работа. Представьте себе, что только внесение в будущий бюджет страны статей, обеспечивающих начало исполнения с 1 января 2007 года демографической программы Президента, потребует участия практически всех комитетов Госдумы. А сколько еще других идей и инициатив заложено в Послании! Поэтому в рабочую группу и вошли представители всех фракций, депутатских групп и комитетов Государственной Думы. Опыта такого объединения у нас еще не было, но, не сомневаюсь, это единственно правильное решение.

- А как вы относитесь к тому, что определенные политические круги на Западе с явным раздражением восприняли ту часть Послания Президента, в которой говорится о необходимости поддерживать высокую боеготовность российских Вооруженных сил?

- Спокойно отношусь. Эта реакция была практически неизбежной, ведь для очень многих людей в мире Россия слабая, зависимая, беззащитная гораздо удобнее той, какой она уже стала сегодня. И уж тем более - станет завтра. Напомню вам один афоризм русского царя Александра III: "У России много врагов и только два союзника - армия и флот". Наши "союзники" никому не угрожают, ни на кого не собираются нападать, но одно их существование в современном, качественном, профессиональном состоянии не может не вызывать раздражение у тех, кто хотел бы нам навязывать свои цели, свою политику и собственные интересы. Причем - за счет наших. Вспомните, какие аплодисменты в зале вызвали слова Президента: "Чем сильнее будут наши Вооруженные силы, тем меньше будет соблазн такое давление на нас оказывать, под каким бы предлогом оно ни проводилось". Эта была одна из тех идей, которые вызывали единодушное одобрение всех присутствующих именно потому, что они объединяли людей.

Я вам больше скажу: все выступление можно назвать Посланием Президента-объединителя. Ведь высказанные здесь цели развития России и пути их достижения бесспорны для людей самых разных политических взглядов. Да, можно дискутировать о деталях, подробностях, цифрах. Но на уровне принципов действовала сила убеждения, объединяющая народ, общество, страну. И в этом я вижу главное историческое достоинство президентского Послания.


ОПРОС
Какие идеи и предложения в Послании Президента Федеральному Собранию запомнились больше всего? (в проц.)

Помощь матерям, пособия за рождение детей - 61
Реформа армии, укрепление обороноспособности - 22
Национальные проекты - 16
Борьба с коррупцией - 8
Помощь ветеранам, пенсионерам - 8
Улучшение жизни народа, повышение зарплат - 7
Помощь детям, молодежи - 6
Активная внешняя политика - 2
Решение миграционной проблемы - 1
Конвертируемость рубля - 1
Другое - 2
Затрудняюсь ответить - 16

По данным ВЦИОМ


СПРАВКА "ПГ"

ВЛАДИМИР СЕМЕНОВИЧ КАТРЕНКО родился 11 ноября 1956 года. Окончил Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта, Московский юридический институт. Доктор экономических наук. Заместитель Председателя Госдумы, первый заместитель руководителя фракции "Единая Россия", руководитель депутатской группы фракции "Единая Россия", председатель Комиссии Госдумы по проблемам Северного Кавказа, член Комитета по делам национальностей.

25.05.2006
http://www.katrenko.ru/publication/view.html?id=5218

Док. 335320
Перв. публик.: 25.05.06
Последн. ред.: 11.07.07
Число обращений: 256

  • Катренко Владимир Семенович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``