В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Иван Грачев: Пока мы не можем себе позволить укреплять национальную валюту Назад
Иван Грачев: Пока мы не можем себе позволить укреплять национальную валюту
Иван Дмитриевич, глава ФСФР Олег Вьюгин считает, что сейчас имело бы смысл пойти на большее укрепление рубля, нежели это позволяет себе ЦБ. Он считает, что это увеличило бы для компаний доступ к наиболее конкурентным товарам и услугам. Кроме того, он обращает внимание на то, что машиностроение, пищевая промышленность и телекоммуникации нисколько не страдают в условиях укрепления рубля, а даже напротив, уверенно растут. А это как раз те отрасли, которые обеспечивают наибольший вклад в промышленный рост. Кроме того, ВВП России в пересчете в иностранную валюту в условиях укрепления рубля составляет в последние годы 10%-15% в год, а это не хуже, чем в Китае, если их рост пересчитывать в валюту. В результате рост экономики России во многом, по мнению Вьюгина, сейчас связан с приходом иностранных инвестиций как в финансовой форме, так и в форме оборудования, поскольку для иностранцев Россия выглядит не хуже, чем Китай. В чем можно согласиться с Вьюгиным, а в чем нет?

Я думаю, что интегрально согласиться нельзя. Надо с того же Китая начать, задаться вопросом, а почему самая растущая экономика в мире, которая имеет триллион долларов золотовалютных резервов, не укрепляет юань, и всячески сопротивляется его укреплению. Ответ очевидный: потому, что они имеют технологическое отставание, экспортируют огромное количество продукции за счёт дешёвого в долларах труда. Если они работают на глобальных рынках, то для них принципиальное значение имеет дешёвый в долларах труд. И исправить эту ситуацию можно, только технологически переоснастив свою страну, её автомобильное, авиастроительное, приборостроительное, станкостроительное и так далее, производство настолько, что они технологически будут на уровне Швейцарии, Германии, Соединённых Штатов. Что нереально за десять-пятнадцать, даже и за двадцать лет. Это означает, что интегральная оценка: пока страна имеет в качестве преимущества пока только сырьё и относительно дешёвый труд, она не может позволить себе укреплять национальную валюту. Она при этом на глобальных рынках интегрально обязательно будет терять конкурентоспособность. Могут быть какие-то локальные приобретения - более современное оборудование за доллары, но это как закон сохранения - если у тебя основное преимущество это при низкой технологии более дешёвый труд и более дешёвое сырьё, то с укреплением национальной валюты обязательно придёт снижение глобальной конкурентоспособности страны, следовательно, интегрально она для нас недопустима. С моей точки зрения, мы и так слишком сильно укрепляем рубль, что по факту приводит к спаду по большинству позиций в физических единицах, за исключением сырьевых и первопередельных отраслей. Поэтому, конечно, я не согласен с этой позицией, я думаю, что она принципиально ошибочная, она законам сохранения не соответствует.

Но ведь по тем данным, которые Вьюгин приводит за последние несколько лет, рубль укрепляется, и тем не менее, экономика растёт.

Она растёт только в интегральном смысле. Например, если мы больше производим и продаём нефти, то с учетом роста цен на эту нефть, выглядит это как некий рост экономики. Действительно, страна больше получает долларов, больше может покупать импортной продукции, но это к будущему страны никакого отношения не имеет. Понятно, что в будущем принципиальное значение имеет экономика знаний. Тогда надо сказать, где появились какие-то дополнительные новые мощности, которые производят инновационную продукцию мирового уровня? Мне такие не известны.

Но тут можно возразить, что по статистике у нас действительно лидеры - это пищёвка, телекоммуникации и машиностроение.

Насчёт машиностроения большой вопрос, потому что когда смотришь реальную статистику, что там производится в штуках, выясняется, что никакого особенного роста, а скорее спад по всем позициям. Например, автомобилей своих мы больше производим или нет? Если сборку за доллары с добавленной стоимости убрать, то будет меньше.

АвтоВАЗ на миллион так и не вышел, и не выйдет в ближайшее время. Плюс ясно, что он начинает частично собирать чужие комплектующие, и на это ориентируется, а это нижайшая добавленная стоимость. Дальше авиапром. Он что, наращивает объёмы производства самолётов?! Нет, конечно, абсолютно несопоставимо с советским уровнем. Или радиоэлектронная промышленность, современная электроника. Сделали какой-то новый прибор в Зеленограде, но по сути это ничего серьёзного и значимого с точки зрения будущего страны не дает, это единичный случай. Поэтому мне кажется, и статистика это подтверждает, что если сырьевые отрасли вычесть, то выяснится, что всё либо не растёт, либо падает. Потом можно посмотреть данные по экспорту-импорту чего-то высокотехнологичного, тоже будет ясно, что на самом деле идёт падение.

По официальной статистике считается, что у нас структура экономики улучшается, потому что сфера услуг растёт и Россия становится похожей на западную современную экономику. А когда проводят более детальные исследования, откуда, собственно выросла сфера услуг, выясняется, что в основном за счет того, что туда передали перепродажу нефти и ещё чего-то. То есть не сырьевые отрасли выросли, а якобы сфера услуг, потому что перепродажа - это сфера услуг. Если почистить такие вещи, которые прямо в статистике не содержаться, несомненно, будет спад во всех отраслях.

22 июня 2006

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=61072

Док. 334318
Перв. публик.: 09.07.06
Последн. ред.: 09.07.07
Число обращений: 334

  • Грачев Иван Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``