В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Иван Грачев: Законы несимметричны: права для чиновников, а обязательства для бизнеса Назад
Иван Грачев: Законы несимметричны: права для чиновников, а обязательства для бизнеса
Иван Дмитриевич, директор департамента госрегулирования в экономике Минэкономразвития Андрей Шаров сообщил, что в рамках концепции административной реформы на 2006-2008 гг. предполагается, что все законы и ряд нормативных актов должны будут проходить обязательную независимую антикоррупционную экспертизу. Также будут разработаны антикоррупционные программы в ведомствах, где наиболее высок риск коррупции. В правильном ли направлении понимается борьба с коррупцией в министерстве? В том ли причина, что у нас законы коррупционны, и возможен ли вообще закон, исключающий коррупцию? Можно вспомнить недавний опыт введения новой системы взимания штрафов за нарушения ПДД, которая к уменьшению коррупции в ГИБДД не привела.

Я думаю, что в основе своей это неправильно. Поручить чиновникам написать некие законы, которые ограничат чиновников брать взятки, - вещь в принципе неправильная. Есть два основных способа борьбы с коррупцией. Первый - равносильная оппозиция, когда две конкурирующие за власть и равносильные команды все время друг друга отслеживают на предмет воровства и заставляют команды чиститься. Если у Тони Блэра кто-то проворуется, ясно, что человека выкинут, потому что иначе он проиграет выборы. Это наиболее мощный политический механизм, которого у нас нет объективно, и с этим пока ничего не сделаешь.

Второе - всевозможные кодексы. Есть действительно законы, которые нормами прямого действия прописывают взаимоотношения между чиновником и бизнесом, кто и что обязан, кто и чем за что отвечает. Тогда эти законы должны разрабатываться бизнесом, а не Шаровым, каким бы замечательным чиновником он ни был, а бизнес-структурами, потому что пока все наши законы в этой части несимметричные, они прописывают некие права для чиновников и некие обязательства для бизнеса.

Но если чиновник хочет брать взятки, то какой бы замечательный закон ни был, он найдет способ их брать.

Безусловно. Есть разница между нормальными странами, где уровень взяток, уровень теневой экономики - 5-10% (15% - страны класса Италии - пороговые страны среди развитых), а у нас уровень откатов, взяток, поборов 50% и выше. Совершенно иная ситуация. Чем же мы отличаемся от этих стран? Первое - там действительно есть системы сменяемости власти и соответственно внутренней чистки любых партийных и властных структур. Второе - существуют достаточно четкие и ясные законы прямого действия, как взаимодействует бизнес с властью. Это позволяет нормализовать ситуацию, хотя и не позволяет в принципе избавиться от коррупции.

26 сентября 2005

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=57860

Док. 335178
Перв. публик.: 10.07.06
Последн. ред.: 10.07.07
Число обращений: 369

  • Грачев Иван Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``