В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Иван Грачев: Чиновники не в том видят причину роста цен на жилье и, соответственно, делают неправильные выводы Назад
Иван Грачев: Чиновники не в том видят причину роста цен на жилье и, соответственно, делают неправильные выводы
Иван Дмитриевич, 1 октября 2005 года вступили в силу поправки в Земельный кодекс. ФАС намерена оспорить выделение участков под застройку, проведенную без аукциона, после вступления в силу поправок. Безаукционная форма передачи земельных участков часто связана с неофициальными платежами, т.е. со взятками чиновникам. Решат ли проблемы жилищного законодательства действия ФАС? Или же взяточничество как процветало, так и будет процветать?

Мне кажется, это реакция на реально запущенные ошибки. Да, имеет место снижение объемов строительно-монтажных работ. Достаточно посмотреть статистику реальных физических объемов или просто цены поделить на рост стоимости строймонтажа. На 20% снизились объемы строймонтажа в прошлом году. Соответственно, цены растут, примерно на 20%, больше, чем уровень инфляции. В этом сезоне предполагается еще большее повышение. Надо отвечать людям, которые должны как-то препятствовать росту цен. Они, с моей точки зрения, ищут абсолютно неверные способы борьбы с этим явлением. Надо разобраться сначала в причинах.

1)Первая причина - это бездарно написанные законы, 214 и 215, которые снизили приток денег на строительство по факту.

2)Вторая причина - это, конечно, отсутствие инженерных площадок, но она, в основном, не связана с тем, что земли нет, с тем, что инженерные сети строят частные компании излишне дорого. Они не могут обеспечить страну нужным объемом инженерных сетей. Они же не предъявляют претензии самим частные фирмам, строители и застройщики, что у них земли нет. они говорят, нет земли с подготовленными инженерными сетями. Пожалуйста, они под Питером или в Подмосковье землю получат, но это будут пустые земли. Надо будет очень серьезные инвестиции сделать. Я думаю, что тут проблема в том, что неправильно видят причину роста цен, соответственно, делают неправильные выводы, как с этим бороться. Сама по себе идея конкурсов и конкурсной раздачи земли, в частности, безусловно, никакого значимого влияния на развитие событий оказать не может. Мы знаем, как реально проводятся конкурсы в стране. И знаем, что на них, как правило, побеждают заранее намеченные люди. То есть суть подменяется формой, как, впрочем, в большинстве действий административной реформы, пенсионной реформы. Некие схемные соображения, по сути формальные, объявляются целью и задачей, они действительно иногда решаются, но результата, с моей точки зрения, нет.

Я думаю, что надо быстро править законы. То есть там, где допустили ошибки очевидные. Сделали законы неверные, допустили ошибки, надо их быстро исправлять. И во-вторых, если мы говорим, что оборудованных инженерными сетями площадок не хватает и частный бизнес с этим не справиться, надо тогда федеральные целевые программы в режиме частно-государственного партнерства развивать, которые позволят решить эту проблему. Один пример я вам постоянно привожу - это если объединить энергетические планы Чубайса и страны в целом, то это рост к 2010 г. на считанные проценты объемов установленных мощностей. Они, в принципе, не позволяют не при каких обстоятельствах ни удвоить жилищное строительство, ни удвоить ВВП. Если не решить как-то проблему, то смешно говорить об удвоении объема жилищного строительства. Будет просто больше аварий, больше кризисов, и никакого удвоения. А решить проблему сами частники не могут. Соответственно, должны быть скорректированы планы по малоэнергетическим проектам, которые быстро строятся. Должны быть задействованы иностранные частные инвестиции.

Третья принципиальная вещь, которая нужна, это, конечно, транспарентная схема мобилизации денег на жилищное строительство. Их же нет. Ипотечные ценные бумажки не заработали вторично, стройсберкасс нет, жилищные накопительные кооперативы накормили, они подрываются 215 законом. Соответственно, в стране и дальше будет процветать нетранспарентная суррогатная схема.

Четвертая вещь - надо разворачивать четкие социальные ипотечные программы. Если мы говорим доступное жилье, то, по-крайней мере, у половины населения должно быть погашение первоначального взноса. Все известные в мире схемы должны быть и здесь. Этого тоже пока нет.

10 марта 2006
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=59969

Док. 334695
Перв. публик.: 10.04.06
Последн. ред.: 10.07.07
Число обращений: 316

  • Грачев Иван Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``