В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игорь Артемьев: `Мы работаем как скорая помощь` Назад
Игорь Артемьев: `Мы работаем как скорая помощь`
В эксклюзивном интервью "ДП" Игорь Артемьев, руководитель Федеральной антимонопольной службы РФ, говорит о значении для бизнеса нового Закона "О защите конкуренции".

Встретившись в своем рабочем кабинете в Москве с корреспондентом "ДП", петербуржец Игорь Артемьев поделился планами дальнейшей борьбы с монополистами.

-- Не считаете ли Вы действия антимонопольного органа препятствием на пути развития крупного российского бизнеса?
-- Это главный вопрос промышленной политики в ее антимонопольной части. Мы должны смотреть на эту проблему не узко, только через антимонопольное законодательство, а через общие экономические процессы -- ведь есть международные рынки сбыта и международное разделение труда. Статья 13 нового закона описывает возможные исключения в отношении вводимых ограничений для компаний и условия их применения. Раньше в законодательстве это называлось правилом разумности, а критериев не было. По сути, было написано: нельзя, но если очень хочется, то можно. Сейчас мы взяли из Римского договора четыре европейских критерия, адаптировали их и придумали 13 статью. На первый взгляд они могут показаться общими, но это не так. Двадцать лет практики Евросоюза и пятнадцать лет нашей практики доказывают это.
-- Какова была оценка нового закона международным сообществом?
-- Перед первым чтением по новому закону нами были получены заключения от Еврокомиссии, федеральной торговой комиссии США, международных организаций. Мы не все приняли, но очень важно, что они признали новое законодательство комплементарной частью общего европейского законодательства.
-- Можно ли выделить одну норму из тех, что не вошли в закон, от которой Вам лично было обиднее всего отказаться?
-- Мы процентов на 80-90 получили то, что хотели. Когда я пришел, максимальный штраф был 500 тыс. рублей, сейчас мы научились брать уже по 100, 200 млн. Я могу назвать несколько выпавших норм. Закон говорит, что если государственный орган повысит тарифы, мы не можем контролировать этот процесс. Теперь если монополия выставила высокий тариф гражданам, к примеру, за электроэнергию или подключение, пролоббировала свои интересы через специальный орган по тарифам, то мы не вправе возбуждать дело по антимонопольному расследованию. Это очень досадно, потому что в таких вопросах два мнения лучше, чем одно. Кроме того, мне, конечно, жаль, что так и не разграничены полномочия по регулированию естественных монополий. Понятно, что та же тарифная служба хочет быть не просто органом по тарифам, но и регулировать естественные монополии. Но это монополии, и, значит, ФАС должна заниматься этим вопросом. Естественные монополии сегодня являются для нас самым беспокойным объектом. У нас есть необходимые полномочия по контролю над ними, но остается зона неопределенности, в которой не ясно до конца, кто может принимать решения. Это плохо не только для нас, но и для рынка. -- То есть контроль за деятельностью государственных естественных монополий, таких как "Газпром", не полностью лежит в сфере Ваших полномочий?
-- Да, эта зона неопределенности позволяет чувствовать себя как рыба в воде государственным монополиям. Они были бы счастливы избавиться от нас. Дело в том, что антимонопольный орган именно "анти", и мы весьма критически рассматриваем различные ситуации. А многие чиновники в естественных монополиях мечтают о маленьком регуляторе, который от имени правительства
занимался бы всеми их вопросами.
-- ...и легко договаривался бы по всем вопросам.
-- Конечно. Огромная мощная структура быстро объяснит такому органу, что надо делать, и он сделает. Когда шел закон, одно из основных противодействий помимо олигархических структур было со стороны естественных монополий. Они упорно добивались, чтобы первая статья звучала
так: "Функции антимонопольного органа не распространяются на естественные монополии". Это была их мечта. И они это вносили через депутатов, через правительство, лоббировали всячески. Но власть сказала: "Нет, антимонопольный орган будет вами заниматься". И мы ими занимаемся. Но в результате этой борьбы не удалось четко разделить функции между нами и ФСТ, другими специальными регуляторами. Это задача будущего. Но мы тоже не хотим взять на себя все, наоборот, активно избавляемся от избыточных и непрофильных функций.
-- На каком рынке в наибольшей степени скажутся изменения в антимонопольном законодательстве?
-- Хотелось бы верить, что на рынке нефтепродуктов. Если после вступления закона в силу (закон вступает в силу сегодня. -- Ред.) цены на бензин будут расти, мы применим нормы о коллективном доминировании. Я надеюсь, что это отрезвит нефтяные компании. При этом у нас есть уже некоторый опыт успешной борьбы по вопросу сговора топливных компаний. В Петербурге Олег Коломийченко (руководитель УФАС по Петербургу и ЛО. -- Ред.) возбудил дело против компаний "Фаэтон", ПТК и некоторых других (дело было возбуждено также против компаний "Киришиавтосервис", Невская топливная компания, "Несте Санкт-Петербург" и "Транссервис". -- Ред.) именно по поводу картеля. Мы проиграли два суда, третий выиграли, было новое рассмотрение, и последний суд мы выиграли в части признания факта. Поэтому штраф они заплатили относительно небольшой, а факт был признан. Наши оппоненты не успокоились и подали жалобу в Страсбург. Европейский суд, рассмотрев это дело уже в 2004 г., отказал им. Таким образом эти товарищи помогли нам сделать наше первое европейское дело. Такие примеры есть и по другим рынкам. Смею Вас уверить, что дело против мобильных операторов, которое мы сейчас затеяли, тоже даст определенный эффект. Некоторые их руководители сейчас произносят грозные речи о том, что это попытка государственного вмешательства в экономику. Но чем бы не
закончилось это дело, уже никогда сговариваться так грубо они не будут.
-- Сможет ли ФАС внести свой вклад в снижение инфляции в России? Есть ли у Вас способы повлиять на динамику цен на недвижимость?
-- Наше ведомство прямо отвечает за параметры инфляции в стране, хотя и не может пока похвастать серьезными успехами. Помимо чисто монетарных причин, у нас есть нахальное повышение цен монополистами на искусственно монополизированных рынках. Мы делаем все необходимое, чтобы законодательно запретить им это делать.
Что касается цен на недвижимость, здесь два аспекта решения проблемы. Первый -- это борьба с чиновничьим протекционизмом при продаже земельных участков строительным компаниям. Мы пытаемся добиться изменений в Земельном кодексе, которые должны изменить ситуацию. Второй -- это попытки доказать картели на строительном рынке. (Вторую часть интервью читайте в "ДП" на следующей неделе)
Игорь Артемьев: "Одно из важнейших направлений нашей деятельности - это контроль за чиновничеством, и в рамках принятого Закона "О защите конкуренции" это направление получит новое развитие". Цифры Суммарные доли пяти крупнейших операторов АЗС в Петербурге и Ленобласти на июнь 2006 г.
Петербург - 74,22%
Ленобласть - 33,50%
Источник: www.au92.ru
1/4 годового уровня инфляции в России связана с монополизмом.

