В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Пискунов: Стратегический аудит - условие эффективности управления национальными ресурсами Назад
Александр Пискунов: Стратегический аудит - условие эффективности управления национальными ресурсами
Выступление А.А.Пискунова на научно-практическом совещании "Актуальные проблемы государственного аудита (к 350-летию государственного финансового контроля)"

Президент Российской Федерации определил повышение эффективности государственного управления как принципиальное условие обеспечения конкурентоспособности страны.
Эффективность государственного управления слагается как результат дееспособности всех уровней власти в реализации установленных высшим политическим руководством национальных целей и ожиданий общества (рис. 1).
Оценка результативности использования растущих, но весьма ограниченных ресурсов для приращения национальных богатств составляет стратегическую цель аудиторской деятельности органов внешнего контроля (ОВК) всех уровней - от Контрольного управления Президента до региональных и муниципальных контрольных органов (рис. 2).
К сожалению, как свидетельствуют результаты нашей деятельности, при существенно возросших за последние годы бюджетных возможностях эффективность использования доходного потенциала неуклонно снижается (рис. 3).
В этих условиях Президент и правительство принимают решительные меры по переходу к среднесрочному планированию и бюджетированию, ориентированному на результат, развитию системы контрактации государственных закупок в военной и гражданской сферах, переходу от объектного к проектному управлению государственным строительством (рис.4).
Реализация национальных проектов, рост качества федеральных и ведомственных целевых программ, формирование системы учета государственных контрактов по закупкам продукции и услуг для государственных нужд, последовательное развитие показателей и индикаторов эффективности распоряжения национальными ресурсами федеральными органами исполнительной власти и региональными властями - далеко не полный перечень реализуемых правительством мер.
И хотя сегодня соотношение функциональных и программных расходов бюджета составляет 10:1 в пользу А. Кудрина, ситуация меняется принципиально. При этом, безусловно, выросли требования к содержанию и качеству работы контрольно-счетных органов.
И органы внешнего контроля не могут быть и не являются статистами в процессе модернизации управления страной. За последние годы мы существенно развили методы финансового аудита, отработали методики аудита эффективности и создали прецеденты стратегического аудита как составных частей системного аудита конституционной экономики.
Если учесть, что правительство перманентно меняет структуру и семантику бюджетной классификации, логику и прагматику бюджетного процесса, вплоть до новой редакции бюджетного кодекса, то скучать нам не приходится.
В прошлые годы наша работа фактически сводилась к оценке полноты и законности исполнения бюджетных назначений на лаге одного года, то сегодня с учетом среднесрочного планирования мы должны аудировать расходы на три года вперед при предварительном контроле и на три года назад - при последующем. То есть фактически необходимо перейти от годового объектного планирования к проектному аудиту на лаге 3-5 лет, включая оценку реализуемости, полученных результатов и их последствий (рис. 5).
Правительство радикально увеличило число органов, отвечающих за внутренний финансовый аудит и аудит эффективности реализации показателей БОРа путем формирования федеральных надзорных служб и увеличения численности прежних органов внутреннего контроля. Так, запрашиваемая казначейством численность для учета государственных контрактов на закупку гражданской продукции и услуг составляет 5 тысяч человек. Для сравнения - в Федеральной службе по гособоронзаказу на этом участке работает всего несколько человек при сопоставимом объеме военных закупок.
Таким образом, сегодня органы внутреннего контроля объективно берут на себя основной объем и ответственность за финансовый аудит и аудит эффективности в части оценки ресурсоемкости отраслевых целей и стратегий, а органы внешнего контроля могут перераспределять силы на аудит эффективности региональных и межотраслевых стратегий, а также на стратегический аудит как свою конституционную прерогативу.
Очевидно, что решение задач внутреннего и внешнего контроля осложняется отсутствием четкой провязки целей, показателей бюджетирования, ориентированного на результат, бюджетной классификации, бухгалтерского учета и отчетности, перспективного плана счетов и государственной статистики, включая проблему отображения и оценки данных индикаторов на жизненном цикле реализации национальных и иных проектов развития страны.

10.07.2007 год

Док. 334710
Опублик.: 10.07.07
Число обращений: 499

  • Пискунов Александр Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``