В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Лукин: России грозит необъявленная амнистия Назад
Владимир Лукин: России грозит необъявленная амнистия
Предложение освободить из тюрем от 20 до 30 тысяч человек может вызвать неожиданные последствия
Предложение правозащитных организаций провести амнистию заключенных обществом воспринято в целом положительно. И в профильном комитете Госдумы, и в минюсте, и в Федеральной службе исполнения наказаний к идее также отнеслись благосклонно. Естественно, с дежурными оговорками: "Это должно пойти на пользу".

Тем не менее неясно, когда же документ поступит в Думу. По одним данным, в ближайшее время. В то же время председатель Общественного совета при министре юстиции, член Московской Хельсинкской группы Валерий Борщев заявляет, что до конца сентября лишь планирует встретиться по этому поводу с главой Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павлом Крашенинниковым и председателем Госдумы Борисом Грызловым.

Депутаты и чиновники пока еще в глаза не видели нового проекта амнистии. "Я связывался со службой исполнения наказаний, и у них текста тоже нет", - говорит Крашенинников. - Документ надо смотреть вместе с правительством, со службой исполнения наказаний, с судебным департаментом и только после этого можно говорить, можно ли его вносить".

Список "заинтересованных ведомств" наводит на грустные мысли. Слишком много интересов предстоит учесть. К тому же начало сессии в парламенте - не лучшее время для неспешных согласований. Да и сам факт ожидания амнистии неизбежно порождает не всегда оправданные ожидания подследственных и заключенных. Если затея с амнистией затянется или вовсе сорвется, это неизбежно накалит страсти в местах лишения свободы. По мнению главы Московской Хельсинкской группы Людмилы Алексеевой, "волна недавних беспорядков в российских колониях в какой-то мере была вызвана тем, что люди были разочарованы последней амнистией". Для того чтобы уменьшить риск тюремных бунтов, следует воздержаться хотя бы от публичного обсуждения лиц, которых коснется предполагаемая амнистия.

Это все понимают. Тем не менее сейчас едва ли не на каждом углу кричат, что амнистия должна коснуться 20-30 тысяч человек, осужденных за ненасильственные преступления - прежде всего несовершеннолетних, женщин с детьми, пенсионеров, участников боевых действий. Теперь представьте, чем грозит исключение из списка хотя бы одной категории заключенных...

С точки зрения академической науки, амнистия должна объявляться в ознаменование особо важных государственных событий и преследовать высокую гуманную цель - прощение лиц, совершивших преступления. Кроме того, сама гипотетическая возможность досрочного освобождения - одна из наиболее эффективных мер профилактики правонарушений в местах лишения свободы.

Амнистия по определению не может выступать в качестве поправки несовершенства существующего уголовного законодательства.

Это, повторюсь, теория. А что на практике? Амнистия в связи с 55-летием победы в Великой Отечественной войне является самой массовой, сопоставимой лишь с печально знаменитой амнистией 1953 года, когда на свободу вышел почти миллион заключенных.

Амнистия, объявленная Госдумой в мае 2000 года, коснулась почти 877 тысяч человек. На стадии следствия прекращены дела в отношении 140 тысяч человек, почти 500 тысяч человек получили условное наказание, сократились сроки лишения свободы 43 тысяч осужденных. Из мест лишения свободы были освобождены 188 тыс. осужденных, то есть почти каждый четвертый из отбывающих наказание.

Важное государственное событие (60-летие Победы) уже позади, то есть лимиты госгуманизма в этом году исчерпаны. Новая амнистия, если отбросить эмоции и пафос, будет преследовать сугубо прагматичную цель: позволит разгрузить изоляторы и зоны. То есть как раз исправляет несовершенство существующего законодательства и скупость государства в финансировании системы исполнения наказаний.

На языке цифр проблема выглядит так. В общей сложности сегодня примерно 800 тысяч россиян находятся в неволе: 630 тысяч на "зонах" и чуть менее 160 тысяч в изоляторах. То есть упомянутые 20-30 тысяч потенциально амнистированных составят от 2,5 до 3,7 процента от общего количества. Это, конечно, немало. Но по данным руководства Федеральной службы исполнения наказаний, до 25 процентов лиц, содержащихся в следственных изоляторах, освобождаются либо из-за отсутствия состава преступления, либо подследственным меняют меру пресечения или назначают наказания, не связанные с лишением свободы. Речь идет о 40 тысячах человек, которых и сажать-то большой нужды не было. Таким образом, вопрос о том, что же для общества лучше - больше выпускать или меньше сажать, - остается открытым.

прямая речь


Не будем повторять холодное лето 53-го

Владимир Лукин, уполномоченный по правам человека в РФ:

Амнистию нередко называют актом государственного прощения. Я за то, чтобы государство проявляло милость к своим гражданам, совершившим преступление. А следовательно, я - за амнистию. При этом, однако, следует соблюсти ряд условий.

Первое. Амнистия должна распространяться на лиц, совершивших не тяжкие преступления. В этом вопросе не следует забывать драмы "холодного лета 53-го года", надо тщательно взвешивать как проблемы заключенных, так и (особенно) интересы миллионов граждан России, потерпевших от тяжких преступлений. Интересы справедливости требуют, чтобы определенное судом наказание за совершение тяжких преступлений, особенно против личности, было реальным, а не превращалось в фикцию.

Второе. Амнистии должна предшествовать большая организационная работа по оказанию помощи в трудовом и бытовом устройстве лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Иначе амнистированные очень быстро вернутся на свои места, только уже с новым преступным опытом.

Вообще-то необходимость проведения амнистии должна быть осознана обществом в целом. Это отнюдь не желание службы исполнения наказаний разгрузить места лишения свободы и не желание правозащитных организаций инициировать какой-либо значимый пиаровский акт. Последняя амнистия, принятая к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне в мае 2005 года, как раз и была очень похожа на малосодержательный пиаровский ход.

Амнистия должна стать шагом к большому гуманизму в обществе в целом, а не следствием ведомственных и иных узко групповых давлений на власть. Люди от амнистии должны выиграть, а криминал - проиграть.

Справка "РГ"

За годы Советской власти было издано около 180 различных актов об амнистии. В России амнистия объявлялась:

- в 1994 году в связи с принятием новой Конституции РФ 1993 года и в целях национального примирения, достижения гражданского мира и согласия;

- в 1995-м и в 2000 годах - в связи с 50-летием и 55-летием Победы в Великой Отечественной войне;

- в марте и в декабре 1997 года - были амнистированы чеченские боевики;

- в ноябре 2001 года Госдума амнистировала несовершеннолетних и женщин;

- в июне 2003 года амнистия была объявлена в связи с принятием Конституции Чеченской Республики.

- в мае 2005 года - в связи с 60-летием Победы.


http://www.rg.ru/2005/09/20/amnistia.html

Опубликовано в "Российской газете" (Федеральный выпуск) N3878 от 20 сентября 2005 г.



Док. 333379
Перв. публик.: 20.09.05
Последн. ред.: 07.07.07
Число обращений: 571

  • Лукин Владимир Петрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``