В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Иван Грачев: Если появится организованная сила, которая отражает интересы малых и средних предпринимателей, то власть будет с ней считаться Назад
Иван Грачев: Если появится организованная сила, которая отражает интересы малых и средних предпринимателей, то власть будет с ней считаться
Иван Дмитриевич, в последнее время Ваше имя стало прочно ассоциироваться с всероссийским движением "Развитие предпринимательства". Как Вы пришли к мысли о создании политической организации, как все это развивается, в каком направлении, какие шаги сделаны, и что нужно сделать еще?

Я рад, что возникают такие ассоциации. К этой мысли я пришел от абсолютной уверенности, что развитие предпринимательства и рыночная реформа - это тождественные вещи. Не только либерализация, макроэкономическая стабилизация, профицит-дефицит, подавление инфляции. Главным критерием и целью рыночных реформ является развитие бизнеса, прежде всего, малого и среднего. Рынок по сравнению с плановой системой имеет два больших преимущества. Первое - он умеет правильно определять цену, в отличие от плановой системы. Вторая вещь - все сделки между субъектами должны быть свободные, потому что иначе не работает закон больших чисел. И вот я стал смотреть, как проходят реформы. Понял, что имеется сильное несоответствие: люди, которые позиционируются, как правые либералы, на самом деле непрерывно создают законы, которые мешают развиваться бизнесу. Например, ради подавления инфляции увеличили налоги. Существенно они росли, начиная с 90-го года, но последний Налоговый кодекс увеличивает нагрузку на предпринимателей - малых и средних. Причем сильно увеличивает.
Например, индивидуальных частных предпринимателей сделали плательщиками налога на добавленную стоимость. Все, теперь цены у них растут в полтора раза. Конкурентоспособность, соответственно, падает. Мне эта вещь была просто непонятна первоначально, но потом я стал понимать, что люди, совершающие такие действия, объективно отрабатывают определенные интересы. Но в то же время хорошо организованной силы, которая стоит на позициях развития бизнеса, на позициях отождествления развития бизнеса и рыночных реформ, в стране нет. Вот мы ее и стали создавать два с половиной года назад. Так вот потихоньку продвигаемся. Уверен, сделаем эту работу и принципиально изменим ситуацию.

А можно ли вообще определить, в какой социальной нише находятся те люди, которых Вы стараетесь объединить? Это пресловутый средний класс?

Простые статистические методы оценки, кто у нас средний класс, вообще говоря, не совсем справедливы. Я полагаю, лучше все-таки спрашивать человека, считает ли он себя средним классом? Таких в России около 50%, тех, кто понимает, что у него с головой все в порядке, с руками все в порядке. Те, кто уверен, что при нормальной экономической системе он бы себе и своим близким точно бы обеспечил и жизнь, и жилье, и медицинское обслуживание. Такой человек четко понимает, что ему мешает система нормально жить и работать, но он не ущербный человек. Есть люди, которые изначально осознают себя слабыми и немощными, им нужна социальная помощь, пособие, и так далее. Все-таки большинство, по крайней мере, около 50% наших людей, они себя осознают, как средний класс, и готовы сражаться за это, если им чуть-чуть помочь, создать условия. Я это так воспринимаю. То есть, те, кто делает свое дело своими руками сегодня. Это те, кого мы бы хотели рекрутировать в свое движение.

Иван Дмитриевич, в 1999 году на парламентские выборы и СПС шел под лозунгом отработки интересов среднего класса. Даже был такой термин, Кириенко его выдвигал, будучи одним из руководителей блока СПС - "самостоятельное активное сословие". То есть, люди, которые научились быть независимыми от власти, от бюджета, от льгот. Следовательно, Ваше движение и СПС пытаются ректрутировать один и тот же слой будущих избирателей?

То, что говорил Кириенко по поводу наиболее активной части населения, абсолютно верно. Да, это люди, которые сегодня делают себя сами независимо от обстоятельств.

