В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Что есть миграция для России? Благо или беда? Назад
Что есть миграция для России? Благо или беда?


В последнее десятилетие особенности развития миграционных процессов в России обусловлены политическими и социально-экономическими переменами, возникшими после распада Советского Союза. Миграционные процессы влияют на социально-экономическое, внешнеполитическое, демографическое развитие и национальную безопасность Российской Федерации. Миграционная политика является составной частью государственной внешней и внутренней политики России, и ее реализация должна стать одной из приоритетных задач государства.

Относительная нормализация общественно-политической обстановки на постсоветском пространстве привела к сокращению миграционного притока в Россию. В первой половине 90-х годов миграция сыграла важную роль в восполнении естественных потерь населения. Так, в 1994 году, миграционный прирост почти полностью восполнил естественные потери, составив 800 тыс. человек. Затем миграционный прирост пошел на убыль. Так в 2000 году он восполнил лишь 26% естественных потерь. Снизился поток беженцев и вынужденных переселенцев - так в 1992 году их численность была 1,6 млн. человек, а в конце 2000 года лишь около 810 тыс. человек . Изменился и вектор миграции - от ситуации "с запада на восток", к ситуации "с востока на запад". Отток населения из восточных и северных регионов к началу века стал чрезмерным. Только за 1998-2000 годы эти регионы потеряли в миграционном обмене около 310 тыс. человек.

Позитивным фактором для страны является переселение из стран СНГ и Прибалтики наших соотечественников. По прогнозам, в 2001 - 2004 г.г. их приток может составить около 100 тысяч человек. Ведущие отрасли реального сектора экономики России будут крайне нуждаться в привлечении квалифицированных работников. Удовлетворение потребности в кадрах возможно не только за счет подготовки молодых специалистов, но и за счет миграции. Привлечение уже готовых специалистов из числа соотечественников выгодно для России и исходя из экономии финансовых средств.

По расчетам Госкомстата, общая численность населения России к 2005 году сократится со 144, 8 до 141,9 млн. человек.

В такой ситуации необходимо максимально использовать имеющиеся возможности для того, чтоб поправить экономическое и демографическое положение Российской Федерации в первую очередь, за счет миграции населения из стран ближнего зарубежья и сокращения миграции из России в другие страны. Сейчас в странах СНГ и Прибалтики проживает более 20 млн. русского и русскоязычного населения. Если в России будут созданы необходимые для переезда условия, то в ближайшие годы готовы будут переехать около 4 млн. человек.

Но все это возможно лишь при принятии Концепции Государственной миграционной политики, которой до сих пор нет и Федеральной Миграционной Программы, которую тоже не могут принять, и пересылают из ведомства в ведомство. Упразднение ФМС, Минфедерации, передача функций в МВД тоже вызывает сомнение в действенности.

Президент В.В.Путин Указом от 23 февраля 2002 года N 232 "О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики" возложил на МВД подготовку предложений по основным направлениям государственной миграционной политики и правовому регулированию миграционных отношений. Вызывает опасение, что функции МВД будут сведены только к решению вопросов о принятии в российское гражданство.

Государственная Дума неоднократно выступала по вопросам миграционной политики. Так, в Постановлении ГД от 24 октября 2001 года за N 2007-III ГД было подчеркнуто, что важными направлениями обеспечения национальной безопасности и государственных интересов Российской Федерации, защиты прав ее граждан являются борьба с незаконной миграцией и упорядочение миграционных процессов на территории Российской Федерации. Государственная Дума считает, что необходимо выработать комплекс мер, направленных на облегчение положения вынужденных переселенцев, включая упрощение порядка их регистрации, оказание материальной помощи.

Не простая ситуация и в моем регионе.

Занимая особое геополитическое положение, Красноярский край обладает не только уникальными природными особенностями, но и культурно - историческими традициями, что предполагает создание особой системы защиты и реализации его территориальных, в том числе социально - экономических интересов. На современном этапе рыночных преобразований, когда созидательный потенциал их низок, преобладают разрушительные тенденции, многие процессы в социально - экономическом развитии края носят неустойчивый, непредсказуемый характер.

Анализ социально - экономических процессов в 1991 - 2000 гг. выявляет ухудшение демографической ситуации и старение населения. В этой связи необходимо сохранение минимальных миграционных потоков за пределы края и регулирование миграционной политики, ориентируясь с одной стороны, на выборочное привлечение в города края высококвалифицированных специалистов - мигрантов из европейской части страны и стран СНГ, с другой - на направление основного миграционного потока главным образом в сельскую местность на подъем сельского хозяйства и других необходимых краю отраслей.

За прошедшие годы в крае осуществлялись меры по регулированию процесса миграции, оказанию помощи вынужденным мигрантам, защите их прав и интересов и пресечению незаконной миграции.