Опасения бизнеса
Ряд положений нового закона вызвали озабоченность российского бизнеса.
Игорь Артемьев дает пояснения.

Расплывчатые формулировки
- Система построена так, что все наши решения будут основаны на судебной практике и опираться на обычаи делового оборота. Депутаты спрашивали нас: как можно использовать такие размытые формулировки -- "справедливые рыночные условия", "экономически обоснованное..."? Я могу сказать, что тот человек, который сможет уйти в этом вопросе от общих формулировок, а нигде в мире ничего подобного не сделано, заслуживает Нобелевской премии. Экономическая жизнь разнообразна, и нельзя отразить в законе все ее особенности. Но чем это нивелируется? Любое решение ФАС может быть оспорено в суде и приостанавливается с момента подачи заявления в канцелярию суда. Вопрос решается в рамках состязательного процесса, постепенно складывается практика, идет детализация законодательства. Проблема саморегулируемых организаций
- Бывают случаи, когда профессиональные организации целенаправленно ограничивают членство. Тут, конечно, очень тонкая грань, и мы работаем как скорая помощь, а суд уже принимает окончательные решения. Деятельности саморегулируемых организаций мы противодействовать не намерены, и закон это не предусматривает.

Отсутствие ряда подзаконных актов
- Дело в том, что большинство старых актов, утвержденных ранее правительством, не утрачивают свою силу. Они будут действовать, пока не создадутся новые. По плану работы мы хотим обновить подзаконные акты уже в следующем году, хотя острой необходимости в этом нет.




Деловой Петербург (Санкт-Петербург)
26 октября 2006
http://www.fas.gov.ru/article/a_9118.shtml?print

Док. 335076
Перв. публик.: 26.10.06
Последн. ред.: 10.07.07
Число обращений: 457

  • Артемьев Игорь Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``