В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Иван Грачев: Отмена НДС - это решение, бьющее точно в цель Назад
Иван Грачев: Отмена НДС - это решение, бьющее точно в цель
Иван Дмитриевич, глава экспертного управления администрации Президента Аркадий Дворкович на днях заявил, что управление "будет настаивать" на замене НДС на налог с продаж в размере 10%. Получается, что Фрадков, собирается снижать НДС до 13%, Кудрин выступает активно против этого, а администрация Президента вообще предлагает вводить другой налог. Каков Ваш взгляд на эту проблему, какой вариант предпочтителен?

Лет 7-8 назад я написал альтернативный налоговый кодекс, который до сих пор лежит в Госдуме, там было всего 5 налогов, в частности, НДС я сразу выкинул, заменив очень маленьким налогом либо с продаж, либо с оборота. Тогда на меня вся эта братия из бюджетного комитета нападала, считая, что это несовременные идеи. А на самом деле, был хороший анализ, он был сделан не только в нашей стране, о том, что НДС - вреднейший налог, особенно - для незаконопослушных стран. Нигде не удалось избавиться от пылесосов по НДС, а в незаконопослушных, неустойчивых странах НДС всегда дает огромные пылесосы, и нигде и никогда от них не избавиться. Он чрезвычайно вреден социально, потому что тот, кто вкладывается в имущество, ничего не покупает, тот выигрывает, доля тех выплат по НДС, которые осуществляют бедные люди, всегда больше, чем доля богатых. Есть еще 4-5 причин, которые позволяют считать этот налог вредным. Особенно - еще раз фиксирую - для стран с бюджетным воровством, это же большая надбавка к цене. И если вся эта надбавка через бюджет потом возвращается, то их покупательная способность растет в соответствии с этой большой прибавкой, и они могут купить товары. Если же половина разворовывается и уводится за границу, то тогда этот налог либо сворачивает производство, либо вызывает инфляцию. Я думаю, что 10%-ная российская инфляция в значительной степени связана с этим налогом. И поэтому я уверен, что Дворкович здесь взял достаточно известные идеи, и что он прав - чем быстрее мы ликвидируем этот налог, тем лучше стране, тем лучше ее предпринимателям.

Дальше понятно, что 10% ставка налога с продаж - это тоже лишнее, это довольно редко вводится, в тех же США, по-моему, 5%-6% в среднем. Я полагаю, что надо двигаться в этом направлении, и время для этого самое замечательное, когда нефтедоллары дают возможность провести этот налоговый маневр. В этом я уверен.

Если посмотреть на картинку более широко, то 5-7 лет пытаются подавить инфляцию, используя одни и те же приемы, это макроэкономическая стабилизация, профицит вместо дефицита и укрепление реального курса рубля. И мы видим, что успеха в этом направлении не достигли, что реально инфляция остановилась в районе 15% и не снижается. Это означает, что надо использовать другие приемы, это насыщение рынка товарами, это стимулирование предпринимательской активности. С моей точки зрения, отмена НДС - это прямо в точку бьющее решение.

В чем минусы НДС - понятно, а в чем преимущества налога с продаж?

Лучше бы и не вводить такого большого налога с продаж, но у него есть одно большое преимущество - он существенно проще, и он не делает пылесосов. А пылесос у нас, насколько я понимаю, примерно на 20 млрд. долларов. Большинство крупных фирм, если бы они захотели, брали бы с государства больше, чем государство получает от них в виде налогов. Такие фирмы известны. Самое неприятное тут в том, что нигде в мире с этими пылесосами справиться не удалось. Они могут быть маленькие, небольшие в % от ВВП, если страна устойчивая, законопослушная, и они очень большие там, где страны незаконопослушные. Это псевдоэкспорт, псевдовозвраты и так далее.

А если НДС будет заменен на налог с продаж, то потребители как-то это почувствуют?

С моей точки зрения, существенного снижения цен, конечно, не будет, мы знаем, что при снижении налоговой ставки, как правило, не происходит снижения цен. Но дальше, я думаю, что будет существенно меньшая инфляция, если мы его действительно сделаем небольшим - 5%-6% от продаж, и это нетрудно сделать. Дворкович говорит, что замена на 10%-ный приводит всего к 1% потере от ВВП, наверное, он обстоятельно считал эти вещи. При этом в отдельные бюджеты мы собираем до 45% от ВВП, и все говорят, что для растущей страны больше 30% от ВВП нельзя. Это за пределом оптимального роста, мы собираем на десятки процентов больше, чем нужно для хорошего роста. Понятно, что можно задействовать Стабилизационный фонд на время налоговой реформы. Если мы говорим, что 1-2 года может быть спад при существенном снижении налогов, пока предпринимательская активность еще не компенсирует, ради бога, задействуй в это время этот ресурс и все будет нормально. Поэтому, с моей точки зрения, 5%-6% налога с продаж - было бы нормально, или совсем мало - с оборота. Я считал, это такой хитрый налог, сделать его примерно как в Перу, налог с оборота, встроенный в налог на прибыль. Мы его делали так - если прибыль большая, то показываешь все в полном объеме, и налог с оборота исчезает внутри налога на прибыль. Если ты прибыль пытаешься скрыть, то ты будешь платить налог с оборота.

26 февраля 2006

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=59773

Док. 334744
Перв. публик.: 10.03.06
Последн. ред.: 10.07.07
Число обращений: 341

  • Грачев Иван Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``