В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Иван Грачев: Рецепт прост - федерально-целевые программы + эффективный частный опыт Назад
Иван Грачев: Рецепт прост - федерально-целевые программы + эффективный частный опыт
Иван Дмитриевич, на разных экспертных и властных уровнях постоянно идет обсуждение, каким образом решать накопившиеся проблемы в сфере ЖКХ. А вот отдельные муниципальные образования пытаются самостоятельно решать эту проблему. Казань в прошлом году получила от МБРР займ на муниципальное развитие, а в будущем году планирует принять участие в конкурсе на получение гранта в области ЖКХ, который будет проводить опять же МБРР. С Вашей точки зрения, являются ли эти иностранные займы удачным способом решения проблемы, и каковы перспективы возврата по таким кредитам? Ведь ЖКХ является той сферой, где инвестиции окупаются долго, если вообще окупаются.

Я думаю, что иностранные кредиты в целом России не нужны. Глупо свои деньги загонять в Стабилизационный фонд, отправлять за границу под низкие проценты и в то же время брать кредиты под более высокие проценты у международных банков или у частных банков. Просто глупо. Мне эта затея не кажется правильной ни для Казани, ни для кого-либо другого.

С точки зрения того, что муниципалитеты что-то пробуют и делают, это правильно. В той же Казани были опыты обслуживания одного-двух домов, микрорайончика конкретными людьми. По сути дела, пробовали семейный подряд. Есть успешные варианты обслуживания микрорайончиков такими бригадами. Есть успешный опыт решения проблемы энергетического обеспечения с помощью небольших установок малой энергетики. Я думаю, что в стране действительно есть десятки достаточно успешных и полезных опытов. Собрать их и растиражировать - одна из задач Министерства регионального развития. Относительно того, насколько она успешно решается, - это большой вопрос. Проводились хорошие совещания на эту тему, а что дальше? По-видимому, нужны какие-то ресурсы, которыми министерство не располагает.

Можно решить данную проблему на основе мелких образований типа семейных подрядов в области ЖКХ, растиражировав их настолько, чтобы это было повсеместно?

Все равно надо давать некие интегральные оценки. Путин начал повторять древнюю оценку, что наша энергетика не позволяет удваивать ни ВВП, ни жилищное строительство. Хорошо, но это должно в дальнейшем выражаться в каких-то деньгах, цифрах. Для нормального развития надо дополнительно делать в год примерно по 20 гиговатт установленных мощностей, притом, что сегодня там делается 1,8 в лучшем случае. Стоимость каждого нового киловатта известна в мире от $1 тыс. до $3 тыс., у нас около $3 тыс. за каждый новый киловатт. Эта проблема для нас стоит $60 млрд. в год. Если улучшить КПД, она будет стоить $30 млрд. в год. Тогда надо говорить, откуда они возьмутся. Частных денег таких нет, никакие мелкие семейные фирмы не принесут таких денег. Понятно, что должна быть мощная федеральная целевая программа, а к ней как вся цепочка хорошее локальное решение по микрорайонам, хорошее решение по одному-двум домам, которые встраиваются в эту общую схему. Так должна решаться проблема в целом. Некие интегральные оценки, федерально-целевые программы, а к ним приплюсовывание эффективного частного опыта.

Государство должно выделять средства на создание крупной инфраструктуры?

Конечно, на крупные инфраструктурные проекты в режиме частно-государственного партнерства с очень крупными компаниями, структурами. Само тиражирование локального мелкого опыта тоже требует хотя бы информационного обеспечения, что тоже следует решить на федеральном уровне. А дальше частная инициатива снизу.

Эксплуатация инфраструктуры ЖКХ должна быть за малым бизнесом?

Думаю, что конечные точки, в основном, за малым бизнесом. Нельзя говорить, что эта вещь универсальная, потому что бывают города, районы, где достаточно успешно это централизованно управляется. Я видел это в некоторых закрытых городах. Там сложилась система выборов, там есть толковый мэр, есть система обратных связей. Он думает о том, как люди живут, как они пользуются горячей водой. Достаточно успешно это бывает на уровне небольших городов в системе. Поэтому мне не кажется, что здесь есть абсолютно универсальное решение. Набор разных решений, который, как правило, заканчивается частной инициативой на уровне домов и микрорайончиков.

8 июня 2006

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=60971

Док. 334357
Перв. публик.: 09.07.06
Последн. ред.: 09.07.07
Число обращений: 339

  • Грачев Иван Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``