Это поколенческий фактор, правильно?

Как правило, есть связь, корреляция с определенным поколением, безусловно. Старшее поколение с трудом в эту нишу вписывается. Но в то же время идут к нам люди из военных, из учителей, из врачей, то есть те, у кого просто золотые руки, те, которые понимают, что на самом деле они не ущербны. Потому что обстоятельства сегодня таковы, потому что они не умеют государство обманывать. Есть и такие, кто свой бизнес закрыл в связи с увеличением налогов, потому что он не хочет никакого черного нала. Не хочет этот человек и все, но он от этого уверенности в себе не потерял. Он понимает, что его просто обстоятельства задавили. Да, мы их хотели бы тоже рекрутировать. А относительно СПС я так скажу: может быть, мы и не стали заниматься строительством своей партии, если бы их слова и дела совпадали.

Однако на прошлых выборах многие на этой волне проголосовали за СПС.

Правильно. А потом СПС пришел в Госдуму, и они проголосовали здесь за увеличение налогов, за отмену всех льгот малым предприятиям. А малые предприятия, это как раз тот самый средний класс. За отмену всех льгот индивидуальным частным предпринимателям по налогам из абстрактных соображений, что все должны быть равны. Но ни в одной нормальной стране так не бывает. Когда начинаешь конкретное законодательство смотреть, то выясняется, что для малых предприятий обязательны льготы, причем в Штатах бешеные льготы, да и во всех странах так - в Германии, в Англии, во Франции.

Но там иная структура налогов. Там более половины налогов поступает в казну в форме прямых налогов, а в России высокий удельный вес косвенного налогообложения.

С точки зрения реальной жизни, для бизнеса в стране принципиально важна доля налогов в рубле продукции. То есть современные налоговые теории говорят, что налоги распределяются всегда между всеми, где бы они ни собирались. А в устоявшейся системе вообще не важно на самом деле, где собираются. Действительно, у нас велики косвенные налоги типа НДС, и если их неправильно применять, тогда они работают на сворачивание экономики. Но в целом, принципиально важен вот этот интегральный показатель, сколько, к примеру, в бутылке пива у вас составляют налоги. Вот у нас 66% будет налогов разных. Это совершенно невозможно, потому что нормальное положение, когда максимум 30%. Вот в тех же США - 27%, то есть, 27 центов в долларе продукта составляют налоги. Но плюс к этому они еще половину корпоративных налогов снизят малому предприятию. И в Англии так же делают, только они назовут его не малым, а венчурным. Но половину корпоративных налогов уберут с того, кто вложился в венчурное предприятие. И если человек вложился в венчурное предприятие в Англии, с него вообще подоходный налог не берут. К сожалению, наши ребята из СПС из абстрактных соображений начали голосовать на удушение малых предприятий, индивидуальных частных предпринимателей.
Они проголосовали за сам Налоговый кодекс и, во-вторых, были мои поправки на восстановление этих льгот. Я говорил - ну, хорошо, проголосовали, вот поправка, давай вернем людям хотя бы то, что они имели, сегодня им тяжело, но у них хоть что-то будет. Нет, решительно "против" голосуют.

А как складываются отношения движения с властью?

Может быть, это дефекты воспитания, но я уверен, что власть всегда уважает только силу. Если есть организованная сила, именуемая олигархия, то власть, несомненно, в том же Налоговом кодексе отразит их интересы. Однако, если будет организованная сила, которая отражает интересы предпринимателей малых, средних, индивидуальных частных и примкнувших к ним людей, просто профессиональных, то, несомненно, власть будет с ней считаться. Власть относится к нашей идее положительно, потому что любой разумный властелин, вообще говоря, хотел бы иметь отношения с обществом такие, которые позволяют не бояться олигархов, не слишком им кланяться. Следовательно, мобилизация капиталов малого и среднего бизнеса на достижение равновесия в этой цели, с точки зрения любого нормального властителя штука полезная. Стало быть, у нас взаимоотношения должны складываться. Да и складываются пока нормально.

