В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игорь Артемьев: `Сообщение в СМИ - сигнал для проверки` Назад
Игорь Артемьев: `Сообщение в СМИ - сигнал для проверки`
В публикуемом сегодня продолжении интервью с Игорем Артемьевым глава ФАС РФ выступает в защиту мелкорозничной торговли и говорит, что гордится членством в партии "Яблоко".

Отметив роль свободы слова в деле защиты конкуренции, руководитель Федеральной антимонопольной службы РФ Игорь Артемьев признался, что не имеет рычагов для борьбы с государственной монополией в федеральных СМИ. -- Согласны ли Вы с тем, что роль деловых СМИ созвучна роли антимонопольных органов, поскольку подразумевает защиту конкуренции и интересов общества? Является ли свобода слова необходимым условием работы по защите конкуренции?

-- Да, и более того, я считаю свободу слова более важным элементом в иерархии ценностей, чем антимонопольную деятельность, потому что, если не будет свободы СМИ, не будет вообще ничего. И тогда уже будет истинная монополия на все -- мы это уже проходили. Более того, публикации в СМИ являются для нас одним из самых основных сигнализаторов для проведения проверок. Сейчас мы видим много изданий, очень серьезных, и ваше в том числе, где журналисты узнают информацию и публикуют ее гораздо быстрее, чем мы узнаем или кто-то нам пишет заявление. Это самим нам не позволяет отсидеться в окопах. Я очень доволен такой ситуацией. С журналистами мы всегда работаем хорошо, не обижаемся на критику. Я начинаю свой день с главных изданий -- у меня есть час, пока еду на работу. Когда мы получаем заявления, уходит много времени на отправку запросов, изучение ситуации. А в изданиях готовый анализ, и я все это расписываю по управлениям. Рассмотрите. Доложите. Дайте служебную записку. И потом идет обратный поток ко мне или к моим замам. Это обычная практика.
-- Может ли антимонопольное ведомство противодействовать монополии государства в федеральных СМИ и давлению властей различных уровней на независимые издания?
-- Мы можем делать только то, что говорит закон. Сегодня он не дает нам формальных возможностей повлиять на сложившуюся ситуацию. По закону мы не можем выделить сегмент федеральных электронных СМИ, хотя понятно, что у нас огромное количество газет, которые почти никто не читает, и несколько телевизионных каналов, которые накрывают всю страну. Производить попытки внесения в законодательство каких-то норм на эту тему я лично для себя считаю сегодня бесперспективным. Но бороться за свободу слова должен любой человек, называющий себя демократом.
-- В России большинство монополий так или иначе связано с государством и чиновниками. Это осложняет вашу работу?
-- За последние 10 лет, а сейчас эта цифра еще выросла, 54% нарушений антимонопольного законодательства совершено государственными чиновниками, а не бизнесом или естественными монополиями. Поэтому лучший вопрос развития антимонопольного законодательства -- это проведение настоящей и подлинной административной реформы. Наш закон является ее частью и, если нам удастся справиться с управлением, станет одной из лучших ее частей.
-- Какими механизмами по противодействию коррупции вы сейчас располагаете?
-- Прежде всего это закон о госзакупках. 28 сентября правительство констатировало, что с начала года в результате принятия этого закона было сэкономлено 54 млрд рублей, то есть $2 млрд. Это те деньги, которые раньше разворовывались, носились в виде взяток чиновникам. Сейчас в отношении чиновников применяются штрафы. Кроме того, мы модифицируем ст. 178 УК РФ, которая пока не работает.
-- А как складываются Ваши отношения с коллегами по правительству и другими чиновниками высокого ранга?
-- Мы не отозвали на сегодняшний день ни одно предписание, выданное министерствам или губернаторам. Наша дипломатия заключается в том, что при выявлении нарушений мы не возбуждаем дело сразу, а сообщаем министру о нарушениях, и, если реакции нет, тогда возбуждаем дело. Обычно министры относятся к нашим предложениям с пониманием, но ситуации бывают разные.
-- Есть опасение, что антимонопольное законодательство не сможет корректно работать в России ввиду недостатков в работе силовых ведомств и судебной системы.
-- Такие риски существуют, и они существуют не только для судебной системы и силовых структур. Такие риски существуют и для нас самих -- мы тоже допускаем ошибки. При этом у меня есть желание сделать нашу работу как можно более прозрачной. В качестве примера могу привести норму, которую мы включили в закон о закупках, -- она сыграла огромную роль. Эта норма определяет, что любой участник конкурса имеет право снимать на видео всю процедуру конкурса от начала до конца. А конкурсной комиссии вменяется в обязанность вести аудиозапись. В таких условиях многие злоупотребления, которые раньше встречались повсеместно, стали просто невозможны. Все наши решения публикуются, и мы сами инициировали закон, по которому обязаны размещать их в свободном доступе в сети Интернет. Мы никогда не работаем с судьями, никогда не пытаемся убедить их в своей правоте закулисными способами. Это принципиально. Я не считаю, что наша судебная система такая уж плохая, хотя и нуждается в совершенствовании. Она будет вызревать в этих сложных условиях, в том числе в условиях нашего нового законодательсва. Нам хотелось бы постараться решить в каком-то смысле самую трудную задачу, которая вообще существует, -- это отказ от избирательного применения закона.
-- До прихода в правительство Вы активно участвовали в политической жизни Петербурга и России. Сохраняете ли Вы по-прежнему свою партийную принадлежность?
-- Да, конечно. Приходя на госслужбу, я сразу же заявил, что остаюсь членом партии "Яблоко", заместителем Григория Явлинского.
Как госслужащему мне, естественно, запрещено проявлять нелояльность по отношению к властям, когда я исполняю свой служебный долг. Мне также запрещается использовать информацию, к которой я здесь имею доступ и которая представляет государственную или коммерческую тайну. В остальном я свободен в своей деятельности. Законодательство разрешает госслужащим сохранять членство в партиях.
Так что никуда я не делся из партии "Яблоко" и горжусь своими товарищами, которым сейчас не очень легко.
-- А партия "Яблоко" оказывает Вам какую-либо поддержку?
-- Многие мои коллеги, как и люди из других партий, депутаты, часто направляют нам данные о монополизации рынков, анализ, работают с малым бизнесом. Этот поток информации бывает полезен, поскольку они в гуще событий и активно занимаются проблемными вопросами. Игорь Артемьев: "У нас есть полуфеодальные регионы, где губернатор еще с советских времен привык и ногой топать, и судам приказывать".

