Задача строительства флота российскими судоходными компаниями не стала приоритетной для государства, считает Морская коллегия при Правительстве РФ.
Как сообщил ДДГ "ЗР" член Морской коллегии, заместитель председателя комитета по энергетике, транспорту и связи Госдумы Виктор КЛЮС, на декабрьском заседании коллегии было отмечено, что реализация задач Морской доктрины РФ по созданию условий для привлечения инвестиций и предпосылок для устойчивого пополнения флота осуществляется недостаточно активно. В. Клюс привел такие цифры. В составе флота, эксплуатируемого судоходными компаниями, основной удельный вес занимают суда под иностранным флагом, в том числе по морским судоходными компаниям - около 77% против 69% в 2001 г. При этом за истекшие 5 лет налицо тенденция к повышению этого показателя, так как строительство флота осуществляется в основном под иностранным флагом, а наличие судов под российским флагом сократилось с 6,2 млн до 6 млн тонн дедвейта в целом по флоту и с 2,9 млн до 2,4 млн тонн у морских судоходных компаний.
Основной причиной сложившейся ситуации является отсутствие действенного финансово-экономического обеспечения строительства флота. Участие российских банков в кредитовании строительства отечественного флота минимально, а использование судовладельцами иностранного кредита предусматривает регистрацию судов под иностранными же флагами.
На коллегии было озвучено, что годовые объемы строительства новых морских судов составляют не более 10% от потребности внутреннего рынка. Основные причины -отсутствие равных конкурентных экономических условий и доков для постройки судов дедвейтом более 70 тыс. тонн. Российские судоходные компании строят или приобретают 90% судов за рубежом - по распространенной в мировой практике схем лизинговых операций бербоут-чартера, используя для обновления флота в основном заемные средства иностранных банков, в том числе под гарантии правительств стран, поддерживающих свое национальное судостроение.
"Морская коллегия отмечает необходимость ускорения принятия поправок в законодательство для создания условий строительства флота в России. Кроме того, в проекте бюджета на 2007-2009 гг. необходимо предусмотреть выделение целевых средств, обеспечивающих модернизацию ведущих центров судостроения со строительством трех новых сухих доков, в том числе на Дальнем Востоке", -рассказал В. Клюс.