В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Иван Грачев: России нужны предельно простые налоговая и бюджетная системы Назад
Иван Грачев: России нужны предельно простые налоговая и бюджетная системы
Иван Дмитриевич, Минфин предлагает ввести для богатых регионов своеобразный оброк в виде "отрицательных трансфертов". Территории с высокой бюджетной обеспеченностью должны будут делиться деньгами с федеральным бюджетом для последующего распределения в пользу бедных.Оправданы ли с Вашей точки зрения такие меры, и к каким негативным последствиям они могут привести? Не станут ли эти действия просто поводом, чтоб побольше пораспределять себе в карман?

С моей точки зрения, абсолютно не оправдано. Нормальное распределение налоговых и иных поступлений - это когда федеральный бюджет для России получает примерно 50% или чуть больше от общего объема налоговых поступлений. У нас в стране это доходит до 55-70%, это намного больше, чем нужно для того, чтобы любые регионы испытывали желание трудиться, работать, повышать свою налоговую базу. Если мы для регионов-доноров еще увеличим эту цифру, тогда у них, вообще, ни малейших оснований работать как следует и расширять налоговую базу не будет. Я думаю, что это абсолютно неверная мера.

Не кажется ли Вам, что, создавая такие тепличные условия для слаборазвитых регионов, ситуация не только не улучшиться но возможно, что всплывут какие-то негативные последствия?

Безусловно, это вторая сторона вопроса. Если мы введем такую политику индивидуальной, дифференцированной налоговой системы для слабых и сильных регионов, то, конечно, это их дестимулирует - тоже абсолютно неверно. Таких налоговых систем, с моей точки зрения, нет, где такие объемы забирает федеральный центр, да еще при этом должен устанавливать дифференцированные ставки для регионов.

Насколько я понимаю, России нужна предельно простая налоговая и бюджетная системы с учетом того, что администрирование неэффективное и воровства много. Предельно простая система - это когда большинство налогов разбито сразу на дольки: федерального центра, регионов и местного самоуправления - с неким малым плюсом для каждого по регулированию этих налогов. А дальше трансфертная политика, она тоже отработана достаточно широко, например, в Германии. То есть система зависимости от того, где работают люди, а не только где зарегистрированы. Она предельно простая и достаточно эффективная. Усложненная трансфертная система, насколько я знаю, есть в Бразилии, Индии, нигде она не бывает эффективной. Чем больше они накручивали, тем она становилась хуже с точки зрения и воровства, и коррупции.

И все-таки, какой Вы видите подтекст в предложении Минфина?

По-моему, ограбить богатые регионы. Пока вся налоговая система в последнее время развивалась специальным образом, видишь, что у кого есть, увеличивается налоговая нагрузка. Им кажется, что ханты-мансы и некоторые другие живут хорошо. И теперь их хотят прижать.

Не считаете ли Вы, что это перераспределение может быть добровольным или же трансферты должны направляться именно на целевые программы, а не на социальные нужды как это обычно делается?

Моя точка зрения, что система должна быть унифицированная. Та же транспортная политика предельно простая. Опять так есть стандартная транспортная система, например, по реальному душевому доходу, и есть проектные, т.е. проект поддержки некоторых регионов или отраслей народного хозяйства. Как правило, страны их сочетают, они приходят к тому, что формализованная система должна быть предельно простой, например, не хватает на душу населения доходов в этом регионе, ему определенную часть подбрасывают по известной формуле, по количеству населения, по душевому доходу и еще по каким-то. Обычно учитывается 3-4 фактора. А дальше уже следующие вещи, они как целевые проекты идут.

А каких нам проектов больше нужно, целевых или нецелевых?

Я думаю, что в России примитивные формулы должны иметь максимум перераспределения, все-таки воруют много, коррупция большая. Целевые проекты, с моей точки зрения, более подвержены этому. Чем сложнее формула, чем менее они формализованы, тем больше там украдут.

3 ноября 2005
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=58470

Док. 334881
Перв. публик.: 10.07.06
Последн. ред.: 10.07.07
Число обращений: 394

  • Грачев Иван Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``