Но сейчас начинается дискуссия вокруг закона о партиях. Вас каким-то образом это касается?

Касается, конечно. То есть, исходная позиция была такая, что предприниматели и в целом народ деловой, они не очень любят индивидуальное членство, всякие эти штучки.

И поэтому средний класс рассматривался как донор олигархической системы, потому что люди, активные в жизни, были абсолютно пассивные политически. То есть им было не интересно и не выгодно вступать в какие-то политические альянсы. Теперь ситуация изменилась? Эти люди пойдут на выборы?

Это не совсем так. Вот когда уже я взялся за создание движения, для меня очень важно было оценить - справимся мы или не справимся, не имея олигархических капиталов, не имея, допустим, миллиона долларов в год на создание партии? Но поймите, уже сложились предпринимательские союзы и структуры в России. Например, та же Российская гильдия риэлторов. Это люди, которые уже научились свои частные интересы на федеральном уровне и на уровне региональном отстаивать вместе. У них разные мотивы, почему они так сделали, почему организовывали свой союз, тем не менее, они сложились как структуры. И более того, они были со мной знакомы, потому что я делал законы об ипотеке, об оценочной деятельности, о регистрации прав, касающиеся их. Они видели, что это не болтун, а человек, который делает вещи, расширяющие их рынок. Да, они старались от политики держаться подальше до поры. Но смотрите - половина продаж квартир шла в черном виде, три четверти оборота шло черным налом, потому что налоговая система идиотская. Им самим это тяжело, это создает криминал и дополнительное давление. Следовательно, мы имели уже основание считать, что люди готовы так же, как и на Западе, организованно совместно бороться. Таким образом, структуры, на которые может опираться движение, уже были. Вот из них мы и сделали движение. То есть мы не поштучно выбирали предпринимателей, мы брали организацию, говорили - кто у тебя хочет заниматься политикой, покажи мне его, приведи. Вплоть до стоматологов дошли. Есть 100 тысяч стоматологов объединенных, которые тоже с нами хотят жить и работать. А теперь дальше к партии и движению. Тем не менее, нелюбовь к досье на себя, которое предполагается у любой партии - я такой-то, написал заявление, вступаю, данные, да еще и зарплату для того, чтобы взносы платить - она есть у предпринимателей. Она и сейчас есть, поэтому мы хотели жить в стадии движения долго, то есть пока не начнем побеждать на выборах. Так примерно планировалось.

А теперь жизнь коррективы вносит?

К сожалению, вносится закон, который создает только партиям право участия в выборах. Нам придется преобразовываться в партию, выполнять все требования, которые нам предъявят. Замечу, мы готовы их выполнить, у нас вроде принципиальных проблем нет. Справимся. Не наш выбор, но идея несвоевременна.

Почему? Многим она как раз нравится.

Почему работает двухпартийная система на Западе? Потому что это просто авторегулятор экономики. Сама система должна была выработать автоматический авторегулятор между государственной и частной формой собственности. Это называется двухпартийная система. А если к России вернуться, то, на самом деле, у нас полный бардак и с госсобственностью - мы ей не управляем нормально, там надо регулирование резко усиливать. И в то же время никакой частной собственности полноценной не создано. Есть фрагменты, есть куски, есть смешанная собственность, но полноценной настоящей частной собственности практически нет. То есть нам надо решать и правую и левую задачи, все это одновременно делать. Экономических потребностей, экономических оснований создавать двухпартийную, двухблоковую систему в России просто нет. Следовательно, эта затея преждевременная.

19 января 2001

http://www.opec.ru/point_doc.asp?d_no=10105

Док. 333877
Перв. публик.: 09.07.01
Последн. ред.: 09.07.07
Число обращений: 397

  • Грачев Иван Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``