В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Игорь Семенихин: Нацпроект `Образование` требует большей эффективности и контроля Назад
Игорь Семенихин: Нацпроект `Образование` требует большей эффективности и контроля

Приоритетные национальные проекты со скрипом и значительной финансовой смазкой набирают силу. Особенно бросаются в глаза факты отчетности по реализации одного из них - нацпроекта Образование. Чуть ли ни каждый день на информационную ленту поступают сообщения (привожу документально):
**** 98% школ Чувашии подключены к интернету
**** 259 школ Архангельской области подключены к интернету
**** Коллективы двух школ в Задонском районе Липецкой области за успехи в работе удостоены гранта президента России в один миллион рублей.
**** В Калмыкии в 2007 году на реализацию нацпроекта "Образование" будет израсходовано на 27% денежных средств больше, чем в прошлом, сообщает радиостанция "Европа плюс Элиста". Общий объем софинансирования основных направлений нацпроекта из республиканского бюджета увеличился с 34,6 млн руб. в 2006 году, до 44 млн рублей в нынешнем.
Все это мажорные рапорты с мест, конечно, не могут не радовать. Но в душе все же мечется червь сомнения: неужто все так хорошо? Все так ладно? И зная суть российских вещей, поневоле, приходится сомневаться. И опасения мои на сей счет, увы, беспочвенны...
Намедни мне на глаза попался журнал "Национальные проекты", где опубликована статья, посвященная промежуточным итогам реализации приоритетного национального проекта "Образование", подведенным Счетной палатой РФ.
По каким же направлениям предлагает провести "работу над ошибками" этого нацпроекта Счетная палата? Выводы весьма примечательные:
Нормативная волокита. Проверки Счетной палаты РФ в 2006 - начале 2007 года выявили неслаженность работы всех уровней управления и внедрения действенных механизмов реализации нацпроекта, что требуется при выделении значительных средств. Основным недостатком, по мнению аудитора Счетной палаты РФ Александра Назарова, явилось отставание в обеспечении нацпроекта нормативными правовыми документами. В 2006 году из 11 проектов нормативных правовых актов данного направления 6 были внесены в Правительство РФ с запозданием - они слишком долго проекты документов согласовывались между Минобрнауки, Минфином и Минэкономразвития России, по разному подходящими к реализации политики поддержки образовательных учреждений.
Задержка принятия нормативов на федеральном уровне отразилась на качестве мероприятий нацпроекта. Именно поэтому Минобрнауки РФ пришлось неоднократно вносить изменений в списки лауреатов конкурсов талантливой молодежи и победителей конкурса учителей. Изменения в приказ об утверждении списков лучших учителей изменения вносились более 60 раз. В 16 регионах России учителя не получили гранты ко Дню учителя.
Эффективность. Проверками установлено, что индикаторы результативности национального проекта не разработаны. Это нет возможности оценить эффективность использования средств, выделяемых на реализацию нацпроекта. Мероприятия проекта не увязаны с программами развития муниципалитетов и регионов, особенно это касается программ развития села. Статус и роль коллегиальных органов субъектов РФ, ответственных за достоверность и своевременность представляемой информации, не были четко определены. Вопросы обобщения и распространения опыта работы образовательных учреждений и учителей, выявленного в ходе реализации нацпроекта, не проработаны.
Инновационные вузы. Несовершенна система стимулирования вузов, внедряющих инновационные программы: отсутствуют рекомендации по определению степени вклада каждого из критериев деятельности вуза в его общую рейтинговую оценку, недостаточно отработана конкурсная документация.
Инновационные школы. Правительством РФ установлено определение количества школ-миллионеров для каждого региона в соответствии с числом учащихся в городской и сельской местности - конкурс должен был отобрать инновационных школ из расчета по одному учреждению на шесть тысяч городских и три тысячи сельских школьников. Эта формула не учитывает общее количество школ в каждом из субъектов РФ. В результате в Республике Ингушетия победителем конкурсного отбора одна из 7 школ, в Чеченской Республике - из 9; а в Орловской и Тверской областях - одна из 35 школ, в Тюменской области - из 40.
