В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Иван Грачев: Если бы реализовывался `курс Илларионова`, то было бы еще хуже Назад
Иван Грачев: Если бы реализовывался `курс Илларионова`, то было бы еще хуже
Иван Дмитриевич, советник Президента Андрей Илларионов считает, что последние назначения в правительстве свидетельствуют об изменении акцентов в проводимой экономической политике. Происходит отход от идеи удвоения ВВП в пользу реализации национальных проектов, подразумевающей, в конечном итоге, распределение и потребление. Илларионов полагает, что вклад проводимой экономической политики в темпы экономического роста сейчас уже стал отрицательным. Но ведь реализация национальных проектов - это необходимое условие для дальнейшего устойчивого экономического роста и благополучного развития страны. Насколько в таком случае обоснована критика Илларионова в адрес проводимой экономической политики? Или просто национальные проекты не так выбраны и реализуются не так, как надо?

Я думаю, что, прежде всего, критика как таковая справедлива. Но реально у правительства никогда не было разумной экономической стратегии, так что это не то, что какой-то отход. Все эти годы, начиная с 1998 г., весь рост был обусловлен ростом цен на сырье и девальвацией рубля, то есть, увеличением конкурентоспособности за счет снижения курса национальной валюты. Ничего другого вообще не было, с моей точки зрения. Доля сырья в экономике росла, то есть, структура экономики ухудшалась. Если бы при этом и был бы удвоен ВВП, то с моей точки зрения, ничего хорошего в этом бы не было.

Но в то же время я думаю, что если бы реализовывался курс Илларионова, то, наверное, было бы еще хуже. Например, один из проектов, который он одобрял - это административная реформа правительства. А нынешние назначения с моей точки зрения означают, что это была неправильная реформа, что управляемость, координация по ВПК, по ТЭКу, по делам ЖКХ существенно ухудшилась, о чем мы говорили. Это схематичная, взятая с полтолка реформа, которая не ляжет на российское правительство. Мне кажется, что все эти назначения - это скрытое признание факта неудачной административной реформы, факта ухудшения управляемости и координации между различными ведомствами. Но какого-либо кардинального поворота я здесь не вижу. Не вижу, что мы как-то начали продвигаться к экономике знаний, что у нас как-то стала уменьшаться сырьевая составляющая в экономике.

Национальные проекты как раз и призваны изменить эту ситуацию.

Национальные проекты! Из них прямо к экономике какое-то отношение имеет только доступное жилье, при хорошей реализации он позволил бы удвоить объем жилищного строительства, то есть, взять на себя некоторую часть разумного удвоения ВВП. Я думаю, что в этом плане то, что будет достаточно мощный куратор у этого проекта в правительстве - штука полезная. Я достаточно много общаюсь сейчас и с агентством по жилищному кредитованию и с Минрегионом, и с МЭРТом, и вижу абсолютно нескоординированные действия по части ЖКХ и строительства жилья. Эту часть я одобряю, но она не меняет картины принципиально. Да, наверное, национальный проект доступного жилья сделает немного лучше, но по здравоохранению, образованию - это большой вопрос. Например, по здравоохранению, если останется линия Зурабова, то на что она направлена?! На крупные закупки оборудования, как правило, ненужного, потому что опять-таки, не сформулированы четкие приоритеты - что мы собираемся делать в здравоохранении на рыночной основе, что на государственной основе. Мне кажется, что здесь не будет качественных изменений.

А по образованию? Это же как раз экономика знаний.

В части экономики знаний, например, мы, как и обещали, делаем пакет законов "Инновационная Россия", он в нулевом приближении готов. Это существенные изменения налоговой системы, существенные изменения законов об интеллектуальной собственности. Дальше - венчурное законодательство, базовые законы. Они есть вчерне. Если им будет дан ход, то я думаю, что здесь может быть существенный прорыв в продвижении экономики знаний. Мы вокруг этого стараемся работать, и считаем, что новые назначения дают некие шансы на изменения в этом отношении. Но от шансов до реалий путь неблизкий.

23 ноября 2005

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=58797

Док. 334836
Перв. публик.: 10.07.06
Последн. ред.: 10.07.07
Число обращений: 375

  • Грачев Иван Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``