Цифры

розничный рынок СПб (продовольственный, данные 2005 г.) Статистическую информацию к статье, графики и таблицы Вы можете найти в PDF-версии газеты Источник: Центр Исследования Рыночной Среды 54% нарушений антимонопольного законодательства за последние 10 лет совершено государственными чиновниками.

Ситуация в Петербурге
По мнению Игоря Артемьева, в ряде отраслей Петербурга есть серьезные проблемы, лежащие в компетенции ФАС.

Пассажирский транспорт
- "Одним из ключевых вопросов, обсуждаемых мною с администрацией города, является проблема с конкурсами в сфере общественного пассажирского транспорта. Эта тема обсуждается, и мы планируем очень серьезно влиять на ее решение".

проблема Торговых сетей
- "Проблема торговых сетей беспокоит и саму администрацию Петербурга. Нельзя допустить, чтобы под разнообразными предлогами закрывались дешевые рынки, из торговли вымывался дешевый сегмент продовольствия и товаров народного потребления, а вместо них развивались только мощные торговые сети с высокими ценами. Во многих крупных городах власти помогают крупным торговым сетям, закрывая ларьки и вытесняя мелкую торговлю. Вспомните, какие раньше универсамы были в Петербурге: универсам, а вокруг него торговые точки. И кто хотел -- покупал в универсаме, кто хотел -- вокруг. В результате цены снижались и в самом универсаме. Сейчас вы ничего подобного не увидите".

поручение президента
- "Мы получили поручение президента заняться проблемой ритейла. А поскольку наиболее подробный анализ у нас сделан по Петербургу, то мы, возможно, с Петербурга и начнем. Дальновидная политика городских властей, на мой взгляд, должна поддерживать и большие, и маленькие магазины, нельзя нарушать этот баланс. Мы уже обсуждали этот вопрос с губернатором и надеемся на совместную работу".




Деловой Петербург (Санкт-Петербург)
13 ноября 2006
http://www.fas.gov.ru/article/a_9572.shtml?print

Док. 335066
Перв. публик.: 13.11.06
Последн. ред.: 10.07.07
Число обращений: 476

  • Артемьев Игорь Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``