В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
РОССИЯ ВЕРНЕТ СУДА ПОД СВОЙ ФЛАГ Назад
РОССИЯ ВЕРНЕТ СУДА ПОД СВОЙ ФЛАГ

Владимир Путин провел в Мурманске совместное заседание президиума Госсовета и Морскойколлегии, основной темой которого стало развития морского транспорта России. Как было выделено в ходе заседания Госсовета, главными проблемами, существующими в этой области, является развитие и модернизация российских морских портов, а также проблема так называемых "удобных флагов". Состоит она в том, что большинство судов российских транспортных компаний предпочитают плавать под флагами чужих государств (Панамы, Белиза и прочих довольно-таки экзотических стран).
"Россия контролирует более полутора тысяч судов, их общий дедвейт - около 15 млн тонн", - проинформировал собравшихся президент. "Однако 60,3% этого тоннажа перевозится под "удобными" для российских судовладельцев иностранными флагами, и количество таких судов постоянно растет", - констатировал Путин. По его словам, за последние полтора десятилетия таких судов стало больше почти в 4 раза. Причем, средний возраст таких судов - около 9 лет, в то время как тех, которые ходят под российским флагом, - более 24 лет.


Конечно, такое положение не может не тревожить. Ведь получается, что под российским флагом остаются плавать в основном старые "посудины", в то время как Панама, Гондурас и прочие "банановые республики" щеголяют мощными морскими флотами, значительную долю которых составляют фактически российские суда.
"Мы должны создать все условия для поэтапного перехода судов под российский флаг. Такую работу надо начинать, не откладывая - с учетом предложений, которые прозвучат сегодня", - заявил В.Путин. "Правительству необходимо разработать меры, которые бы обеспечили ускоренное развитие флота, в том числе пассажирского", - считает президент. "Средний возраст судов здесь - более 30 лет, а все заграничные перевозки осуществляются сегодня иностранным флотом", - посетовал глава государства.
Все это говорит о том, что наше государство пока еще уделяет недостаточное внимание развитию морского флота. И прошедшее заседание Госсовета должно принять меры для того, чтобы изменить ситуацию. В этой связи В.Путин напомнил о недавнем решении по созданию Объединенной судостроительной корпорации. Как считает президент, объединение российского судостроения в единую структуру должно изменить к лучшему ситуацию в этой отрасли, которая сегодня находится далеко не в самом оптимальном состоянии.
Как полагает Путин, реализовать масштабные задачи развития грузоперевозок, особенно инфраструктуры морских портов, возможно "лишь на основе государственно-частного партнерства". Президент выступил за создание в крупнейших морских портах свободных экономических зон с льготным режимом налогообложения и потребовал "без отлагательств" принять соответствующий закон.




Виктор Клюс

Разъяснить суть проблем, поднимавшихся на прошедшем заседании Госсовета, корреспонденту KM.RU согласился депутат Госдумы (ЕР), заместитель председателя Комитета по энергетике, транспорту и связи Виктор Клюс:
- Россия за последние полтора года на самом деле сделала достаточно много для того, чтобы вернуть флот под российский флаг. Не секрет, что сегодня не более 4% национальной грузовой базы осваивается флотом под нашим флагом, а 96% перевозится флотом под иностранным флагом. В свое время я руководил собственной судоходной компанией, расположенной в городе Находка, и могу вам сказать, что сегодня практически невозможно флоту, работающему на грузе иностранных фрахтователей, плавать под российским флагом.

