В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Чемезов: БУРЖЕВЫЕ ИГРЫ Назад
Сергей Чемезов: БУРЖЕВЫЕ ИГРЫ
Авиасалон в парижском пригороде Ле-Бурже продемонстрировал, чье гражданское авиастроение нужно миру: Airbus пополнил свой портфель заказов на $50 млрд., а российские предприятия авиаотрасли - примерно на $400 млн.

АВИАСАЛОН

"ВЫ И ПРАВДА СЧИТАете, что у России все прекрасно с продажами авиатехники, заказчики выстраиваются к вам в очередь и потому можно позволить себе отвратительную организацию своего присутствия на авиасалоне, отсутствие информационной поддержки, отмену пресс-конференций и прочие вольности?" - спросила итальянская журналистка главу "Рособоронэкспорта" Сергея Чемезова (компания выступала представителем всех российских участников в Ле-Бурже).

Эмоции итальянки понять можно. К примеру, в первый же день салона без каких-либо объяснений была отменена пресс-конференция АХК "Сухой". На следующий день посетителей и спикеров большого брифинга (с участием главы Федерального агентства по промышленности, глав Роскосмоса, "Рособоронэкспорта", РСК МиГ и холдинга "Сухой") в 30-градусную жару испытывали на прочность в помещении без кондиционера. Позднее, при подписании контракта "Сухого" с итальянской компанией Alenia Aeronautica, "тепловые испытания" продолжились. Топы компаний обливались потом, отшучиваясь в духе "у меня спич рассчитан на час, однако тут немного тепло". Но многие все равно не выдерживали духоты и сбегали на брифинг Boeing в соседний зал - там проблем с кондиционерами не было...

Организация "по-русски" надолго запомнится иностранцам. Авиационные журналисты из нероссийских СМИ, разговаривая в курилках, гадали о том, что их ожидает на московском авиасалоне МАКС-2007.

В ВОЗДУХЕ - БЕЗ ПРОБЛЕМ

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ провал Россия компенсировала своим традиционным козырем - летной программой. Наши пилоты на истребителях МиГ-29 и МиГ-29ОВТ затмили всех остальных участников шоу-программы, включая американцев на F-16. Однако фантастические возможности отечественной военной техники на прошедшем салоне не удалось конвертировать в заказы.

В РСК МиГ, к примеру, сообщили, что на Ле-Бурже не было подписано ни одного контракта. Не заинтересовала покупателей и новая разработка КБ - истребитель МиГ-35, который так и не нашел стартового заказчика. Однако заместитель генерального конструктора МиГа Владимир Барховский уверен, что рынок очень перспективный. "До 2020 года мы планируем поставить до 350 самолетов современных модификаций МиГ-29К, КБ (корабельного базирования), МиГ-29М и М2, в том числе и МиГ-35. Всего, по нашим оценкам, объем рынка может составить $10-12 млрд. Кроме того, существует программа сервисного обслуживания и модификации эксплуатируемого парка МиГов (около 3 тыс. машин во всем мире. - "BusinessWeek Россия"). Программа модификации до 2020 года потянет на $7-8 млрд.", - оценил потенциал Барковский.

Хотя пока МиГ остался без заказов, по словам представителей предприятия, сейчас ведутся активные переговоры со странами Ближневосточного региона, Северной Африки и Юго-Восточной Азии.

В ОЧЕРЕДЬ!

БЕЗ МАЛЕНЬКОЙ российской сенсации однако не обошлось. Впервые за долгое время отечественное авиастроение получило заказ не на военную тематику, а на гражданские самолеты. "Дочка" АХК "Сухой" - "Гражданские самолеты Сухого" - подписала контракт с итальянским лоукост-авиаперевозчиком ItAli на поставку до 2011 года десяти региональных самолетов Sukhoi Superjet 100 с опционом на еще десять машин. Сумма контракта в каталожных ценах составила $283 млн. В том, что первым иностранным покупателем SSJ стала именно итальянская компания, нет ничего удивительного. Не зря ведь в Ле-Бурже ГСС подписала соглашение с Alenia Aeronautica (входит в состав крупнейшего авиакосмического концерна - итальянской Finmeccanica) о создании совместного предприятия и начале процедуры вхождения итальянцев в акционерный капитал ГСС в размере 25% + 1 акция. Эту сделку стороны обсуждали больше года, однако процесс тормозило российское законодательство, ограничивающее долю иностранных инвесторов в авиастроительных компаниях блокпакетом.

"Я не скрываю, что первый западный заказчик на SSJ появился при участии нашего итальянского партнера. Сейчас, кстати, продолжаются переговоры с еще 30 иностранными перевозчиками, включая Air France, у которой очень большая сеть региональных маршрутов", - сообщил гендиректор АХК "Сухой" Михаил Погосян. По словам источника "BusinessWeek Россия", именно Air France, скорее всего, станет следующим иностранным заказчиком ГСС - причем уже не с десятком самолетов. "Компания с самого начала участвует в проекте SSJ в качестве консультанта, и кое-что в проекте менялось по рекомендациям французской стороны", - подтверждает слухи Погосян. Впрочем, пока не подписано соглашение о намерении, о сделке Air France с ГСС говорить рано.

