В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью Владимира Катренко радиостанции `Эхо Москвы`. Назад
Интервью Владимира Катренко радиостанции `Эхо Москвы`.
Ведущие: Владимир Варфоломеев

Гости: Владимир Катренко
председатель комиссии Госдумы РФ по проблемам Северного Кавказа


В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Наш сегодняшний гость - вице-спикер ГД, председатель комиссии по Северному Кавказу Владимир Катренко. Здравствуйте. Несколько часов назад вы выступали в стенах парламента с итоговым отчетом о работе вашей комиссии. Были затронуты несколько проблем и аспектов того, что происходит на Северном Кавказе. И экономический бизнес, аспект перспективный и, конечно же, борьба с терроризмом. Информационные агентства цитируют ваши выступления то, что касается необходимых изменений в антитеррористическом законодательстве. Из всех положений предложенных комиссией, что вам кажется наиболее принципиальным и важным? Что необходимо осуществить?

В. КАТРЕНКО - Во-первых, я хочу поблагодарить вас за возможность выступить в эфире.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - "Эхо Москвы" всегда открыто.

В. КАТРЕНКО - На уважаемой радиостанции. Во-вторых, я хотел бы прежде чем начну на ваш вопрос отвечать, хотел бы подчеркнуть, что сегодня впервые комиссия, аналогов которой никогда не было в истории российского парламентаризма, проводила отчет о результатах деятельности за год. Те предложения, которые мы озвучивали сегодня в качестве приоритетных, они звучали на территориях, которые не понаслышке знают, что такое терроризм. Что такое борьба с террористическими проявлениями. И каким образом чувствуют себя граждане того или иного субъекта от того, что эта террористическая угроза, к сожалению, сохраняется. Я хочу подчеркнуть, что эти предложения не высосаны из пальца, сидя в каком-то комфортном кабинете, это предложения с мест. За год мы провели 11 выездных заседаний в разных субъектах Южного федерального округа, в первую очередь национальных республиках, Ставропольском крае, Ростовской области, Краснодарском крае, в Чечне и в Ингушетии, и Дагестане, и Северной Осетии, Калмыкии, Адыгеи. И все то, что сегодня формулировалось, было тщательно проанализировано, и за него проголосовали единодушно все 19 членов комиссии, которые представляют в ней без исключения фракции и депутатские группы. Так вот, на ваш взгляд, что нового и, может быть, оригинального мы выносим по инициативе с мест, - это то, что мы считаем необходимым внести ответственность в Уголовный кодекс и закон о противодействии терроризму, угрозу совершения террористического акта. Можно с позиции обывателя сказать: я тебе скажу, что я тебя убью. И это достаточно, для того чтобы рассчитывать как угрозу? Конечно же, нет. Мы считаем, что угроза может исходить только от субъекта, который обоснованно может ее произнести.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Сейчас у нас в законах нет понятия "угроза террористического акта"?

В. КАТРЕНКО - Нет пока. Но мы считаем необходимым внести. Я не исключаю возможности, что с нами не согласятся. Но не донести эту точку зрения представителей правоохранительных органов, силовых структур, людей от бизнеса, людей, просто живущих своими интересами, на территории Северной Осетии, Ингушетии, Чечни, они в один голос считают, что такая норма в законе должна присутствовать.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Я вас перебил в важном месте. Вы сказали о важности определения субъекта этой угрозы. Кто должен выступить с этой угрозой, чтобы вступили в действие положения будущего закона?

В. КАТРЕНКО - Мы понимаем, что если скажет Семен Семенович мало известный в нашей стране гражданин в пылу спора или может быть противостояния.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Я вас всех взорву.

В. КАТРЕНКО - Это одно. И другое дело, когда это звучит из уст хорошо известных лидеров бандформирований, тех, которые сегодня находятся в международном розыске, кого по привычке мы называем субъектами, несущими в себе эту террористическую угрозу.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Допустим, они что-то подобное скажут, выступят с этой угрозой, тогда вступят в силу некие новые положения закона, и что из этого будет следовать? Кроме того, что прокуратура просто по факту возбудит уголовное дело.

В. КАТРЕНКО - Будут проведены следственные действия, весь перечень необходимых мероприятий и у правоохранительных органов, которые во многом сегодня связаны по рукам и ногам из-за несовершенства нашего законодательства, будут прямые основания привлекать таких людей к ответственности.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - На территории, где такая угроза озвучена, будут ли превентивно приниматься какие-то меры антитеррористического характера?

В. КАТРЕНКО - Безусловно.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - А что там, чрезвычайное положение, ввод дополнительных войск. Что вы предлагаете?

