В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Кавказ - зона национальных интересов России. Интервью с Владимиром Катренко. Назад
Кавказ - зона национальных интересов России. Интервью с Владимиром Катренко.
Северный Кавказ "одновременно является и жертвой кровавого террора, и плацдармом для его воспроизводства. Нам в целом нужна антикризисная система управления, рассчитанная на условия ведущейся против России террористической войны", заявил Владимир Путин на заседании Правительства РФ 13 сентября.

Одновременно он указал на необходимость повысить уровень жизни в этом регионе. Для реализации поставленной задачи в Госдуме была создана комиссия по проблемам Северного Кавказа. О некоторых результатах работы комиссии в эксклюзивном интервью рассказал ее руководитель, вице-спикер Госдумы Владимир Катренко.

ВОПРОС: Владимир Семенович, парламентская комиссия проработала уже почти 3 месяца. Срок достаточно небольшой для решения всего спектра задач по созданию эффективных механизмов для стабилизации ситуации на Северном Кавказе. С какими результатами Вы пришли к сегодняшнему дню?

ОТВЕТ: Северный Кавказ считается одним из самых сложных регионов как в геополитическом, так и этнокультурном плане. Экономическое развитие республик сталкивается с множеством различных проблем, что в свою очередь влияет и на уровень безработицы, который здесь в разы выше, чем в целом по России. Чтобы сломать эти барьеры, необходим особый подход, "набор инструментов", который бы действовал согласованно и результативно.

К сожалению, у государства сегодня нет четкой концепции в отношении Северо-Кавказского региона. Ясно, что необходимо создание производственных мощностей и развитой инфраструктуры, демократических институтов и эффективной правоохранительной системы, возрождение культурного наследия и восстановление образовательной сферы. Все эти принципы легли в основу работы комиссии. Мы попытались выявить проблемы, которые мешают становлению республик, проанализировать ситуацию по каждому региону отдельно и на первом этапе сформулировали предварительные рекомендации, которые включают в себя несколько аспектов. Кроме того, плодотворная работа проведена и в сфере совершенствования правового регулирования общественных отношений, складывающихся в южных республиках.

На Северном Кавказе компактно проживает множество народов, люди разных национальностей. Это очень важный момент и его нельзя забывать. В разряд приоритетных задач совершенствования законодательства попали вопросы разграничения предметов ведения и полномочий между Центром и субъектами Северного Кавказа, устранения противоречий между российской конституцией и местным законодательством, а также полной реализации федерального закона "О национально-культурной автономии".

ВОПРОС: Расскажите подробнее о выработанных рекомендациях и в какие сроки реально их воплощение в республиках Северного Кавказа?

ОТВЕТ: Обращаю Ваше внимание, что все наши усилия в первую очередь, конечно, направлены на обеспечение сохранения жизни и здоровья населения юга России. Без этого не смысла и начинать реализовывать остальные выработанные механизмы. Начну с политического аспекта. Исходя из современных оценок ситуации в регионе, и, с учетом исторического опыта осуществления государственных властных полномочий на Кавказе, парламентская комиссия считает целесообразным расширить полномочия представителя президента в Южном Федеральном Округе. Для эффективного управления необходимо повысить его статус в области реализации международной, административной, бюджетной и кадровой политики. Несмотря на все усилия органов власти, обстановка на Северном Кавказе остается напряженной. Это доказывают и последние события в Карачаево-Черкессии, а также похищение оружия и убийство сотрудников антинаркотической полиции в Нальчике.

Обеспечение политических интересов России на Северном Кавказе требует координации усилий федерального центра и регионов.

В социально-экономическом плане определенных положительных результатов можно добиться, начав с составления детального экономического паспорта региона, в котором нужно отразить сведения о природно-ресурсных потенциалах, отраслевой, функциональной и территориальной структуре, рынке труда и демографических параметров, инвестиционном климате регионов.

Важным фактором в дальнейшем развитии южных республик могла бы стать максимальная легализация экономической деятельности - передача доходов из потенциально теневых сфер экономики в региональные бюджеты. Также считаем важным изменение методики выравнивания бюджетного обеспечения субъектов Южного федерального округа. Министерству финансов необходимо учитывать потребности самих регионов. В дальнейшем это помогло бы создать условия для их укрепления и развития.

