В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Геннадий Онищенко: Пока не прозвенел звонок Назад
Геннадий Онищенко: Пока не прозвенел звонок
Мы на пороге последнего летнего месяца. Скоро осень, а значит, и начало нового учебного года, начало очередного этапа трудовой деятельности наших ребятишек. Ведь, согласитесь, учеба - это труд, труд нелегкий. И нам, взрослым, далеко не безразлично, в каких условиях станут трудиться наши дети, как скажется получение образования на их здоровье. Недавно по инициативе Минздрава РФ была проведена диспансеризация детей. О ее выводах уже немало написано и сказано - не стану повторяться. Лишь напомню: здоровых среди нашей ребятни меньше половины. Недугами они страдают не только типично детскими, но и типично взрослыми, что, естественно, не может не сказаться на всем будущем нашей страны. Тут простая закономерность: нынешние больные дети в обозримом будущем станут папами и мамами. Здоровых детей? Вряд ли.
Это я все к тому, что сейчас, когда до первого сентябрьского звонка еще есть какое-то время, надо здраво оценить ситуацию с материально-технической базой всех типов современной школы, максимально приблизить ее к гигиеническим требованиям. Минздрав в последние годы пересмотрел в свете новых данных науки все санитарные нормы и правила для этих учреждений, а Министерство образования - после некоторого периода неприятия приступило к их реализации.
Как, может, ни странно прозвучит, но эксперимент по Единому государственному экзамену оказался в русле этих требований: снижает учебную и психологическую нагрузку, объединяя в единую процедуру итоговую аттестацию и вступительные экзамены в вуз. Вопросы оптимизации учебной, психологической, физической нагрузки, создание условий для оздоровления, сохранения и укрепления здоровья нашли отражение в утвержденной Правительством РФ "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года".
На этом, увы, должен закончить положительную часть сегодняшних заметок. Потому что проблем, нерешенных вопросов куда больше. Впрочем, судите сами. Только за 2001 и 2002 годы до 36,9 процента выросло число учебных заведений, которые требуют капитального ремонта. 30,6 процента школ "живут" без водопровода, 22,8 процента без центрального отопления, 43,9 процента без канализации. Можете себе представить, каково ребятишкам, да и учителям в таких условиях? К третьей группе санэпидблагополучия относятся 18 процентов общеобразовательных учреждений, 15 процентов школ-интернатов. Что такое "третья группа"? Она означает неудовлетворительное состояние по всем гигиеническим нормативам. Более всего это относится к начальным школам, школам-интернатам в сельской местности. Какую же надо иметь стойкую нервную систему, если в первый класс ребенок идет именно в такую школу? Как ему такое выдержать? Не сломаться?
В стране систематически сокращается объем строительства школ. Следствие? Классы переполнены. Более 30 процентов школ, в которых учатся 37 миллионов детей, работают в две, а то и в три смены. Что это такое для здоровья самих детей, какая это морока для родителей, учителей, думаю, объяснять не надо. Конкретные примеры? Их более, чем достаточно. В Калининградской области во вторую и третью смену занимаются более четверти всех учащихся области. В Курской области таких "счастливчиков" 16 процентов. В ряде районов Мордовии большинство школ работает в две смены. Только в городе Саранске нужно построить 15 школ, чтобы перевести ребятишек на односменные занятия. А там, где все-таки проводится ремонт, используются запрещенные материалы для покрытия полов, для отделки шкафов, идут в дело негодные осветительные приборы. Неужели к нашим детям можно относиться по принципу: на тебе, Боже, что нам негоже? Или все, кто именно так поступает, бездетны?
Нельзя не учесть, что кроме двухсменной беды, есть еще и беда с ученической мебелью. В Калмыкии, Северной Осетии - Алании, Еврейской автономной области, на Камчатке 80 процентов учебной мебели не выдерживает критики. А потом удивляемся - откуда сколиозы, очкарики? Как им не быть в той же Камчатской области, если там уже десять, а то и пятнадцать лет не обновлялась мебель?
Сейчас модно говорить о развитии спорта, детского в частности. На практике же это часто - звук пустой. Какой спорт, например, в трети сельских школ Калининградской области, где вовсе нет спортивных залов?
А перебои с отоплением школ! Начинается учебный год, и начинают поступать сигналы о том, что микроклимат в классах не пригоден для проведения занятий. Причем, от холодов страдают прежде всего учебные заведения и без того холодных районов. Таких в Сахалинской области 62 процента, в Республике Саха (Якутия) - 45 процентов, в Ханты-Мансийске - 43 процента. Это самые худшие показатели по России. И вот ведь что более всего возмущает: в основном это не бедные районы, районы, живущие достаточно вольготно. Нередко средства массовой информации разносят бравурные репортажи об экзотических праздниках, проводимых в этих краях, на которые приглашаются самые дорогостоящие "звезды". Не являюсь сторонником пуританства. Но разумный баланс хотя бы надо соблюдать в решении самых насущных проблем. Никак нельзя принять заверения руководителей тех территорий, что все беды от отсутствия средств. Не средств не хватает - дефицит ответственности перед будущим - вот в чем беда.
Особый разговор о питании ребятишек. Тут даже нет намека на благополучие. По данным выборочных исследований только 23 процента учащихся получают горячую пищу. Более того, число детей, пользующихся школьным питанием, сократилось в последние несколько лет на 30 процентов. Сплошь и рядом горячее питание заменяется буфетной продукцией. Все это ведет к резкому снижению витаминов, микроэлементов. Их дефицит достигает 80 процентов от возрастной нормы. Явно не достает в школьном питании мясных, рыбных, молочных продуктов. Все больше макароны, крупы. Вот и растет число эндокринных недугов, различных нарушений обменных процессов в организме. Все чаще дети до четырнадцати лет страдают онкологическими заболеваниями.
Хотя при желании можно навести некоторый порядок в ребячьем рационе, как это сделали в Томской, Рязанской, Ульяновской, Курской областях, Приморском крае, в Чувашии.
Еще есть время для исправления ситуации. И тут менее всего следует предъявлять претензии к директорам школ, к учительским коллективам. Им можно только низко поклониться за то, что они в таких условиях умудряются давать детям образование. А вот губернаторы, главы администраций, муниципальных образований субъектов Федерации должны думать о своем будущем, а значит, о будущем детей вверенных им территорий. Давайте помнить о Послании Президента Владимира Владимировича Путина, который особо подчеркнул социальную направленность бюджетов, а значит, и приоритетность заботы о подрастающем поколении.

http://www.rg.ru/2003/08/04/132.html

Опубликовано на сайте "Российской Газеты" 4 августа 2003 г.



Док. 333548
Перв. публик.: 04.08.03
Последн. ред.: 08.07.07
Число обращений: 331

  • Онищенко Геннадий Григорьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``