В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Иван Грачев: Кто ошибся? Правительство - ему и расхлебывать! Назад
Иван Грачев: Кто ошибся? Правительство - ему и расхлебывать!
Иван Дмитриевич, в целом можно констатировать, что власть недовольна тем, как реализуются нацпроекты в регионах. Об этом говорил в пятницу Дмитрий Медведев во время общения по телемосту с полпредами Президента. Проектные мероприятия по нацпроектам тормозятся, некоторые муниципалитеты снимают муниципальные надбавки работникам первичного звена здравоохранения и так далее. Почему складывается такая ситуация, и означает ли это, что центральная власть не обладает достаточной силой в регионах, несмотря на внешние признаки укрепления ее позиций?

Начнем с проекта, который мне наиболее знаком и в котором я хорошо разбираюсь - "Доступное жилье". Безусловно, в плохой реализации проекта повинна, прежде всего, федеральная власть.

1) Цены на жилье выросли на 30%. Мой экспертный совет на момент принятия закона прогнозировал такой рост, многие другие строители говорили, что будет именно так. "Жилищный кодекс", "Закон о дольщиках" (214 закон), "Градостроительный кодекс" и так далее, за исключением налоговых. Что они сделали? Была некая сложившаяся система сбора денег с населения и строительства, прежде всего, это долевая частичная система, жилищные накопительные кооперативы и совсем немного ипотеки, которую полностью перекрыли неудачными формулировками. При всем этом система более транспарантная и более эффективная предложена не была. Очевидный результат - пошло сокращение объемов строймонтажа, а затем и жилищного строительства в целом. Через полтора года это признают, но признает пока не правительство в целом. Потому что правительство в целом, и Медведев в частности больше внимания уделяют земельным участкам, по их мнению, именно непредоставление участков играют решающую роль в снижении объемов жилищного строительства, что не соответствует действительности. А действительности соответствует то, что участки идут не через аукционы, и это первоочередная проблема. Неудачно сформулированные законы, ставят в заблуждение федеральную власть, вследствие чего правительство допускает ряд ошибок в реализации этой программы, но исправить затрудняется, в силу отсутствия правильной цели, стратегии в соответствии с законом, а значит и инструментов реализации.

2) О системе сбора денег - как только ты сказал, что я хочу миллион кредитов раздать людям в 2010 г., то ты должен взять и записать, сколько это стоит. Стоит это 40 млрд. долларов, если ты хочешь, чтобы такие деньги раздались в виде каких-то кредитов, то тогда надо сказать, где они соберутся, какие механизмы позволят собрать за один год 40 млрд. долларов с населения. Таких механизмов сегодня нет. Ипотечные ценные бумаги недостаточно мощны в нашей стране, нормативы там до сих пор не написаны, механизм не запущен. Стройсберкассы как более мощный механизм для стран с неразвитыми финансовыми рынками совсем отсутствуют - закон два раза блокировался, и сейчас еще не принимается. Следовательно, система сбора денег для целей улучшения жилищных условий и жилищного строительства не создается.

3) Социальная ипотека. Граждан, которые сразу проходят на ипотечные программы, меньшинство. Должны быть какие-то механизмы, которые дают прибавку от государства в тех или иных случаях. Если молодая семья, например, берет ипотечный кредит, то должна получить прибавку от государства, если это реализуется, реализуется в полной мере, то тогда этот механизм работает. Но пока таких механизмов не вводится, не принимаются законы для возникновения этих механизмов. У нас они есть, но у нас, их не берут, а само правительство их не разрабатывает, в правительстве их нет в принципе.

4) Энергетика. Действительно, нет площадок, но не потому, что не проводятся аукционы, а потому, что нет инженерных сетей, нет мощностей - ни у Чубайса, ни у кого, и дефицит их будет расти к 2010 г. со страшной скоростью. Кто это решит? Частный бизнес не способен сам решить эту проблему, это должны быть государственные программы, а их нет. Жилищная программа в этом смысле буксует, она не позволяет решать такого объема задачи.

Мне кажется, что картина везде примерно одинакова. Например, Президент привел пример, что 80 тыс. учителей не получили надбавки. Кто ошибся? Правительство, ему и расхлебывать.

По пенсионной реформе - очевидно, что она в тупике, деньги исчезают, растет нагрузка на федеральный бюджет. Значит, надо принимать решение, сворачивать государственную накопительную часть. С моей точки зрения, это имеет некоторое отношение к проекту здравоохранения. Я думаю, что в основном по всем этим проектам есть прямые ошибки федерального центра или недоработки федерального центра, а все остальное вторично. Региональная составляющая может исправить некоторые ошибки федерального центра, например, регионы-доноры с хорошим бюджетом, несомненно, могут принимать свои законы о социальной ипотеке, он могут сами решать инфраструктурные проблемы, они частично могут обойти тот же закон о дольщиках, создавая свою систему контроля и регулирования. Я думаю, что часть регионов способна исправить ошибки федерального центра, но большинство - нет.

Резюме - федеральный центр не исправил своих ошибок, и своих задач, которые он обязан был решить, не решил. Поэтому валить все на регионы неправильно.

4 апреля 2006

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=60565

Док. 334675
Перв. публик.: 10.07.06
Последн. ред.: 10.07.07
Число обращений: 346

  • Грачев Иван Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``