Кстати, считаем, что существенно оживить социально-экономическую ситуацию помогла бы реализация проекта строительства альтернативной, платной автодороги "Кавказские Минеральные воды - Красная Поляна". Особое внимание нужно обратить и на выполнение программы "Юг России". Также важно принять меры для ускорения запуска проекта транспортного коридора "Север-Юг". Это значительно активизирует интеграцию экономического потенциала России со странами Ближнего Востока, Ирана и Турции.

Развивать и совершенствовать политические, экономические и культурные связи необходимо и с государствами Евросоюза и Юго-Восточной Азии. Парламентская комиссия обратила внимание и на недостаточное развитие в Северо-Кавказском регионе гидроэнергетического комплекса. Сегодня не эксплуатируются Ирганайская ГЭС, каскад Черекской ГЭС, множество других малых гидроэлектростанций.

Важными являются также вопросы развития на Северном Кавказе сотовой связи, курортного бизнеса. Необходимо снижать уровень налоговой нагрузки и ликвидировать административные барьеры на пути развития малого предпринимательства - ведь это общепризнанное средство борьбы с бедностью и безработицей.

В этой связи комиссия рекомендует Правительству подготовить комплексную программу социально-экономического развития субъектов ЮФО на 2006-20010 годы, а также поддержать руководителей ряда республик о разработке на эти же годы программы занятости населения и развития системы образования.

ВОПРОС: Напряженная ситуация на Северном Кавказе особенно остро ощущалась с середины 90-х годов. В Чеченской республике проводилась затяжная контртеррористическая операция, которая продолжается и сейчас, но в гораздо меньших масштабах, в то время как все больше усилий направляется на стабилизацию ситуации в регионе. Все эти годы остро стоял миграционный вопрос. Сегодня люди изъявляют желание возвратиться на родину, к мирной, новой жизни. Прорабатывался ли этот вопрос Вашей комиссией?

ОТВЕТ: Безусловно. Нами выработаны предложения президенту, правительству и парламенту по созданию необходимых законодательных, административных и социальных условий для обеспечения льготного возвращения всех без исключений россиян, которые волей судьбы оказались за пределами России, но изъявляют желание жить в нашей стране. Во-первых, нужно уравнять в правах на получение компенсационных выплат тех, кто возвращается в места традиционного проживания и, тех, кто по различным причинам не может или не хочет вернуться. В настоящее время в Чеченской республике всем возвращающимся выплачивается по 350 тысяч рублей. Тем, кто остается в других субъектах РФ - по 120 тысяч.

Министерству по региональной политике РФ нужно разработать программу возвращения насильственно переселенных народов в места их традиционного проживания. Это и лакцы в Дагестане, ингуши в Северной Осетии, русские в Сунженском районе Республики Ингушетия.

А для этого в субъектах федерации нужно создать территориальные подразделения этого нового ведомства, как главные и важные внутриполитические госструктуры для корординации органов власти в центре и на местах, урегулирования национальных отношений.

Также стоит вспомнить известные и эффективные на Кавказе инструменты "народной дипломатии": советы старейшин, женские, молодежные, национальные и другие общественные организации. Кроме того, считаем необходимым образовать информационно-пропагандисткий центр по Северному Кавказу и возложить на него функции координационного совета по информационному обеспечению населения. Продумать цикл передач на радио, телевидении, публикаций в других СМИ, направленных на пропаганду мира, культуры межнационального общения, взаимной терпимости, сотрудничества и взаимопомощи между народами России.

ВОПРОС: Вы уже упоминали, что в республиках Северного Кавказа компактно проживает множество различных народов и национальностей. Религиозный аспект очень важно учитывать в разработке направленной на стабилизацию ситуации стратегии. Что предлагает парламентская комиссия?

ОТВЕТ: В Северо-Кавказском регионе необходимо принять меры для деполитизации религий. Исламские, как и другие религиозные организации, в соответствии с конституционным принципом отделения церкви от государства не могут выполнять функции органов госвласти и органов местного самоуправления. Они не должны участвовать в деятельности политических партий и выборах в органы госвласти. Эти ограничения - важное условие бесконфликтного функционирования религий и обеспечения равноправия всех конфессий в Северо-Кавказском регионе.

