На 21 декабря запланировано заседание Морской коллегии при председателе Правительства РФ, на котором будут рассматриваться вопросы создания экономических условий для обновления российского флота, развития судостроительной промышленности и разработки концепции единой судостроительной программы страны.
Накануне депутат Государственной думы от Приморского края Виктор КЛЮС встретился с руководством и коллективом завода "Звезда" в Большом Камне. "Я приехал "сверить часы", понять, насколько верны наши представления о реальных проблемах отрасли, чтобы не ошибиться при принятии решений, - объяснил цель своего визита на предприятие депутат. - В последние годы российские судовладельцы предпочитают строить и ремонтировать корабли в Китае или Южной Корее. С одной стороны, я их понимаю - сегодня это значительно выгоднее, чем выполнять аналогичные работы в России. Но с другой стороны - за родину обидно! Почему китайские заводы переполнены заказами, а наши едва загружены на 25%? Да потому, что там работает государственная программа, способствующая всестороннему развитию отрасли. В Поднебесной можно разместить заказ на строительство парохода при условии, что из собственных средств заказчик оплачивает 20% стоимости работ, на 80% - он получает кредит в государственном банке под 5,5% годовых на длительный срок, при условии, что новое судно на 60% будет укомплектовано китайским оборудованием. Сроки исполнения заказа: первое судно - 18 месяцев, каждое последующее - три. Подобные формы частно-государственного партнерства необходимо внедрять и в России".
По мнению Виктора Клюса, чтобы судостроительная отрасль России вновь стала конкурентоспособной, необходимо срочно корректировать законодательную базу, в том числе в бюджетно-финансовой и налоговой сферах. Ведь российские банки сейчас не могут позволить себе выдавать кредиты, способные оплатить 80% стоимости производства, максимум - 30. Да и процентная планка будет не ниже 14%.
- Хотя некоторые шаги, призванные облегчить жизнь российским судовладельцам, уравнять их права и экономические возможности с иностранными и таким образом возродить отечественный флот, уж сделаны, - говорит Виктор Клюс. Я был одним из инициаторов принятия закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием Российского международного реестра судов". Мы прошли долгий путь согласований, и закон наконец-то принят. Создание реестра будет способствовать привлечению под российскую регистрацию вновь строящихся российских судов, принадлежащих российским судоходным компаниям, и эксплуатирующихся в настоящее время под иностранными флагами; привлечению под российскую регистрацию иностранных судов, эксплуатация которых требует российского флага.
По статистике, под российским флагом перевозится всего 4% импортно-экспортных грузов, хотя даже в царской России показатель был в четыре раза выше. Принятие данного закона можно считать прорывом. В частности, он освобождает ввозимые суда от НДС и таможенной пошлины, создает благоприятный инвестиционный климат в отрасли и условия для возврата судов под отечественный флаг".
Будущее за новыми технологиями, считает депутат, чтобы российское судостроение вновь возродилось, необходимо модернизировать производство, возрождать систему профтехобразования на предприятиях, поддерживать студентов и выпускников технических вузов. И чтобы не быть голословным, сам Виктор Клюс учредил специальные стипендии для одаренных студентов-технарей ДВГТУ.
В завершение встречи Виктор Клюс пообещал рассмотреть все предложения руководства завода "Звезда" по улучшению ситуации на предприятии и при необходимости выступить автором соответствующих поправок в законодательные акты.
- Готов помочь вашему представительству в Москве и в вопросах получения госзаказов и увеличении суммы их финансирования, - подытожил депутат.