В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир КАТРЕНКО: КОНКРЕТНЫЕ ДЕЛА НА БЛАГО КОНКРЕТНОГО ЧЕЛОВЕКА. Назад
Владимир КАТРЕНКО: КОНКРЕТНЫЕ ДЕЛА НА БЛАГО КОНКРЕТНОГО ЧЕЛОВЕКА.
На прошлой неделе Государственная Дума Российской Федерации направила парламентский запрос Председателю правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову "О необходимости принятия срочных мер по государственной защите детей - граждан Российской Федерации, усыновляемых иностранными гражданами". Владимир Катренко как Заместитель Председателя Государственной Думы отвечал за доработку текста этого документа и у нас есть возможность задать ему несколько вопросов:

- С чем связано обращение депутатов к этой теме?

Владимир Катренко: проблема государственного контроля за соблюдением прав детей, усыновленных иностранными гражданами, вновь обострилась из-за участившихся случаев физического насилия. Уже 14 детей-россиян погибли от рук своих иностранных усыновителей. Последний инцидент произошел в августе этого года в США, когда 8-летний ребенок умер от голода. Естественно, что депутаты выражают обеспокоенность судьбами детей, усыновленных иностранцами и проживающими за пределами России, но по-прежнему до совершеннолетия остающихся гражданами РФ. Таких детей насчитывается около 64 тысяч.

-Депутаты настаивают на создании условий по устройству детей-сирот в семьи российских граждан в приоритетном порядке. Разве такая норма не прописана в российских законах?

В.К.: Действительно, российское законодательство устанавливает приоритетное право российских граждан на усыновление детей-сирот, но, к сожалению, на практике российский гражданин, желающий принять ребенка на воспитание в свою семью, зачастую сталкивается с необоснованными отказами, бюрократией и формализмом.
Речь идет о том, чтобы при равных финансовых, материально-бытовых, социальных, психологических условиях российская семья имела перед иностранной первоочередное право на усыновление российского ребенка. На сегодняшний день можно констатировать, что деятельность органов попечительства и опеки зачастую нацелена на усыновление детей иностранными гражданами.

- Значит ли это, что депутаты выступают за приостановление усыновления детей из России иностранцами?

В.К.: Хочу подчеркнуть, мы не против усыновления российских детей иностранцами, в принципе. Мы настаиваем на создании эффективного механизма контроля со стороны государства за соблюдением прав детей - граждан Российской Федерации, проживающих в семьях за рубежом. Пока государство недостаточно защищает своих юных граждан за пределами Российской Федерации.
Уже после принятия парламентского запроса в Москву прилетел президент американского Национального совета по усыновлению Томас Атвуд. Он встретился с заместителем генпрокурора России Сергеем Фридинским. Итог встречи таков: отныне американские власти усилят контроль за семьями, в которых живут усыновленные дети.
Атвуд обещает обеспечить усиление контроля. Если раньше, в соответствии с американской практикой и российским законом социальные работники проверяли семью в первый раз лишь через полгода после приезда ребенка в США, а трагедии произошли именно в первые месяцы, самые трудные. Теперь специалист придет в семью через месяц, затем через три - для раннего обнаружения опасной ситуации. Отчеты, посылаемые в Россию, станут основательнее и регулярнее.

С другой стороны, мы помним, что в российских детских домах находится на сегодняшний день тысячи детей без ясных перспектив на обретение ими приемных родителей.
Факты семейного насилия внутри страны тоже имеют место. По данным прокуратуры в 2005 году зафиксировано в России 150 758 нарушений законодательства, направленного на защиту детей от жестокого обращения со стороны родителей и воспитателей. Ясно, что к проблеме нужно подходить комплексно, и серьезно прорабатывать вопросы, связанные с устройством детей в семьи. А также нужны решительные меры, направленные на защиту прав детей уже в самой России.

- Владимир Семенович, теперь хотелось бы перейти к другой, не менее болезненной теме. В начале сентября вся страна отмечала годовщину трагических событий в Беслане. Наряду с Комиссией по расследованию событий в Беслане была создана думская Комиссия по проблемам Северного Кавказа, которую Вы возглавили. Доклада комиссии Александра Торшина мы пока так и не увидели, а каковы результаты работы Вашей Комиссии за прошедший год?