В. КАТРЕНКО - Мы, в том числе предлагаем сегодня доработать закон о чрезвычайном положении. Но после того как мы все попытались консолидировать усилия после кровавого Беслана в сентябре, октябре, за весь прошедший период прошлого года и затем, когда начали более активно искать варианты выхода из сложной ситуации, в которой оказалась страна, правительство, все мы, было внесено огромное количество предложений. И более ста поправок было предложено нами. Мы сейчас с вами обсуждаем одну из них. Я хочу подчеркнуть, что не исключена возможность, что с нею не согласятся, но не озвучить ее мы просто не можем. И здесь конечно лучше обратиться к специалистам.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Есть и другие поправки, предложения комиссии по проблемам Северного Кавказа, продолжение разговора через одну минуту.

НОВОСТИ

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Вновь тезисно пройдемся по положениям и сегодняшнему докладу вашей комиссии по проблемам Северного Кавказа. Я отталкиваюсь от сообщений информационных агентств. Думаю, что какие-то комментарии неизбежно последуют. Цитирую: "в целях расширения субъектов особо опасных преступлений необходимо включить в их число лидеров и членов религиозных общин". Не понимаю.

В. КАТРЕНКО - Поясняю. Я понимаю, что вашим коллегам, представителям СМИ очень интересно сконцентрировать внимание на каких-то может быть сенсационных словах...

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Весь доклад невозможно воспроизвести.

В. КАТРЕНКО - Я понимаю, но мне было бы более интересно... Конечно же, отвечу сейчас, но мне кажется, больший интерес для нашей страны, сограждан все-таки имеет тот блок инициатив, озвученных комиссией, которые касаются социально-экономической сферы, тот блок организованно-правовых мероприятиях предложенных нами, которые уже начали реализоваться. Но вместе с тем, вы сегодня как бы диктуете направление нашей встречи или нашего разговора, я отвечаю на ваш вопрос.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Борьба с терроризмом, прежде всего. Вот если мы выживем, мы будем развивать социально-экономическую базу и так далее.

В. КАТРЕНКО - Согласен. Именно поэтому опять же повторяюсь, может быть, внимая гласу с места, голосу, раздающемуся с мест, считаем необходимым, вот эту норму закрепить. Потому что зачастую осуществляют террористические акты несмышленые мальчишки и девчонки, которым просто некуда было на каком-то этапе своей жизни приткнуться. Те люди, которые даже до конца не осознают всю пагубность своих действий. Кто-то их нацеливает, организовывает, духовно возглавляет. Как вы считаете, должен кто-то нести ответственность?

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - То есть это положение против инициаторов...

В. КАТРЕНКО - Конечно.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Так называемых лидеров джамаатов, что есть на Кавказе.

В. КАТРЕНКО - Именно так.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Еще одно положение, пока остаемся в этом антитеррористическом блоке. Предлагается рассмотреть возможность внесения изменений в законы по созданию, цитирую: "особых коллегий Верховного суда, осуществляющих разбирательство по преступлениям террористической направленности" и плюс это все в закрытых слушаниях. Особые коллеги - мне это сразу напомнило существовавшие в нашей стране всего 60 лет назад особые "тройки", которые рассматривали тогда дела контрреволюционеров антисоветчиков, а теперь антитеррористические особые коллегии. Антитеррористические "тройки". Это так? Я правильно понимаю?

В. КАТРЕНКО - Вы имеете право понимать именно так. Но мы закладывали несколько иной смысл.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Что вы подразумеваете?

В. КАТРЕНКО - Конечно же, мы не сторонники возврата к этим черным временам нашей страны, но не учитывать реалии времени и тот опыт, который мы приобрели за последние 15 лет, мы не имеем право сегодня действовать в том же русле, которое себя не оправдало. И что касается преступлений террористического характера, то сегодня все общество, на мой взгляд, однозначно склоняется к мнению о том, что все нормы, касающиеся всех тех, кто задумывает, кто организовывает, претворяет это в жизнь, должны быть ужесточены. Учитывая особую специфику этой отрасли законодательства, мы считаем, что подобные судебные процессы не могут проходить в привычном для нас русле. Мы считаем необходимым ввести особые коллеги Верховного суда, которые бы специализировались именно на преступлениях террористической направленности. Ни в коем случае эти преступления не рассматривать в рамках суда присяжных. Потому что как это часто бывает, особенно на территории Южного федерального округа, в присяжных могут оказаться родственники преступников. Если мы жаждем возмездия законного, справедливости, то я считаю, что это мнение имеет право на существование. Еще раз подчеркиваю. Оно смелое, оно может быть яркое, может быть, кем-то не однозначно воспринимается, но мы считаем необходимым его сегодня озвучивать в качестве предложения по совершенствованию законодательства.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - А как в целом сегодня аудитория в зале заседания ГД отнеслась к вашему выступлению и этим предложениям?

