В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Иван Грачев: С какой стати бизнес будет инвестировать в Россию, если здесь налоги втрое выше, чем в Турции? Назад
Иван Грачев: С какой стати бизнес будет инвестировать в Россию, если здесь налоги втрое выше, чем в Турции?
Иван Дмитриевич, правительство обсуждает предложение Минэкономразвития России о введении "правила одного окна" при рассмотрении инвестиционных проектов. Что означает это правило, насколько оно необходимо?

Идея "одного окна" состоит в том, что любой предприниматель, в том числе, и иностранный инвестор, имеет дело с одним чиновником. Он приносит весь пакет документов. Если у него этот пакет взяли, то далее чиновники сами между собой эти документы передают и решают судьбу проекта или предприятия. И через неделю инвестору выдают готовый результат, зарегистрированное дело.
Я полагаю, что это и для крупного бизнеса, и для мелкого бизнеса вещь чрезвычайно важная, кстати, для простых граждан тоже. Если рядовой гражданин регистрирует свои права на недвижимость, на собственность, то у него должна быть такая же процедура. Не он собирает подписи, а чиновники двигают по цепочке документы. Я полагаю, что эта идея в высшей степени своевременная. В какой-то форме она содержалась в нашем законе о свободе предпринимательства, который, кстати, уже полтора года в правительстве лежит.

Этот вопрос поднимается в рамках общей дебюрократизации экономики?

Безусловно. Мы сделали полтора года тому назад закон о свободе предпринимательства, где как раз эти принципы были изложены. Мы понимали, что для бизнеса полезно изменить характер регистрации. Та же идея "одного окна", урегулирование проверок - не чаще, чем раз в год, имущественная ответственность чиновников. Теперь они потихоньку выдергивают из этого закона пункты и реализуют их. Ну что ж, я очень рад этому.

Кроме того, Михаил Касьянов сегодня, открывая заседание правительства, заметил, что дальнейший рост инвестиций невозможен без снижения уровня бюрократизации российской экономики, и в частности, сегодня речь шла об упрощении регистрации земельных участков.

Это то же самое. Единая система регистрации прав и принцип "одного окна". То есть все подготовительные документы сдал, их приняли - до свидания! Сами должны работать чиновники! Я полагаю, что это все вещи верные, только есть один нюанс. Полтора года назад закон внесен в правительство, дальше он там заблокирован. Они написали, что у него нет предметов ведения, то есть, дебюрократизация распадается на куски и не является чем-то единым - обеспечением свободы предпринимательства. Хорошо, Бог с ним! Можно и так. Но тогда дальше возникает вопрос, а они-то как будут решать эти позиции? Если они это будут делать указами президента или постановлениями правительства, то это совершенно бесполезно. Это филькины грамоты! Ельцин такие указы уже принимал по аналогичной тематике, но у чиновников есть законы, которые определяют их полномочия, например, о пожарниках, о милиции, о санэпидстанциях, о Госкомстате и так далее. Смотрите - есть жесткие законы, которые говорят, что любой милиционер может к тебе зайти, потребовать все, что угодно, но если этому не противопоставить законодательно описанные права предпринимателя, ничего путного не получится. Чиновник будет руководствоваться законом, предприниматель будет идти в суд, и ему скажут: какой такой указ, есть закон, он сильнее. Иными словами, карта чиновника старше.

Но возможно правительство тогда заблокировало данный закон, чтобы сделать свой собственный законопроект?

Да, у них, безусловно, есть такая идея, поскольку им дано указание, что 70% законопроектов должно идти от правительства. Отсюда склонность даже хорошие вещи, которые не от них исходят, блокировать. Досадно это.

Если нынешний курс на дебюрократизацию экономики будет проводиться планомерно, и ряд ограничений будет снят, насколько вырастет инвестирование в российскую экономику?

Надо четко понимать, что есть 3 больших группы проблем. То есть бизнес и власть, порядок в отношениях бизнес-власть - это лишь 3-я по очереди проблема. Первая - это чрезмерные налоги. С какой стати бизнес будет инвестировать в Россию, если здесь налоги втрое выше, чем в Турции? Только сверхъестественные проекты, сверхрентабельные - дырку в земле сделать, чтобы газ потек, привлекают иностранных инвесторов. А ведь наши собственные бизнесмены ничего фактически долгосрочно не инвестируют. Из тех, кто взял собственность в рамках приватизации, почти никто серьезных долгосрочных инвестиций не делает. Текущие, оборотные, поддержание в рабочем состоянии - да, но никаких стратегических инвестиций. Потому что налоги, вдвое больше, чем в США. Значит, все, приехали!
Второе, это, на самом деле, вопрос собственности. Вот сидит у меня человек, один из первых доверительных управляющих недвижимостью. А закона о доверительном управлении недвижимостью у нас нет. То есть, огромного количества законов, которые устанавливают порядок в отношениях собственности в России еще не создано. А те, что есть, внутренне противоречивы. Стало быть, какой акционер, инвестор побежит в Россию вкладывать? Наедут, отберут и скажут, а мы по закону о приватизации все сделали правильно. И суд подтвердит, хотя в законе вообще-то его права обозначены.
И лишь третий пункт это отношения "бизнес-власть". Поэтому, если третью позицию решат, то это без двух первых ситуацию сдвинет, но не сильно.

1 февраля 2001
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=10391



Док. 334103
Перв. публик.: 09.07.01
Последн. ред.: 09.07.07
Число обращений: 329

  • Грачев Иван Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``