Вот российская S7 Airlines, к примеру, тоже выступала в роли консультанта по SSJ, однако в прошлом году отказалась от российских региональных самолетов и прекратила всякие переговоры с ГСС. В то же время S7 засматривается на новую иностранную технику. За неделю до Парижского салона второй по размерам российский перевозчик подписал твердые контракты на поставку пятнадцати Boeing 787 и десяти Boeing 737 на общую сумму примерно в $3,5 млрд. А на салоне S7 шокировала российскую прессу подписанием контракта с Airbus на 25 новых самолетов А320, которые, по словам гендиректора ОАО "Авиакомпания "Сибирь" Владислава Филева, заменят парк советских Ту-254М. Сумма контракта в каталожных ценах составила $1,8 млрд. После этих объемных для российской компании сделок по рынку поползли слухи о том, что S7 формирует парк в надежде подороже продаться. Сам Филев, впрочем, оставил этот вопрос без ответа.

ВОЗВРАЩЕНИЕ AIRBUS

НАСТОЯЩИМ же триумфатором на Ле-Бурже на этот раз стал концерн Airbus. Из контрактов на $50 млрд., заключенных в первые два дня салона, $40 млрд. получил именно европейский авиастроитель. Только Quatar Airways заказал 83 лайнера семейства А350 и А380. Другие крупные заказчики - Emirates, Jazeera, US Airways, Air France, российская S7 Airlines. Всего только за два первых дня салона Airbus подписал соглашений о взаимопонимании и заключил твердых контрактов более чем на 360 лайнеров 320-го, 350-го и 380-го семейств. Неудивительно, что СЕО Airbus Луи Галуа был очень эмоционален и взволнован, открывая пресс-конференцию. "Наконец-то это случилось! Airbus вернулся! Мы снова в бизнесе!" - с этих слов Галуа начал свое выступление.

Действительно, в последнее время казалось, что Airbus уже ничто не поможет. Все началось с отсрочек поставок самого большого в мире дальнемагистральника А380 - самолет задержался примерно на два года, что обернулось серьезными штрафными санкциями со стороны авиаперевозчиков. Потом у концерна возникли проблемы с А350, стоимость разработки которого увеличилась почти на $10 млрд., добавив финансовых проблем к уже имеющимся. В итоге Airbus пришлось разработать концепцию выхода из кризиса (программа Power8) и пойти на непопулярные меры, уволив 10 тыс. сотрудников по всему миру. Поэтому компании как никогда нужен был успех.

САЛОН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВАЖНОСТИ

ГЛАВНЫЙ конкурент европейской компании - "американец" Boeing - показал себя на Ле-Бурже-2005 и прошлогоднем салоне в Фарнбро под Лондоном. Однако за первые два дня последнего Ле-Бурже Boeing подписал контрактов на сумму чуть более $11 млрд. Впрочем, только по сравнению с Airbus эта победа кажется скромной. Нам остается мечтать даже о таких суммах.

Российские официальные лица признаются, что все главное действо на Ле-Бурже для отечественного авиастроения происходило вокруг "Сухого". Впрочем, как и на Ле-Бурже-2005, когда главным российским событием стало создание совместного предприятия с НПО "Сатурн" и французской Snecma для строительства двигателей SaM 146 к герою последнего салона - региональнику Sukhoi Superjet 100.

"Все остальные контракты этого года мелкие, всего на $30-35 млн., плюс ряд соглашений и договоренностей, в том числе давно ожидаемый контракт с Arianespace (структура EADS) на запуски наших "Союзов" с космодрома в Гвиане", - сообщил на итоговой пресс-конференции Сергей Чемезов.

Несмотря на достаточно небогатый урожай коммерческих контрактов, руководитель Федерального агентства по промышленности Борис Алешин заявил корреспонденту "BusinessWeek Россия", что бессмысленным участие в авиасалоне он не считает. "Даже если не будет вообще никаких контрактов, Россия все равно будет представлять себя на таких значимых выставках", - считает Алешин.

Между тем в августе открывается московский авиасалон МАКС. Эксперты отрасли полагают, что там центральной "темой" будет уже не ГСС (хотя контракты на SSJ тоже ожидаются), а "военка".

ДЕНИС РЯБОКОНОВ, ПАРИЖ, "BusinessWeek Россия"

25.06.2007
источник Рособоронэкспорт
http://vpk.name/

Док. 334196
Перв. публик.: 25.06.07
Последн. ред.: 09.07.07
Число обращений: 469

  • Чемезов Сергей Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``