Не отлажен механизм освоения инновационными школами выделенных средств. Средства поздно поступили на банковские счета школ - не хватило времени на организацию закупок через конкурсные комиссии. Производители и поставщики оказались не готовы к массовым закупкам школьного инвентаря. Сами общеобразовательные учреждения оказались не готовы к масштабной реализации нацпроекта. В школах не созданы условия для реализации инновационных мероприятий, не решены проблемы по ремонту зданий, оснащению пожарной сигнализацией, закупке мебели и тренажеров. Средства, предусмотренные на 2006 год, в полном объеме были освоены только в конце марта 2007 года.
Информатизация. Не все школы оказались готовы к внедрению информационных технологий. С наибольшими трудностями столкнулись начальные и коррекционные школы: компьютерная база в них устарела и недостаточна для подключения школ к интернету.
Школьный автобус и сельские школы. Выявлено несоответствие эксплуатационно-технических характеристик поставляемых школьных автобусов требованиям по перевозке детей, низкое качество и некомплектность поставленных микроавтобусов УАЗ. Ни поставки автобусов, ни нацпроект в целом не способствуют сохранению малокомплектных сельских школ. Их число сокращается быстрыми темпами - за четыре года на 4,7 тысячи школ (10,4%). Сельская школа не стала фактором социального развития села.
Престиж учительства. С реализацией нацпроекта не решается задача по восстановлению престижности и общественной значимости профессии учителя. Уровень оплаты труда педагогов остается низким. В декабре 2006 года он составил 65% от среднего уровня заработной платы.

А недавно полномочный представитель президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов: прямо признал: "В поставках по нацпроекту "Образование" выявлен ряд серьезных нарушений"...
Как сообщает информационное агентство REGNUM, школьное оборудование, поступившее в рамках реализации в 2006 году национального проекта "Образование" в Северо-Западный федеральный округ, зачастую оказывалось не отвечающим современным технологиям обучения и учебным программам, было низкого качества и узкого ассортимента.. Об этом в начале июля в Санкт-Петербурге на совещании по вопросу устранения нарушений при поставках в 2006 году в Северо-Западный Федеральный округ школьного оборудования и школьных автобусов по национальному проекту "Образование" заявил полномочный представитель президента Российской Федерации в СЗФО Илья Клебанов.
Он, в частности, отметил, что поставки осуществлялись "в конце 2006 года в пожарном порядке, причем кабинеты физики не поставлены до сих пор". Среди самых серьезных нарушений, выявленных в результате проверок органами прокуратуры СЗФО и по данным мониторинга, Илья Клебанов назвал поставки части учебных кабинетов в разукомплектованном состоянии и даже с наличием разбитых и непригодных для использования элементов. Все это пришлось устранять на местах, арендуя помещения и привлекая дополнительные средства. Оборудование для кабинетов биологии и химии не всегда оказалось снабженным сертификатами качества, к тому же было плохо изготовлено. Например, по словам полпреда, поставленные ОАО "Медус" (Санкт-Петербург) учебные микроскопы выходят из стоя в первые же часы занятий или изначально неисправны. Значительная часть учебных пособий устарели по всем параметрам. Так, учебные карты издательства "Дрофа" (Москва) для кабинетов географии содержат сведения 80-х годов минувшего века, отметил полпред. Черно-белые учебные фильмы по тому же предмету и того старше - они отражают ситуацию 1970-х годов. Школьные метеостанции оказались сплошь китайского производства, причем 1987 года выпуска и с инструкциями по-китайски, к тому же в северном климате они вообще не работают. Для кабинетов химии в ряде поставок были обнаружены запрещенные Роспотребнадзором и Госпожнадзором к использованию в образовательном процессе реактивы гексохлорбензола и хлороформа и так далее. Школьные автобусы, в основном, оказались непригодными для перевозки детей, так как не соответствуют требованиям стандартов для перевозки детей, к тому же у многих машин обнаружен заводской брак.
