В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Лукин: власть занялась проблемами социальных прав граждан Назад
Владимир Лукин: власть занялась проблемами социальных прав граждан
В Совете Федерации с докладом о состоянии прав человека в России выступил Владимир Лукин. Уполномоченный по правам человека в России отметил, что самое большое количество жалоб связано с нарушением социальных и экономических прав граждан. Люди недовольны безработицей, низким уровнем зарплаты, плохим медицинским обслуживанием. Об этих и других проблемах Владимир Лукин рассказал в интервью Российскому информационному каналу.

- Владимир Петрович, какие пункты вашего доклада вызвали наибольшее количество вопросов у сенаторов?

- Сенаторы интересовались ситуацией с детьми. Были вопросы по положению детей, особенно детей, которые после интернатов вынуждены входить в нормальную жизнь, а у них нет жилья, нет ничего. Были также вопросы, связанные с заключенными, особенно в том плане, что делается для того, чтобы интегрировать в общество людей, которые выходят их мест заключения, в том числе людей, которые провели некоторое время в заключении, но их вина не была доказана. Эта проблема действительно очень острая, а также тема социально-экономическая.

- Известно, что вы предложили создать единую федеральную программу обеспечения жильем детей-сирот. Насколько острой является эта проблема в данный момент для России? Как встретили эту инициативу парламентарии?

- Эта проблема очень остра, потому что порядка 30 тысяч детей-сирот, которые выходят из своего детского, юношеского состояния, не имеют никаких средств, особенно жилья. Эта проблема крайне важна для них самих, потому что это, конечно, проблема базовых прав человека. И эта проблема важна для нас всех, потому что мы должны понимать: если эти люди выходят из интернатов, если у них не было устроено детство и они выходят в мир тоже без внимания, это будут не самые полезные и не самые довольные своей судьбой граждане страны, а таковых порядка 30-ти тысяч. Так что нам надо обязательно принимать такую программу как можно быстрее.

- В своем докладе вы подчеркиваете, что россияне больше всего недовольны своим социальным и экономическим положением. В последнее время правительство пытается поднять уровень жизни населения. Есть ли, на ваш взгляд, какие-то положительные тенденции?

- Конечно, те специальные социальные программы по четырем пунктам, которые были у нас приняты, - это серьезный шаг вперед, хотя только первый шаг. Безусловно, это свидетельство того, что наша власть всех уровней, начиная с федерального, начала не только словесно, но и на практике заниматься проблемами базовых социальных прав граждан. Но, повторяю, это только первый шаг, и как это ни парадоксально, этот шаг свидетельствует о том, что министерства, ведомства, вся государственная система недостаточно внимательно и активно занимаются этим вопросом в нормальном режиме. Этот шаг должен быть малым мотором, который потянет большой мотор улучшения социальной ситуации в нашей стране.

- Вы также говорили, что страна нуждается в законе о противодействии коррупции. Разве недостаточно тех норм, которые прописаны в Уголовном кодексе России? Поможет ли отдельный закон искоренить взяточничество?

- Отдельный закон сам по себе, конечно, не может играть какой-то решающей роли, но он должен создать те рамки, в которых работает вся наша система по борьбе с коррупцией. Эта система должна опираться на какое-то очень серьезное и ясное законодательство. Так есть в целом ряде стран, которые всерьез начали бороться с этим огромным и всеобъемлющем социальным злом. У нас же этот закон в течение, по-моему, десятилетий не сдвигается с места.

- Владимир Петрович, в своем выступлении вы сказали, что многие международные оценки положения прав человека в России предвзяты. В чем именно проявляется эта предвзятость? Как изменить практику применения двойных стандартов на международной арене?

- Нет, я говорил, что существует много докладов различного рода международных организаций и даже иностранных правительств - например, американский Госдепартамент является органом правительственным - о состоянии прав человека в России. Я не вижу в этом ничего особенного, если только это не сопровождается анализом состояния прав человека и в своей собственной стране. Вот если бы наше Министерство иностранных дел сейчас вдруг опубликовало доклад о состоянии с правами человека, предположим, в Соединенных Штатах или Монако, я бы был несколько удивлен, потому что это не функция правительства, это функция совершенно других организаций, прежде всего, общественных, уполномоченных по правам человека. Доклады бывают разные. Я читал очень объективные доклады и очень дельные, например, доклад прошлого уполномоченного по правам человека в Совете Европы Альваро Хиль-Роблеса. Читал доклады весьма субъективные и спорные. Лучший способ ответа на эти доклады - самим заниматься этой проблемой больше, делать так, чтобы доклады наших организаций, в том числе уполномоченного, были не только известны, но и учитывались в работе всех органов власти, муниципальных органов, двигаться к реальному улучшению прав наших граждан. Это лучший ответ всем хорошим, плохим и средним докладам.

- Владимир Петрович, давайте перейдем к другим темам. Эстония. Там возникла острая ситуация. Памятник "Воину-освободителю" перенесен, сотни русскоязычных граждан пострадали в результате неадекватных действий местной полиции, налицо нарушение прав человека. Почему в Европе это не вызвало адекватной реакции?

- Почему вы считаете, что в Европе это не вызвало реакции? Конечно, на уровне правительств такие вопросы решаются непросто, ведь Эстония - член Европейского Союза, и было бы, наверное, немножко наивно ожидать, что члены Евросоюза будут открыто стоять и публично осуждать члена своего же Союза. Но на уровне общественности мнения очень разные. Поведение этих стран также очень разное. Например, в Германии, Австрии с очень большим уважениям относятся к нашим памятникам. Я беседовал со многими людьми, которые критикуют эстонские власти и просто не понимают их действия. Так что там отношение очень разное, и я бы не сказал, что существует такой единый фронт от Чемберлена до Троцкого. Нам самим нужно найти правильный алгоритм нашего поведения - твердого, ясного, критического и вместе с тем исходящего из принципа, который очень удачно сформулирован в одной кавказской поговорке: только мелкие реки бурливы. Надо не бурлить, а высказать ясно, весомо свою точку зрения и со стороны властей, и со стороны общественности, а потом заняться тем, чтобы завершить вопрос успокоения праха наших героев войны. Это наша святая и важная задача.

- Владимир Петрович, известно, что адвокаты отказываются отстаивать права защитников мемориала, задержанных полицией. Как можно квалифицировать эти действия с точки зрения международного права?

- Какие адвокаты? Эстонские? Я об этом мало слышал, честно говоря.

- Адвокаты, которых приписали местные власти, эстонские адвокаты.

- Так давайте пошлем наших адвокатов, если это разрешается законом. Я что-то не совсем понимаю, как можно не допускать адвокатов к судебному разбирательству. Это полный абсурд, полное нарушение всех прав. Я должен с этим разобраться. Я посмотрю, что там реально происходит.

04.05.2007

vesti.ru

Док. 333977
Перв. публик.: 04.05.07
Последн. ред.: 09.07.07
Число обращений: 704

  • Лукин Владимир Петрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``