В. КАТРЕНКО - Вы знаете, мне трудно себя оценивать, это всегда сложно не только мне, но было приятно, что все фракции и депутатские группы, от лица которых выступали депутаты, очень высоко оценили работу комиссии и тот материал, который мы наработали в течение года. Как сказал один из моих коллег: я за 10 лет своей парламентской работы еще такого объемного и обстоятельного материала не видел. Я не хочу себя переоценивать, мы не ставили перед собой задачу в течение года внести предложения, которые бы помогли разрешить все проблемы Северного Кавказа. Это было бы наивно. Но с тем материалом, который мы наработали, уже смело и мы это делаем, можно настраивать взаимоотношения с правительством, можно отстраивать свои взаимоотношения с субъектами регионов и смело можно заходить в правовое поле, для того чтобы корректировать целый ряд законопроектов.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Вот этот документ, с которым вы сегодня выступали, это именно доклад, есть или за ним, следующие страницы, я имею в виду тексты самих поправок в ныне действующие законы?

В. КАТРЕНКО - Есть. Спасибо за вопрос, я как раз это и имел в виду, когда озвучивал оценку одного из своих коллег оппозиционной фракции, группы. Вы знаете, что я представитель "Единой России". А в составе комиссии у нас 19 депутатов, которые представлены всеми группами, депутатскими фракциями. И еще один момент. Не отрываясь от парламентской деятельности провести 11 заседаний в течение года выездных в республиках краях, областях Северного Кавказа...

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Да, это не в подмосковном пансионате

В. КАТРЕНКО - И непосредственно на поляне, как мы это называем. Непосредственно с теми людьми, которые несут ответственность и с теми людьми, которые их критикуют. Потому что мы не ограничивались только официальными представителями власти, правоохранительных органов и партий, которые там представлены.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Как вы думаете, когда Дума или хотя бы профильные комитеты могут начать рассматривать эти предложения в практическом плане?

В. КАТРЕНКО - Спасибо за вопрос. Они уже приступили к рассмотрению. Потому что работа велась параллельно по нескольким направлениям. С одной стороны мы помогали субъектам, муниципалитетам решать их текущие проблемы, с другой стороны мы направили огромное количество предложений, запросов, рекомендаций по результатам проведенных встреч, круглых столов, парламентских слушаний, в отдельно взятые министерства, в отдельно взятые агентства, службы. Отправив весь перечень переработанных уже рекомендаций, мы получили ответ от Фрадкова и Жукова о том, что с большинством из них сегодня начинает вестись аналитическая работа, и поручено министерству регионального развития их систематизировать и в октябре месяце внести на наше рассмотрение. Так что эта работа, в общем, и не прекращалась. Но я рассчитываю, что после первого отчета эта работа значительно активизируется. Потому что мы не можем, я как председатель комиссии об этом официально заявляю, я не удовлетворен тем уровнем взаимопонимания, и я не могу сказать, что у нас сегодня существует системная работа с правительством по разрешению проблем северокавказского региона, от решения которых зависит во многом судьба России.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Вы много поездили по Северному Кавказу. В каком из субъектов на ваш взгляд, ну Чечня вообще за скобками в данном случае остается, наиболее тяжелая ситуация с точки зрения борьбы с терроризмом?

В. КАТРЕНКО - Вы знаете, это сегодня такая беда, которая может проявиться в любой точке земного шара, и мы в этом убеждаемся. Но если прямо отвечать на ваш вопрос, самая высокая степень опасности, на мой взгляд, на территории Дагестана, куда экстремисты, я не хочу их называть ваххабитами, потому что ваххабиты это не всегда экстремисты и большей частью не экстремисты, я это подчеркиваю. Так вот, в результате целенаправленных и системных действий силовых органов, государственных органов, с территории Чечни начинают перемещаться на территорию Дагестана, Ингушетии и Кабардино-Балкарии.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Меня удивило, что в вашем выступлении и материалах, которые комиссия подготовила, значится не только такая тема, как борьба с терроризмом, но вы, повторяю для меня это удивительно, затронули проблему российских курортов, которые находятся на юге страны. Собственно с одной стороны, какая связь, с другой стороны, наоборот, у нас там все довольно напряженно и вы тоже об этом говорите. В этой связи как можно заниматься развитием этих курортов, может быть наоборот всех оттуда эвакуировать, чтобы сочинцы отдыхали от того, что происходит на Кавказе, здесь у нас в Москве.