В результате совещания, где приняли участие представители Генеральной прокуратуры РФ и представители органов исполнительной власти и образования регионов, принят ряд решений. В частности, все поставщики под жестким контролем Рособразования, органов прокуратуры и руководства субъектов Федерации должны в кратчайшие сроки закрыть долги по поставкам оборудования и автобусов. Будет отработан четкий регламент контроля за поставками, которые должны идти равномерно и поквартально. Перед Минпромэнерго России должен быть поставлен вопрос о формировании программы производства отечественного современного школьного оборудования, автобусов и вездеходной техники, отвечающих современным ряд серьезных нарушений".
Еще один пример из этого же федерального окрега...
На нацпроект "Образование" в Ленобласти необоснованно потратили 818,9 тысяч рублей
Общая сумма финансовых нарушений, допущенных исполнителями приоритетного национального проекта "Образование" в Ленинградской области в 2006 году составила 818,9 тысяч рублей. Об этом также говорилось в отчете Контрольно-счетной палаты Ленинградской области, который был предоставлен в конце июня депутатам Законодательного собрания области.
По итогам проверки, излишнее (дополнительное) расходование средств составило 218,8 тысяч рублей, необоснованное расходование средств - 600,1 тысяч рублей.
Напомню: объем бюджетных средств, направленных в 2006 году из областного бюджета Ленинградской области на выполнение приоритетного национального проекта "Образование" составил 28 013 тысяч рублей.
Что ж, как видим, не все так ладно с реализации наиболее успешно реализуемого нацпроекта Образование.
Не зря, Первый вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Медведев предупреждает:
" Сегодня национальный проект "Образование" большинство россиян оценивают, как один из наиболее удачных. Однако нам нужно подумать, какие можно создать дополнительные возможности для его реализации и контроля. Главная цель заключается не столько в модернизации образования, сколько в создании новой образовательной модели. Конечная цель - создание даже нескольких моделей, прежде всего моделей финансово-экономической и правовой"...
Конечно, при осуществлении крупномасштабных общенациональных проектов всегда найдутся те, кто захочет погреть на них руки. Только радует, что в последнее время контроль над ними ужесточен, и мошенникам приходится все туже. Будем надеяться, что так будет и впредь.
09.07.2007
www.nasledie.ru

Приоритетные национальные проекты со скрипом и значительной финансовой смазкой набирают силу. Особенно бросаются в глаза факты отчетности по реализации одного из них - нацпроекта Образование. Чуть ли ни каждый день на информационную ленту поступают сообщения (привожу документально):
**** 98% школ Чувашии подключены к интернету
**** 259 школ Архангельской области подключены к интернету
**** Коллективы двух школ в Задонском районе Липецкой области за успехи в работе удостоены гранта президента России в один миллион рублей.
**** В Калмыкии в 2007 году на реализацию нацпроекта "Образование" будет израсходовано на 27% денежных средств больше, чем в прошлом, сообщает радиостанция "Европа плюс Элиста". Общий объем софинансирования основных направлений нацпроекта из республиканского бюджета увеличился с 34,6 млн руб. в 2006 году, до 44 млн рублей в нынешнем.
Все это мажорные рапорты с мест, конечно, не могут не радовать. Но в душе все же мечется червь сомнения: неужто все так хорошо? Все так ладно? И зная суть российских вещей, поневоле, приходится сомневаться. И опасения мои на сей счет, увы, беспочвенны...
Намедни мне на глаза попался журнал "Национальные проекты", где опубликована статья, посвященная промежуточным итогам реализации приоритетного национального проекта "Образование", подведенным Счетной палатой РФ.
По каким же направлениям предлагает провести "работу над ошибками" этого нацпроекта Счетная палата? Выводы весьма примечательные:
Нормативная волокита. Проверки Счетной палаты РФ в 2006 - начале 2007 года выявили неслаженность работы всех уровней управления и внедрения действенных механизмов реализации нацпроекта, что требуется при выделении значительных средств. Основным недостатком, по мнению аудитора Счетной палаты РФ Александра Назарова, явилось отставание в обеспечении нацпроекта нормативными правовыми документами. В 2006 году из 11 проектов нормативных правовых актов данного направления 6 были внесены в Правительство РФ с запозданием - они слишком долго проекты документов согласовывались между Минобрнауки, Минфином и Минэкономразвития России, по разному подходящими к реализации политики поддержки образовательных учреждений.