Крайне необходимо прекратить политику безучастного отношения государства и общества к религиозной сфере. Следует вернуться к практике контроля за соблюдения всеми религиозными организациями закона "О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях". Принять решительные меры против активизации скрытой интервенции в Южном федеральном округе радикальных течений ислама, разрушения авторитета духовных лидеров традиционной мусульманской религии. Следует пересмотреть условия обучения и переобучения духовных наставников, расширить сеть традиционных исламских учебных заведений в противовес создаваемым на юге и других регионов России медресе радикального толка.

Немаловажно пересмотреть и этнический вопрос. Здесь важно ограничить рост этноцентризма среди определенной части населения, распространение этнических стереотипов восприятия иных этносов. Для научного изучения этой проблемы целесообразно создать в регионе Институт проблем Кавказа, к работе которого привлекать известных ученых, политиков, представителей бизнеса и власти, а также специалистов в этнической проблематике.

ВОПРОС: Расскажите о предложениях возглавляемой Вами парламентской комиссии по совершенствованию законодательного регулирования общественных отношений в Южном Федеральном Округе.

ОТВЕТ: Один из приоритетов в совершенствовании законодательства сегодня относится к антитеррористической тематике. Госдумой уже были одобрены в первом чтении законопроект "О противодействии терроризму" и другой, направленный на ужесточение мер безопасности на авиатранспорте. В целях дальнейшей активизации этого процесса комиссия рекомендует палате дополнить уголовный кодекс новой статьей - "Международный терроризм".

Следует пересмотреть и отдельные положения Уголовного кодекса, касающиеся возможности назначения конфискации имущества. Эту санкцию по аналогии с западными странами следует применять не только за корыстные преступления, но и за терроризм. Предусмотреть в действующем законодательстве возможность немедленной высылки из страны иностранца, предоставляющего потенциальную угрозу. Внести поправки в действующие законодательные акты, ужесточающие ответственность за перевозку, хранение и сбыт взрывчатых веществ, оружия. Также следует внести изменения и дополнения в закон " защите потерпевших, свидетелей и других лиц - участников уголовного делопроизводства".

Коротко пройдусь и по другим выработанным членами комиссий предложениям. В сфере государственного строительства и в целях обеспечения единства системы исполнительной власти представляется целесообразным принять поправки в закон "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов госвласти субъектов федерации", а также в закон "Об основных гарантиях избирательных прав на участие в референдуме граждан РФ".

Особой заботы требует восстановление и развитие на Северном Кавказе сельского хозяйства, его защита от преднамеренных банкротств. Необходимо создать льготные условия по кредитованию сельскохозяйственных предприятий через процедуру лизинга. Пересмотреть законодательную базу в сторону установления квот на поставку горюче-смазочных материалов по демпинговой цене.

Важно совершенствование антимонопольного законодательства, исключающего неконтролируемый рост цен на энергоносители, как это происходит сейчас. Для Южного Федерального Округа крайне необходим закон "О градообразующем предприятии", а по отдельности субъектам - "О стимулировании инновационной деятельности и внедрении в производство наукоемких технологий". Множество рекомендаций прорабатывается и в административной сфере.

В регионе также необходимо последовательно проводить политику демилитаризации и здесь целесообразно поддержать и закрепить опыт Дагестана по выкупу оружия у населения. Важной задачей остается четкое определение статуса российских военных баз в Закавказье. Нужно принять условия для установления на Северном Кавказе кордона по отношению к возможным угрозам безопасности и интересам страны. России необходимо открыто, четко и ясно заявить всему миру о том, что Кавказ является зоной национальных интересов России.

После серии совершенных в России в августе-сентябре террористических акций были образованы сразу три комиссии. Первая - по вопросам координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в Южном Федеральном Округе /ЮФО/ под руководством полномочного представителя президента в ЮФО Дмитрия Козака. Вторая - парламентская комиссия по расследованию причин и обстоятельств захвата школы в Беслане, которую возглавляет первый вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин. Третья - комиссия Госдумы по проблемам Северного Кавказа - ее работу координирует вице-спикер нижней палаты парламента Владимир Катренко.

17.12.2004
http://www.katrenko.ru/publication/view.html?id=3789

Док. 333480
Перв. публик.: 17.12.04
Последн. ред.: 08.07.07
Число обращений: 325

  • Катренко Владимир Семенович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``