В. КАТРЕНКО - Уважаемый Владимир, спасибо вам за этот вопрос. Я как дитя, порожденное на юге России, как представитель одного из субъектов Южного федерального округа, прекрасно понимаю ваши сомнения и ваше смущение по поводу смелых предложений. Но поверьте мне, решить проблемы Северного Кавказа только военно-административными методами не удастся никогда. Еще не удавалось никому, и никогда не удастся. Если мы параллельно с этими методами не будем использовать социально-экономические методы. Туристско-рекреационный комплекс, мы выступали инициаторами в течение последнего года о том, что эти комплексы, наконец, должны начать возрождаться. И это не только Сочи и Кавказские Минеральные Воды как мы все привыкли. Это и Каспийское побережье в Дагестане, куда я в своей прошлой жизни в 9 случаях из 10 ездил отдыхать на море, только на побережье Каспийского моря.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Десять лет назад я тоже отдыхал в Дагестане. Было здорово.

В. КАТРЕНКО - Ничем не хуже, чем в Саудовской Аравии, чем на Кипре или на лучших курортах Черноморского побережья. Если бы мы могли, и мы должны это сделать сегодня, новый импульс придать развитию курортов Кабардино-Балкарии. Хотя будем говорить, поток туристов за последние годы, несмотря на неблагоприятную обстановку, увеличивается. Это хороший показатель того, что все-таки власти кое-что удается сделать. Конечно же, мы обязаны новое дыхание придать развитию курортов Кавказских Минеральных Вод, Адыгеи, той же Карачаево-Черкесии, и, не занимаясь этой проблемой, а это сегодня может быть главный рычаг, который бы позволил оживить вообще жизнь во всех этих субъектах.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - А кто должен развивать курорты? Они сами, местные власти или федеральный центр в этом заинтересован?

В. КАТРЕНКО - Последнее 20-летие показало, что без поддержки федерального центра, без политической воли развитие туристско-рекреационных комплексов само по себе невозможно. Это нонсенс. Поэтому мы настойчиво продолжаем внушать мысль, и своим коллегам и всем тем, от кого зависит принятие решений. Только при государственной поддержке, только при системной поддержке, только при объединении усилий можно эту новую жизнь вдохнуть в те, на мой взгляд, самые благословенные курорты, которые есть сегодня на нашем маленьком тепленьком земном шарике.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - То есть отказываться мы от них не должны.

В. КАТРЕНКО - Ни в коем случае не должны и мы вносим предложение, мы, кстати, первыми внесли предложение, что туристско-рекреационные комплексы должны пользоваться таким же правом организации на своей территории особых экономических зон. И вчера этот законопроект, в том числе и за моей подписью был внесен. Мне очень приятно, что министр Греф, правительство нас слышат и готовы в этом направлении нам помогать.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Не разворуют свободные зоны-то?

В. КАТРЕНКО - Будем стараться, потому что есть как хороший опыт, так и негативный опыт, но будем так говорить, то, что мы с вами приобрели, понятно, что-то и потеряли за последние 20 лет, но много и приобрели, мы сегодня себя по-другому оцениваем, сегодня имеем другие возможности. У нас есть такие наработки, которые позволяют нам надеяться на то, что все-таки эти благие начинания получат должное развитие.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Где отдыхает сам-то вице-спикер ГД Владимир Катренко?

В. КАТРЕНКО - Только на Кавказских Минеральных Водах, только на курортах Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, только на побережье Черного моря.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Ванны и горные лыжи?

В. КАТРЕНКО - К сожалению, у меня комплекция и конституция такая, что для меня горные лыжи весьма сомнительный вид спорта. Когда тебе под 120 кг и под метр 90 ростом. Хотя я знаю хорошие примеры. Я никогда в жизни не становился на лыжи. Но люблю поиграть в футбол, поплавать.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Спасибо большое. Владимир Катренко, вице-спикер ГД, председатель комиссии по Северному Кавказу был нашим сегодняшним гостем. Мы говорили не только о курортах, но также о борьбе с терроризмом. Владимир Семенович, большое спасибо.

В. КАТРЕНКО - Вам тоже спасибо и удачи.

12.10.2005
http://www.katrenko.ru/publication/view.html?id=4381

Док. 333520
Перв. публик.: 12.10.05
Последн. ред.: 08.07.07
Число обращений: 288

  • Катренко Владимир Семенович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``