Задержка принятия нормативов на федеральном уровне отразилась на качестве мероприятий нацпроекта. Именно поэтому Минобрнауки РФ пришлось неоднократно вносить изменений в списки лауреатов конкурсов талантливой молодежи и победителей конкурса учителей. Изменения в приказ об утверждении списков лучших учителей изменения вносились более 60 раз. В 16 регионах России учителя не получили гранты ко Дню учителя.
Эффективность. Проверками установлено, что индикаторы результативности национального проекта не разработаны. Это нет возможности оценить эффективность использования средств, выделяемых на реализацию нацпроекта. Мероприятия проекта не увязаны с программами развития муниципалитетов и регионов, особенно это касается программ развития села. Статус и роль коллегиальных органов субъектов РФ, ответственных за достоверность и своевременность представляемой информации, не были четко определены. Вопросы обобщения и распространения опыта работы образовательных учреждений и учителей, выявленного в ходе реализации нацпроекта, не проработаны.
Инновационные вузы. Несовершенна система стимулирования вузов, внедряющих инновационные программы: отсутствуют рекомендации по определению степени вклада каждого из критериев деятельности вуза в его общую рейтинговую оценку, недостаточно отработана конкурсная документация.
Инновационные школы. Правительством РФ установлено определение количества школ-миллионеров для каждого региона в соответствии с числом учащихся в городской и сельской местности - конкурс должен был отобрать инновационных школ из расчета по одному учреждению на шесть тысяч городских и три тысячи сельских школьников. Эта формула не учитывает общее количество школ в каждом из субъектов РФ. В результате в Республике Ингушетия победителем конкурсного отбора одна из 7 школ, в Чеченской Республике - из 9; а в Орловской и Тверской областях - одна из 35 школ, в Тюменской области - из 40.
Не отлажен механизм освоения инновационными школами выделенных средств. Средства поздно поступили на банковские счета школ - не хватило времени на организацию закупок через конкурсные комиссии. Производители и поставщики оказались не готовы к массовым закупкам школьного инвентаря. Сами общеобразовательные учреждения оказались не готовы к масштабной реализации нацпроекта. В школах не созданы условия для реализации инновационных мероприятий, не решены проблемы по ремонту зданий, оснащению пожарной сигнализацией, закупке мебели и тренажеров. Средства, предусмотренные на 2006 год, в полном объеме были освоены только в конце марта 2007 года.
Информатизация. Не все школы оказались готовы к внедрению информационных технологий. С наибольшими трудностями столкнулись начальные и коррекционные школы: компьютерная база в них устарела и недостаточна для подключения школ к интернету.
Школьный автобус и сельские школы. Выявлено несоответствие эксплуатационно-технических характеристик поставляемых школьных автобусов требованиям по перевозке детей, низкое качество и некомплектность поставленных микроавтобусов УАЗ. Ни поставки автобусов, ни нацпроект в целом не способствуют сохранению малокомплектных сельских школ. Их число сокращается быстрыми темпами - за четыре года на 4,7 тысячи школ (10,4%). Сельская школа не стала фактором социального развития села.
Престиж учительства. С реализацией нацпроекта не решается задача по восстановлению престижности и общественной значимости профессии учителя. Уровень оплаты труда педагогов остается низким. В декабре 2006 года он составил 65% от среднего уровня заработной платы.

А недавно полномочный представитель президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов: прямо признал: "В поставках по нацпроекту "Образование" выявлен ряд серьезных нарушений"...
Как сообщает информационное агентство REGNUM, школьное оборудование, поступившее в рамках реализации в 2006 году национального проекта "Образование" в Северо-Западный федеральный округ, зачастую оказывалось не отвечающим современным технологиям обучения и учебным программам, было низкого качества и узкого ассортимента.. Об этом в начале июля в Санкт-Петербурге на совещании по вопросу устранения нарушений при поставках в 2006 году в Северо-Западный Федеральный округ школьного оборудования и школьных автобусов по национальному проекту "Образование" заявил полномочный представитель президента Российской Федерации в СЗФО Илья Клебанов.