В.К.: Перед нами стоят принципиально иные задачи, нежели перед Комиссией по расследованию событий в Беслане. Комиссия провела глубокий анализ проблем в социально-экономической и правоохранительной сферах, в области обороны и безопасности, межнациональных и межконфессиональных отношений. Надо было разобраться, как реализуются федеральные и региональные целевые программы в северокавказском регионе.
Однако мы понимали, что только аналитической работой ограничиваться бессмысленно. Нам была поручена подготовка конкретных предложений, направленных на повышение эффективности органов государственной власти и местного самоуправления в указанных сферах.
В качестве одной из основных форм работы комиссии стали выездные заседания Комиссии в субъектах Федерации Юга России.
Мы выезжали в Кабардино-Балкарию и Дагестан, Калмыкию и Адыгею, Северную Осетию и Ингушетию, Чечню и Ставрополье, Краснодарский край и Карачаево-Черкессию. Там, на местах, члены Комиссии встречались с руководителями исполнительной власти субъектов Федерации, с представителями региональных парламентов, руководителями муниципального звена и работниками федеральных органов в регионах, духовными лидерами, представляющими все традиционные для Северного Кавказа конфессии. Но, главное, - это встречи с людьми, чьи конкретные беды и заботы и формируют содержание работы Комиссии.
Работа Комиссии была скоординирована и ведется в тесном взаимодействии с полномочным представителем Президента РФ в Южном Федеральном округе Д.Н. Козаком и его аппаратом.
С первых дней работы все члены Комиссии пришли к единодушному мнению о том, что необходимо разработать и создать цельную, системную Программу устойчивого развития Северного Кавказа. Поэтому по итогам выездных заседаний, ряда круглых столов и конференций был выработан целый пакет предложений, направленных на преодоление кризисных явлений и созданию условий для стабильного устойчивого развития региона. Это 26 социально-экономических и организационно-административных предложений, которые в развернутом и аргументированном виде были направлены в правительство в середине июня сего года. Заместитель председателя правительства А.Д. Жуков оперативно дал конкретные поручения соответствующим министерствам и ведомствам рассмотреть наши предложения и назначил для этого довольно жесткие сроки.

-Конкретизируйте, пожалуйста, что именно предлагает Комиссия?

В.К.: Во-первых, именно Комиссией по проблемам Северного Кавказа впервые публично было заявлено о необходимости составления детального экономического паспорта для каждого субъекта ЮФО. Этот документ - своеобразный кадастр региона, который поможет при выработке тактики и стратегии его развития. Здесь должны быть отражены достоверные и полные сведения о природно-ресурсном потенциале республики или области, лимитирующих факторах развития этого субъекта, его динамических качествах, отраслевой, функциональной и территориальной структурах, рынке труда и демографических параметрах, об инвестиционном климате.
Во-вторых, еще одна важная инициатива, с которой мы обратились в Правительство, - это возвращение к некогда активно обсуждавшемуся проекту развития инфраструктуры ЮФО. Одним из важнейших ее пунктов значилось строительство альтернативной платной автодороги "Кавказские Минеральные Воды - Черкесск - Красная Поляна", которая станет продолжением трассы "Элиста - Кавминводы". Таким образом, в два с лишним раза сократится расстояние от Кавказских Минеральных Вод до другого любимого места отдыхающих - Черноморского побережья. К тому же качественная транспортная артерия повысит привлекательность южных регионов для потенциальных туристов и инвесторов.
В-третьих, мы предложили функционирующие сегодня на федеральных трассах и административных границах субъектов ЮФО контрольно-пропускные пункты и блокпосты милиции заменить на мобильные сводные отряды из сотрудников МВД, ФСБ, прокуратуры, налоговых органов, таможенной службы, которые осуществляли бы ежедневные перекрестные проверки на разных маршрутах. КПП не оправдывают своего предназначения. Они исчерпали себя, так как выполняют не свойственные им функции погранично-таможенных служб, а не заградительных барьеров на пути преступников. Тем самым порождается ситуация, когда бывшие районы или административные центры становятся как бы отдельными государствами, искусственно усугубляется и без того непростая обстановка, усиливается размежевание между субъектами и народами Юга. От этого стонут все - и бизнес, и водители, и жители. Замена КПП на мобильные отряды дала бы гораздо больший эффект и резко снизило бы уровень коррупции.
Кроме того, депутаты предлагают разработать программу максимальной легализации в Северо-Кавказском регионе, дать оценку ходу реализации федеральной целевой программы "Юг России" и сделать все для компенсации ее недофинансированных в 2002-2004 годах проектов, принять меры к ускоренному восстановлению на Северном Кавказе традиционных отраслей сельского хозяйства; создать условия для развития гидроэнергетического комплекса республик Северного Кавказа.
Конкретных, интересных, действенных предложений, разработанных Комиссией много. На некоторые инициативы правительство отреагировало довольно быстро. То, что касалось финансирования объектов, которые могут в перспективе служить точками роста для республик Северного Кавказа, нашло понимание и свое место в федеральной адресной инвестиционной программе. Мы много говорили о развитии портов, о первоочередной необходимости развивать инфраструктуру, строить дороги. Правительство и Президент поддержали наши предложения по развитию инфраструктуры и аэропортов в Южном федеральном округе.
Но я считаю, правительству необходимо активизировать консультации с депутатами Государственной Думы, представляющими регионы Северного Кавказа. Со своей стороны мы планируем приглашать представителей соответствующих министерств и ведомств на заседания нашей Комиссии.

15.08.2005
http://www.katrenko.ru/publication/view.html?id=4322

Док. 333509
Перв. публик.: 15.08.05
Последн. ред.: 08.07.07
Число обращений: 299

  • Катренко Владимир Семенович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``