В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Бирюков Н.В. : Стратегические цели и задачи подготовки нового поколения специалистов в условиях перехода к экономике инновационного развития (с учетом динамики социокультурных трансформаций) Назад
Бирюков Н.В. : Стратегические цели и задачи подготовки нового поколения специалистов в условиях перехода к экономике инновационного развития (с учетом динамики социокультурных трансформаций)
Успехи перехода России от сырьевой экономики к экономике инновационного развития в ближайшем будущем зависят от качества подготовки специалистов для рынка труда.
Снижение рождаемости в конце ХХ века и в начале ХХI века в России ведет к долговременному снижению численности трудоспособного населения.
Отказ от бесплатного для населения профессионального образования сегодня приведет к краху рынка труда завтра. В 2021 году, несмотря на то, что на рынок труда одновременно вольются два поколения: родившихся в 1998-2000 гг. и родившихся в 2006-2007 гг., - в связи с малочисленностью этих поколений появится дефицит квалифицированного и неквалифицированного труда.
Единственным ресурсом, позволяющим смягчить деструктивное влияние недостатка рабочей силы на экономику, является улучшение качества подготовки кадров. Причем, не только в производственной сфере и в сфере управления, но, также в образовании и здравоохранении.
Давайте попробуем определить основные направления подготовки нового поколения специалистов, с учетом динамики социокультурных трансформаций.
Согласно прогнозам , в 2007 году изменится отражение реальности в сознании основной части населения. Основным нравственным принципом, детерминирующим массовое поведение станет категорический императив. Соответственно изменится поведенческая установка основной части населения и, прежде всего, молодежи: "Ты должен справиться со своей задачей".
В этой связи адекватными механизмами педагогического воздействия на поведение учащихся и студентов становятся приказ и строгий контроль его исполнения. Соответственно, характер управляющего воздействия: логико- эмоциональный.
Доминантой, детерминирующей внутреннее состояние грядущего поколения, будет обостренное чувство справедливости. Оно и определит социально значимую установку молодежи на утверждение братских отношений.
В этой связи целью педагогической деятельности должна стать выработка социально и культурно значимых оснований взаимодействия разных поколений. Основной стратегической задачей - формирование установки на преемственность поколений [2].
Расслоение общества и ощущение несправедливости взаимоотношений между разными слоями общества способствуют формированию установки на пересмотр оснований социального взаимодействия. В этой связи возрастет интерес к правовым взглядам, идеям, теориям [2].
Особенность экономики инновационного развития состоит не только в овладении новой техникой и технологиями, но и в первую очередь, разработке, внедрении этих новых технологий и техники. В этой связи планируется основной упор сделать на изучение законов математики, химии, физики, информатики, экономики и др.
Но интерес грядущего поколения к правовым взглядам, идеям, теориям определяет иной актуальный перечень дисциплин. Прежде всего, это - правоведение, социология, психология.
Общая установка образовательных программ на подготовку специалистов для работы с новой техникой и технологиями, направит исследовательскую инициативу не только на создание новой техники и технологии труда, но и на создание новой техники и технологии социального взаимодействия, справедливого обмена.
Социальный и культурный эффект решения этой задачи заключается в восстановлении преемственности поколений. В результате ее решения будет сформирован базис устойчивого развития России на три сотни лет [1]. Провал в ее решении означает конец российской истории.
Поэтому сокращение в программах объема гуманитарных дисциплин не допустимо. Оно не отвечает природным качествам и естественным установкам молодежи, противоречит законам социокультурных трансформаций общества.
Стремление к экономии на оплате труда преподавателей сегодня обернется экономическим крахом и гибелью российского государства завтра.
Исходно верная установка на оптимизацию объема учебной нагрузки, на которую ссылаются экономисты, обосновывая свои предложения об экономии средств на образование, предполагает не экономические, а методические инновации в образовании.
Методика преподавания учебных дисциплин, как известно, определяется доминирующим среди учащихся типом мышления.
В настоящее время СМИ отмечают, что новое поколение детей мыслит иначе, и на этом основании говорят об их исключительности и гениальности. В отношении гениальности детей я, как педагог, могу согласиться с этим утверждением в той части, что все дети изначально во все времена были, есть и будут гениальными. Но не из всех вырастают гении, а только из тех, которые благодаря или вопреки учителям нашли свой путь в жизни.
В отношении исключительности каждого нового поколения сошлюсь на закон социокультурных трансформаций [1, 2]. Грядущее поколение в России отличается от предшествующего тем, что ему присущ аксиологический тип мышления, тогда как предшествующему поколению был присущ аксиоматический тип мышления. По этой причине новому поколению свойственен исторический подход, а предшествующему - инженерный, технико-экономический подход. Эти различия и определяют особенность грядущего поколения.
Аксиоматическому типу мышления и историческому подходу соответствует индуктивный метод мышления. Это означает, что строить учебные курсы по точным дисциплинам необходимо, опираясь на эксперимент, на предметно-теоретический подход. Гуманитарные курсы необходимо строить, опираясь на исторические законы, на опыт взаимодействия поколений, на обобщение результатов деятельности предшественников и предметно-теоретическое осмысление законов социокультурных трансформаций [2], законов возрастной стратификации и социальной интеракции [2], законов этики и эстетики труда.
В образовательном процессе необходимо обращать внимание на воспитание трудолюбия, чувства справедливости, формирование критериев равноценного обмена, эстетических критериев. Это совпадает с внутренней установкой нового поколения и будет им успешно усваиваться.
Грядущее поколение молодежи отличается от предшествующего установками на труд, самоутверждение, самосовершенствование. Задача педагогов - сохранить и развить эти установки, превратив их в жизненно важные потребности основной части населения.
Значительная часть детей, родившихся в конце 90-х гг. - в начале 2000 года, - это дети несовершеннолетних и очень молодых родителей, психологически, эмоционально и материально не готовых к должному исполнению своих родительских обязанностей. Поэтому у этих детей будет еще больше проблем с получением качественного общего образования. Это означает, что воспитательная роль образовательного учреждения будет расти. Педагогам надо больше уделять внимания формированию самостоятельности детей, формированию способности к саморазвитию, креативности, дисциплинированности.
Детей-сирот, детей из многодетных, малообеспеченных и неполных семей необходимо принимать в средние и высшие профессиональные образовательные учреждения на бюджетной основе с обязательным распределением на работу. Эта мера позволит максимально задействовать трудовой ресурс страны в сложные 20-е годы XXI века и сгладить отрицательное действие демографического провала 90-х гг. и начала XXI века. Кроме того, бесплатное высшее и среднее профессиональное образование молодежи позволит улучшить качество трудового ресурса.
Средства на решение этой задачи есть. Вклад стабилизационного фонда в образование молодежи - самое эффективное вложение средств в экономику страны и в ее инновационное развитие.

Литература
1. Куприянов В.А. Моделирование процессов социокультурных трансформаций. Рукопись дисс. на соискание уч. степени к.ф.н. РИК МК РФ и РАН, 1998. 154 с.
2. Куприянов В.А., Юрина А.А. Структуризация социокультурных оснований индивидуальных отличий / Центр компл. соц-науч. исслед. и просвещ. - Тула, 2000. - 131 с. с ил. Деп. в ИНИОН РАН 3.04.2000 No 55502.


07.07.2007


Док. 334735
Перв. публик.: 07.07.07
Последн. ред.: 10.07.07
Число обращений: 508


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``