За период с 01.07.92 г. по 01.01.98 г. в миграционной службе Красноярского края зарегистрированы 6362 семьи - 15462 чел. вынужденных мигрантов.

По республикам выезда:

Казахстан - 2643 сем. - 6826 чел. - 41,5/44,1%;
Таджикистан - 858 сем. - 1988 чел. - 13,5/12,9%;
Узбекистан - 904 сем. - 2145 чел. - 14,2/13,9%;
Киргизия - 658 сем. - 1620 чел. - 10,3/10,5%;
Прибалтийские республики - 120 сем. - 242 чел. - 1,9/1,6%;
Чечня - 254 сем. - 493 чел. - 4,0/3,2% и другие республики.
По национальности выезда - 82,6% русские.
За 1997 год на территории края зарегистрированы и проживают 836 сем. - 1843 чел. вынужденных мигрантов.

Наибольшее число (человек) прибыли из Казахстана - 66,6%, Таджикистана - 8,0%, Киргизии - 5,8%, Узбекистана - 7,4 процента.

Поток мигрантов, прибывающих из других стран ближнего зарубежья, сокращается. Если в 1993 году удельный вес прибывающих из Азербайджана составлял 12,8%, то в 1997 году - 1,9%, соответственно из Грузии - 12,5 и 1,3%, Киргизии - 18,9 и 8,4%, Молдовы - 5,2 и 0,8 процента.

В то же время миграция из Казахстана увеличивается- с 4,4 до 66,6 процента.

В край мигрируют не только русские, но и другие национальности, причем многие из них имеют собственные национально - государственные образования. Из прибывших мигрантов основную массу составляет русскоязычное население. В 1993 году удельный вес прибывших русских от общего итога мигрантов составлял 69,5%, в 1994 году - уже 83%, в 1996 году - 84,5%, а в 1997 году - 82,6 процента. Другие, а их до 43 национальностей, составляют от 0,01 до 0,05 процента.

Трудоспособное население составляет от 50 до 62,0%, старше трудоспособного - от 11 до 14%, остальные - дети в возрасте от 0 до 15 лет.

Мигранты имеют среднее общее (полное и неполное) образование от 46 до 50%, высшее - от 13 до 15%, незаконченное высшее и среднее специальное образование - от 30 до 40 процентов.

Прибывшие расселились практически по всей территории края. Однако следует сказать, что в городе их остается почти в 3,2 раза больше, чем в сельской местности. Из городов наибольшей привлекательностью пользуются Красноярск (от 34,3% всех прибывших мигрантов в 1994 году до 24% в 1996 году, в 1997 году - до 40 процентов).

Главной проблемой для краевой миграционной службы стал вопрос финансирования.

Основным источником финансирования были целевые ассигнования из федерального бюджета: на 1998 - 2000 гг.- 37872,6 тыс. руб., на 1998 г. - 12624,2 тыс. рублей.

На краевую миграционную программу в 2001 году было выделено из краевого бюджета лишь 173 000 рублей. Что можно сделать на эти деньги? Основными задачами краевой миграционной политики являются:

соблюдение краевых интересов при реализации краевой миграционной программы и мероприятий, совершенствование системы иммиграционного контроля (из-за неуправляемой и неконтролируемой иммиграции происходит наполнение отдельных районов России, в том числе и Красноярского края, неквалифицированной рабочей силой из соседних стран, особенно из стран Среднеазиатского региона, регионов Дальнего Востока и Юго - Восточной Азии);
регулирование миграционных потоков с учетом социально - экономического развития края, национальной совместимости, специфики психологии мигрантов и климатических особенностей мест расселения;
создание условий для приема и размещения мигрантов, стимулирующих их активное участие в процессе адаптации к существующему социально - экономическому положению.
Регулирование потоков вынужденных мигрантов в рамках краевой программы должно производиться с учетом территориального распределения иных категорий мигрантов:

лиц, признанных беженцами;
семей военнослужащих, высвобождаемых в связи с передислокацией и расформированием воинских частей;
населения зон экологических бедствий;
переселенцев с Крайнего Севера и ряда других категорий граждан, переселение и обустройство которых осуществляются в рамках федеральных и краевых программ.
Проблемы миграции народов, имеющих другую историческую родину, необходимо решать совместно с государствами, участвовавшими в их перемещении.

Все эти миграционные потоки требуют государственного регулирования, которое позволит минимизировать негативные последствия, связанные с переселением указанных категорий мигрантов, а также обеспечит оказание им необходимого содействия в обустройстве и адаптации на новом месте жительства.

Регулируемая миграция, проводящаяся в интересах государства - благо для России.




http://old.anklyukin.ru/

Док. 334428
Перв. публик.: 09.04.02
Последн. ред.: 09.07.07
Число обращений: 299

  • Клюкин Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``