Он, в частности, отметил, что поставки осуществлялись "в конце 2006 года в пожарном порядке, причем кабинеты физики не поставлены до сих пор". Среди самых серьезных нарушений, выявленных в результате проверок органами прокуратуры СЗФО и по данным мониторинга, Илья Клебанов назвал поставки части учебных кабинетов в разукомплектованном состоянии и даже с наличием разбитых и непригодных для использования элементов. Все это пришлось устранять на местах, арендуя помещения и привлекая дополнительные средства. Оборудование для кабинетов биологии и химии не всегда оказалось снабженным сертификатами качества, к тому же было плохо изготовлено. Например, по словам полпреда, поставленные ОАО "Медус" (Санкт-Петербург) учебные микроскопы выходят из стоя в первые же часы занятий или изначально неисправны. Значительная часть учебных пособий устарели по всем параметрам. Так, учебные карты издательства "Дрофа" (Москва) для кабинетов географии содержат сведения 80-х годов минувшего века, отметил полпред. Черно-белые учебные фильмы по тому же предмету и того старше - они отражают ситуацию 1970-х годов. Школьные метеостанции оказались сплошь китайского производства, причем 1987 года выпуска и с инструкциями по-китайски, к тому же в северном климате они вообще не работают. Для кабинетов химии в ряде поставок были обнаружены запрещенные Роспотребнадзором и Госпожнадзором к использованию в образовательном процессе реактивы гексохлорбензола и хлороформа и так далее. Школьные автобусы, в основном, оказались непригодными для перевозки детей, так как не соответствуют требованиям стандартов для перевозки детей, к тому же у многих машин обнаружен заводской брак.
В результате совещания, где приняли участие представители Генеральной прокуратуры РФ и представители органов исполнительной власти и образования регионов, принят ряд решений. В частности, все поставщики под жестким контролем Рособразования, органов прокуратуры и руководства субъектов Федерации должны в кратчайшие сроки закрыть долги по поставкам оборудования и автобусов. Будет отработан четкий регламент контроля за поставками, которые должны идти равномерно и поквартально. Перед Минпромэнерго России должен быть поставлен вопрос о формировании программы производства отечественного современного школьного оборудования, автобусов и вездеходной техники, отвечающих современным ряд серьезных нарушений".
Еще один пример из этого же федерального окрега...
На нацпроект "Образование" в Ленобласти необоснованно потратили 818,9 тысяч рублей
Общая сумма финансовых нарушений, допущенных исполнителями приоритетного национального проекта "Образование" в Ленинградской области в 2006 году составила 818,9 тысяч рублей. Об этом также говорилось в отчете Контрольно-счетной палаты Ленинградской области, который был предоставлен в конце июня депутатам Законодательного собрания области.
По итогам проверки, излишнее (дополнительное) расходование средств составило 218,8 тысяч рублей, необоснованное расходование средств - 600,1 тысяч рублей.
Напомню: объем бюджетных средств, направленных в 2006 году из областного бюджета Ленинградской области на выполнение приоритетного национального проекта "Образование" составил 28 013 тысяч рублей.
Что ж, как видим, не все так ладно с реализации наиболее успешно реализуемого нацпроекта Образование.
Не зря, Первый вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Медведев предупреждает:
" Сегодня национальный проект "Образование" большинство россиян оценивают, как один из наиболее удачных. Однако нам нужно подумать, какие можно создать дополнительные возможности для его реализации и контроля. Главная цель заключается не столько в модернизации образования, сколько в создании новой образовательной модели. Конечная цель - создание даже нескольких моделей, прежде всего моделей финансово-экономической и правовой"...
Конечно, при осуществлении крупномасштабных общенациональных проектов всегда найдутся те, кто захочет погреть на них руки. Только радует, что в последнее время контроль над ними ужесточен, и мошенникам приходится все туже. Будем надеяться, что так будет и впредь.

09.07.2007
www.nasledie.ru


Док. 334337
Опублик.: 09.07.07
Число обращений: 1311

  • Семенихин Игорь Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``