Иностранные компании, естественно, предпочитают фрахтовать не российский флот, а флот под иностранным флагом. Для того чтобы зарегистрировать флот под российским флагом, до сегодняшнего дня необходимо было платить примерно на 20% больше, чем платят судоходные компании, использующие "удобные флаги". У флота жизнь ограничена - 20-25 лет, после чего пароход подлежит списанию. Если сегодня пароход стоит $60 млн для иностранцев, то для российской компании он будет стоить примерно $72 млн. Поэтому иностранцы, чтобы окупить свои затраты, могут работать по более низким фрахтовым ставкам, чем российские компании, и при этом не нести убытков.
Был принят закон о втором реестре [судов] - российском международном реестре судов, но, как всегда, все погрязло в бюрократических проволочках. Трактовка закона в разных ведомствах проходит по-разному, хотя все прекрасно понимают, какую цель преследовал этот закон. Таможня требует дополнительных актов - законодательных, подзаконодательных, межведомственных и пр. Поэтому на сегодняшний день только порядка 200 судов зарегистрировано в международном реестре, притом это в основном суда класса "река-море". Необходимо, чтобы этот закон начал работать.
Мировая практика знает и такие формы поддержки отечественного судоходного бизнеса, как резервирование части внешнеторговых грузов за национальным флагом. Этого в России нет. Можно обратиться к крупнейшим экспортным компаниям и спросить: а сколько вы перевозите груза под российским флагом? Они ответят, что это их вообще не интересует. На законодательном уровне сделано уже достаточно. Теперь необходимо сделать на уровне правительства и резервировать большую часть груза для перевозки под собственным флагом.
Если говорить о развитии портов, то, безусловно, главная среди больных тем - что станет с ними, когда Россия будет принята во Всемирную торговую организацию (ВТО). Не секрет, что в случае вступления в ВТО мы будем вынуждены выровнять железнодорожные тарифы как, например до порта Мурманск и Архангельск, так и до порта Таллин. В этом случае большая часть грузов уйдет именно в прибалтийские и украинские порты. Здесь дело в том, что сегодня наши порты практически не в состоянии конкурировать с портами Прибалтики.
Поэтому то, что сегодня говорится об особых экономических портовых зонах, абсолютно правильно. Только немного неправильно понимают, как их надо делать. Нельзя, чтобы Архангельск конкурировал с Мурманском, а Находка конкурировала с Владивостоком. Надо, чтобы Находка и Владивосток, например, вместе могли конкурировать с портом Пусан в Южной Корее. Поэтому порты Находки и Владивостока должны работать в равных экономических условиях. Если порту Владивостока будет присвоен статус особой экономической зоны, а Находка этого не получит, значит, порт Владивостока получит просто-напросто реальный шанс задушить порт Находку. А кому это нужно? Кто от этого выиграет?
Поэтому я считаю особенно важным, чтобы все порты России имели одинаковый статус порто-франко, свободного порта. Это - самое главное, что нужно делать, исходя из того, что сегодня наши порты вынуждены конкурировать с иностранными портами. Идет борьба за нашу внешнеторговую грузовую базу - то, о чем и говорил президент. А мы можем конкурировать только в том случае, если условия по перевалке у нас будут равные с ними. А равные условия не могут быть, когда иностранный порт имеет право закупить перегрузочную технику и не платить лишние налоги, а российские порты этого не имеют. Поэтому портовые расходы в российском порту будут выше, чем в иностранном порту. Куда уйдет груз? Можно догадаться с одного раза.
Сегодня развитие морского транспорта для России является очень важным. Многие позиции утеряны. Здесь можно говорить и про судостроение, и про судоремонт. Мелкий ремонт пока еще продолжает делаться в российских портах и заводах. Но что касается более серьезных работ, то сегодня, как правило, используют иностранную базу. На Дальнем Востоке - это прежде всего Китай и Вьетнам. Так что необходимы гигантские усилия, чтобы вернуть этим отраслям ту позицию, которую они занимали хотя бы еще в советское время, не говоря уже о том, чтобы шагнуть вперед. Всем понятно, что надо делать, но, к сожалению, правительство, которое сегодня отвечает за этот сектор, много говорит, не практически ничего не делает.





http://klyus.ru/

Док. 334535
Перв. публик.: 09.04.07
Последн. ред.: 09.07.07
Число обращений: 322

  • Клюс Виктор Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``