В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Иван Грачев: Нелепый перевод капитала, который растет в цене, в бумажки, которые в цене падают Назад
Иван Грачев: Нелепый перевод капитала, который растет в цене, в бумажки, которые в цене падают
Иван Дмитриевич, МВФ прогнозирует, что в этом году рост ВВП в России составит 5,5%, а в 2006 году 5,3%. Объяснения такому замедлению МВФ дает тем, что в России есть политическая изменчивость, свое влияние оказало дело ЮКОСа, а кроме того, завышены налоговые ставки в нефтяном секторе. То есть МВФ, называя цифры темпов роста ВВП, подразумевает, что этот рост основан на росте экспорта нефти. Минэкономразвития называет другие цифры - по этому году 5,9%, а в следующем 5,8%. И у Минэкономразвития речь идет о темпах роста при инновационном пути развития. Получается, если сравнивать эти прогнозы, что доля инновационного пути развития в приросте ВВП в этом году 0,4%, а в следующем - 0,5%. Тут возникает два вопроса. Что у нас сделано такого, чтобы инновации давали такой прирост ВВП, в чем заключается переход на инновационные рельсы? И второй вопрос - об инновациях у нас говорят как о спасении экономики, но не маловата ли прибавка?

При всем моем скептическом отношении к прогнозам МВФ, безусловно, данные прогнозы ближе к реальности. Несомненно, весь экономический рост, начиная с 2002 г. шел за счет сырья, не только нефти, но сырья вообще. Я думаю, что если провести такой перерасчет, то доля сырьевой составляющей в росте, я думаю, будет или 90% или все 100%. По большинству позиций в стране либо нет роста, либо застой. Поэтому по этой позиции МВФ, безусловно, прав, а Минэкономразвития не право. Дальше - по налогам. Понятно, что налоговая нагрузка чрезмерна и препятствует росту не только в нефтяном секторе. По отчету за полгода 10% ВВП собрали лишних денег и отправили в профицит, который не используется. Это налоги, собранные с нефтяного сектора и из других отраслей, которые легли нагрузкой, а дальше никак не используются - ни в виде спроса, ни в виде инвестиций. Понятно, что это абсолютно шизофреническая ситуация. Совет МВФ тоже понятен - с позиций западных стран, их, прежде всего, волнует наш нефтяной сектор, то есть, они хотели бы, чтобы там рост шел семимильными шагами, обеспечивая низкие цены на нефть. Мы в этом, безусловно, не заинтересованы, менять нефть на доллары и запихивать эти доллары в Стабилизационные фонды - это абсолютно нелепое занятие. Нефть несомненно будет расти всю оставшуюся жизнь, а доллары будут в среднем обесцениваться, то есть, это нелепый перевод капитала, который растет в цене в бумажки, которые в цене падают.

Я полагаю, что с точки зрения инновационного развития правительство ровным счетом ничего не сделало, скорее, ситуация ухудшилась. Были некие льготы, которые давались инновационным предприятиям за счет средств региональных бюджетов, это все ликвидировано в последние годы. Несомненно, меры, которые предпринимает правительство, препятствуют инновационному развитию России. То есть, пакет, который действительно бы позволял инновационно развиваться, есть, он включает налоговые, таможенные, инфраструктурные льготы, задействовать его можно в любой момент. Но у правительства нет такой стратегии. Они, по-моему, только с удивлением начинают осознавать, что кроме макроэкономических обязательств существует еще бизнеспланирование и для стран и для крупных компаний, которое везде и все применяют, и которое действительно позволяет перераспределять ресурсы и диверсифицировать экономику.

22 сентября 2005

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=57826

Док. 335179
Перв. публик.: 10.07.06
Последн. ред.: 10.07.07
Число обращений: 359

  • Грачев Иван Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``