В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Иван Грачев: В законе о саморегулируемых организациях должен быть пункт, который стимулирует самоочищение Назад
Иван Грачев: В законе о саморегулируемых организациях должен быть пункт, который стимулирует самоочищение
Иван Дмитриевич, на встрече с президентом ТПП Евгением Примаковым, Путин пообещал на ближайшей встрече с членами правительства вернуться к вопросу о передаче избыточных функций государства в другие структуры, в том числе, в торгово-промышленную палату. После того, как была проведена инвентаризация избыточных функций государства, все остановилось, хотя предполагалось, что государство должно очень быстро избавиться от этих функций. На данный момент, мы имеем, пожалуй, даже менее мобильную структуру власти чем то, что было до начала административной реформы. Почему все затормозилось, с Вашей точки зрения, ведь все уже было подготовлено? И если сейчас Путин волевым решением вновь запустит этот процесс, то приведет ли это к положительным изменениям?

Для начала я зафиксирую, что в отличие от большинства я считал, что эта административная реформа вредна, и я неоднократно говорил, что, скорее всего, от этой реформы будут негативные результаты. Она задумывалась из схемных соображений, а правительство и любые структуры - это организм, даже если кактус - наилучшая мировая практика, то это не повод из березы делать кактус, получится пенек от березы, а не кактус. И я был уверен, что схемная идея - взять и разделить, вначале в правительстве, правоустанавливающие, контролирующие, хозяйствующие - приведет только к осложнениям, к дополнительным взяткам, что по факту и получилось. То же самое происходит и с передачей каких-то правительственных функций. Я думаю, что надо по мере готовности предпринимателей или других бизнес-структур, брать их на себя. Например, оценщики - это давным-давно сложившееся сообщество, чрезвычайно интеллектуальное (там очень высокий уровень образования), завязанное на западные приемы и на западные стандарты. Совершенно очевидно, что оно полностью готово, начиная от стандартов и заканчивая внутренней самоочисткой, взять на себя это регулирование. Например, другая картина - строители и СНиПы. Говорилось, что все это надо быстро им передать, в частности, идеи закона о госрегулировании - быстро рушим госстандарты, и они начинают утверждать внутренние нормативы. По факту выяснилось, что большинство структур не успевают сделать ничего подобного. То есть, мы систему стандартизации разрушаем, а то, что должны выработать взамен сами сообщества бизнесменов, не появляется, потому что они не готовы. Поэтому мне кажется, что на данном этапе надо не огульно подходить, не волевыми решениями, а просто разобраться поштучно - какие структуры готовы взять на себя, какие вовсе не готовы. Где-то можно вернуться к госрегулированию, там, где очевидно не получается, лицензирование же местами возвращают, даже там, где это не очень нужно. А где-то надо ускорить переход на полноценное саморегулирование.

А какова ваша оценка современного состояния бизнес-сообществ в России? Готовы ли они принимать на себя какие-то функции государства?

Я не готов обобщать. Я знаю некоторые сообщества, например, у риэлтеров достаточно давно сложилась хорошая система саморегулирования, у оценщиков, с моей точки зрения, еще лучше. Правда, там надо учитывать одну деталь - надо, чтобы в законе о саморегулировании был пункт, который стимулирует самоочищение сообщества.

Если же говорить о бизнес-сообществах в целом, то я думаю, что определение, что такое малое предприятие и что такое не малое предприятие, у них более точно, чем есть, закон устанавливает не взаимно однозначные соответствия. Могут они делать эти вещи. Я думаю, что по части выработки изменений и дополнений к законам. Например, все, и даже достаточно холуйские предпринимательские организации, дали достаточно точные оценки того, что в налоговом кодексе плохо, что надо исправлять. В частности, расширение упрощенной системы налогообложения, что нужно делать в этой части - с моей точки зрения, это абсолютно правильная вещь. Это означает, что то, что их прямо касается по законодательству, они в состоянии оценить, и их требования должны, как минимум, учитываться.

По части, допустим, взаимного контроля - способны ли они к самоочищению - я думаю, что не всегда. И здесь ключевая вещь - круговая порука. То есть, если им безразлично, что кто-то там мошенничает, рассказы о том, что это вредит рынку, как правило, наши предприниматели так далеко не мыслят, они чуть-чуть поуже - если это прямо касается его, тогда он будет бороться против этого. А если это его касается абстрактно, то он, скорее всего, бороться не будет. некоторые предпринимательские сообщества готовы к самоочищению, а некоторые, по-моему, нет.

7 января 2006

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=59546

Док. 334764
Перв. публик.: 10.02.06
Последн. ред.: 10.07.07
Число обращений: 348

  • Грачев Иван Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``