В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Чемезов: Рособоронэкспорт` планирует изменить структуру собственности автомобильного завода. АвтоВАЗ уводят от схем Березовского Назад
Сергей Чемезов: Рособоронэкспорт` планирует изменить структуру собственности автомобильного завода. АвтоВАЗ уводят от схем Березовского
В ближайшие два года ОАО АвтоВАЗ ждут кардинальные перемены. Гендиректор ФГУП "Рособоронэкспорт" (РОЭ, осуществляет управление АвтоВАЗом) Сергей Чемезов вчера рассказал о планах развития предприятия. Они предусматривают запуск новой модели автомобиля совместно с канадской фирмой Magna и реорганизацию структуры собственности предприятия с последующей продажей блокпакета акций стратегическому инвестору. Аналитики и специалисты полагают, что успех обоих проектов будет зависеть от цены вопроса - стоимости новой модели и самого пакета акций, который на сегодня далек от привлекательности.

Решение Сергея Чемезова продать часть АвтоВАЗа вполне понятно. Два года назад предложение купить столь важное градо- и даже отраслеобразующее предприятие было не чем иным, как "общественной нагрузкой" к допуску РОЭ в "ВСМПО-Ависма" и холдинг "Русспецсталь". В обмен Сергею Чемезову было обещано создание в городе Верхняя Салда особой экономической зоны с соответствующим притоком инвестиций. Положительное решение вопроса, по-видимому, затягивается на самом верху противниками Сергея Чемезова. Это и вынудило гендиректора РОЭ искать на стороне средства для выполнения "общественной нагрузки", а не платить их из собственного кармана. Правда, выполнить задуманное будет сложно.

Непривлекательность АвтоВАЗа для иностранного инвестора кроется в структуре собственности предприятия, разработанной опальным революционером-олигархом Борисом Березовским. Согласно этой схеме 66,5% акций завода контролируются его "дочками" AVVA, ЦО АФК и ИФК, что дает менеджменту неограниченный контроль над предприятием. Как раз 66,5% РОЭ и намеревается присоединить к заводу, погасив часть акций (55--60%). В результате через два года РОЭ будет владеть 75% плюс одна акция АвтоВАЗа, а оставшиеся 25% попадут в свободное обращение. В марте инвесткомпания "Тройка Диалог", нанятая РОЭ для разработки плана ликвидации перекрестной структуры собственности АвтоВАЗа, объявила, что таковая будет ликвидирована в течение 16-18 месяцев.

Новая структура собственности, несомненно, приоткроет доступ к предприятию для стороннего инвестора, включая иностранного и стратегического. Правда, обольщаться и ожидать шквала предложений не стоит. "До нынешнего дня иностранные предприятия старались не входить в уставный капитал наших предприятий, - говорит управляющий директор компании AG Capital Александр Агибалов. - Они предпочитают либо делать СП, либо строить самим. Проще построить новое, чем переделывать старое".

Не в пользу планов Чемезова говорят и показатели предприятия. Изношенность основных фондов плохо сказывается на рентабельности АвтоВАЗа. По расчетам специалистов Банка Москвы, в 2006 году она составила 1,8% (для сравнения: у группы ГАЗ - 3%, у компании "Северсталь-Авто" - 6,9%). Чистая же прибыль завода упала в прошлом году более чем на 15% (со $130 млн в 2005-м до $110 млн). Тем не менее говорить о безнадежности актива было бы неправильно.

"Все будет зависеть от цены вопроса", - утверждает Александр Агибалов. На сегодня, по словам Сергея Чемезова, АвтоВАЗ пытается продаться французской Renault или германской Porsche. "До конца этого года нужно окончательно принять решение", - говорит гендиректор РОЭ.

Помочь предприятию - при правильной ценовой политике - сможет новая российско-канадская модель класса С совместного производства АвтоВАЗа и канадской Magna. Сергей Чемезов вчера сообщил, что контракт с компанией Magna о запуске в серийное производство модели класса С будет подписан в середине мая. "Чтобы она могла конкурировать с FIAT Albea, который собирает "Северсталь-Авто", ее цена не должна превышать $12--13 тысяч, - считает аналитик инвестбанка "Траст" Евгений Шаго. - Но через три года, когда модель встанет на поток, ее цена поднимется до $14 тысяч. А в этом ценовом диапазоне хватает предложений и помимо АвтоВАЗа". Не выдерживает ценовой конкуренции и другая "новинка" предприятия, по сути модернизированная "десятка" - автомобиль "Приора". С конца прошлой недели он продается по цене 282,5 тысячи рублей (аналитики предрекают и более высокие розничные цены - свыше 300 тысяч рублей).

Все это происходит на фоне активизации в России зарубежных автосборочных компаний. По оценкам министра экономического развития и торговли Германа Грефа, годовой объем производства иномарок в России достигнет примерно 500 тысяч машин к 2008 году и 800 тысяч к 2009--2010 годам. По данным министра, в 2005-м в России было собрано 100 тысяч иномарок, в 2006-м - 200 тысяч, а в этом году, согласно планам МЭРТа, соберут 270 тысяч иномарок. При этом, по информации Росстата, в 2005 году объем производства легковых автомобилей в России составил 1,1 млн единиц.

ВЛАДИМИР СТЕПАНОВ

24.04.2007
источник Рособоронэкспорт
по информации Газета
http://vpk.name/

Док. 334362
Перв. публик.: 24.04.07
Последн. ред.: 09.07.07
Число обращений: 359

  • Чемезов Сергей Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``