В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Клюкин считает, что переход к отраслевой системе оплаты труда имеет смысл лишь при увеличении общего фонда оплаты труда Назад
Александр Клюкин считает, что переход к отраслевой системе оплаты труда имеет смысл лишь при увеличении общего фонда оплаты труда


ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

14 января 2003 года в Государственной Думе Комитет по образованию и науке провел очередные парламентские слушания. Обсуждаемая тема, актуальнейшая для всей бюджетной сферы, в данном случае конкретно касалась системы образования, а именно системы оплаты труда. Министерство труда и социального развития с участием Минфина вынесло на рассмотрение проект концепции реформирования системы оплаты труда работников бюджетной сферы по отраслевому принципу.

В чем основная суть предлагаемых изменений? Она состоит в отказе от единой тарифной сетки и переходе к отраслевым системам оплаты труда. Разработчики утверждают, что переход от единой тарифной сетки к отраслевым системам оплаты труда приведет к улучшению социального обеспечения и материального положения работников бюджетной сферы.

В действительности же произойдет резкое уменьшение заработной платы, так как основная идея проекта закона сводится к отказу от ЕТС и к передаче субъектам РФ и органам местного самоуправления ответственности по принятию решений о размерах заработной платы и сроках ее индексации. В условиях, когда абсолютное большинство субъектов РФ, а тем более, муниципальных образований являются дотационными, это приведет к ликвидации государственных гарантий в оплате труда работников бюджетных организаций. Даже по прогнозам правительства к октябрю 2003 года прожиточный минимум вырастет более, чем на 40%, а зарплата лишь на 30% с небольшим. Причем обещанное повышение заработной платы затронет только организации, финансируемые из федерального бюджета. Для абсолютного большинства работников школ и больниц, финансируемых из местных бюджетов и бюджетов субъектов РФ, повышение заработной платы предполагается в лучшем случае с 1 января 2004 года, да и то при наличии средств в бюджетах.

Участники парламентских слушаний высказались в абсолютном большинстве против проекта концепции реформирования системы оплаты труда в предложенном варианте


АЛЕКСАНДР КЛЮКИН считает, что переход к отраслевой системе оплаты труда имеет смысл лишь при увеличении общего фонда оплаты труда.

Следует отметить, что именно отраслевая системы оплаты труда предусмотрена действующими нормативно-правовыми актами в области образования. Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 1991 г. No1 "О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР", Законом Российской Федерации "Об образовании", Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года. Однако переход к отраслевой системе оплаты труда невозможно рассматривать в отрыве от размера предлагаемого увеличения средней заработной платы и от финансовых и правовых гарантий такого увеличения.

Неисполнение органами государственной власти вышеупомянутых правовых актов в части соотношения уровня средней заработной платы работников образования и уровня средней заработной платы работников промышленности приводит к тому, что уровень оплаты труда в сфере образования остается крайне низким и составляет на октябрь 2002 года в среднем 2,9 тыс. рублей в месяц, или 53,2% от среднемесячной заработной платы в промышленности. При таких обстоятельствах переход к отраслевой системе оплаты труда, имеет смысл лишь при увеличении общего фонда оплаты труда не менее, чем в два раза.

Александр Клюкин считает, что предлагаемое в проекте Концепции увеличение заработной платы работникам образования в 1,33 раза с 1 октября 2003 года лишь частично компенсирует рост стоимости жизни со времени предыдущего увеличения заработной платы 1 декабря 2001 года, поскольку, согласно экспертной оценке ЦК профсоюза работников народного образования и науки, с 1 декабря 2001 года по октябрь 2003 года прожиточный минимум возрастет на 40%. Поэтому предлагаемое в проекте Концепции увеличение заработной платы не решает задачи создания эффективной отраслевой системы оплаты труда работников образования, обеспечивающей стимулирование работы молодых специалистов и квалифицированных кадров в сфере образования.

В этой связи представляются предпочтительными предложения Министерства образования Российской Федерации, сформулированные в варианте No2 проекта Концепции отраслевой системы оплаты труда работников образования, предусматривающие увеличение заработной платы в зависимости от стажа работы и уровня квалификации в диапазоне от 1,88 до 2,4 раза.

Озабоченность вызывает и отсутствие в проекте Концепции иных, кроме минимального размера оплаты труда (МРОТ), федеральных гарантий формирования отраслевой системы оплаты труда. В отраслевых системах оплаты труда, предложенных в проекте Концепции, предусматривается введение на федеральном уровне не фиксированных или минимальных размеров ставок и должностных окладов работников организаций бюджетной сферы, а лишь рекомендуемых.

Введение в действие отраслевой системы оплаты труда работников образования предусматривается за счет средств соответствующих бюджетов. В условиях отсутствия федеральных государственных гарантий минимальных размеров ставок отраслевых систем следует ожидать, что увеличится дифференциация в уровне оплаты труда по регионам, возникнет неопределенность условий индексации оплаты труда в связи с ростом цен на товары и услуги. Такой подход ставит под угрозу сохранение единого образовательного пространства в стране.

Александр Клюкин считает неприемлемым для внедрения в систему образования проекта Концепции реформирования системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы, разработанного Министерством труда и социального развития Российской Федерации, как ухудшающего действующую систему оплаты труда, не обеспечивающего гарантий увеличения заработной платы работников образования, не ведущего к реальному повышению их жизненного уровня, затрудняющего проведение федеральной политики в сфере образования.



http://old.anklyukin.ru/

Док. 334442
Перв. публик.: 29.01.03
Последн. ред.: 09.07.07
Число обращений: 444

  • Клюкин Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``