В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Катренко: `Нельзя разделять российский народ на русских и не русских`. Назад
Владимир Катренко: `Нельзя разделять российский народ на русских и не русских`.
Программу ведет Мария Бахтина

ВЕДУЩИЙ: Сегодня в программе. Проблемы и приоритеты национальной безопасности. Какие меры должны предпринять законодатели и правительство в борьбе с терроризмом. Приживется ли европейская практика в российском законодательстве. Депутаты определят правила потребления пива в общественных местах. Государственная Дума поддержала новый порядок избрания глав регионов. Законопроект принят в первом чтении.

ВЕДУЩИЙ: Два года прошло после захвата заложников в Театральном центре на Дубровке в Москве и два месяца - с момента трагических событий в Беслане. Какие меры по предотвращению подобных трагедий в будущем нужно предпринять сегодня? На этой неделе вопросы безопасности в России в связи с произошедшими террористическими актами законодатели обсуждали с руководителями силовых ведомств и Генеральной прокуратуры. Этому был посвящен правительственный час в Государственной Думе.

Репортаж

КОРР.: Министр внутренних дел Рашид Нургалиев выступил первым перед депутатами. И в своем докладе он заострил внимание на том, что России сегодня объявлена война силами международного терроризма, и чтобы эффективно противостоять этим черным силам, необходима консолидация всех ветвей власти и общества в целом. Рашид Нургалиев также рассказал о некоторых итогах совместной работы силовых ведомств, которые показывают истинный масштаб подрывной деятельности в стране.

Рашид НУРГАЛИЕВ, министр внутренних дел Российской Федерации: В результате комплексных мероприятий, проводимых органами внутренних дел и Федеральной службы безопасности России предотвращено более 200 терактов, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Ставрополе, Ростове-на-Дону, Кабардино-Балкарской республике и Волгоградской области. Многие из этих преступлений должны были унести сотни людей, их жизни, и принести самые тяжкие последствия. Только за текущий месяц подразделениями субъектов контртеррористической операции было предотвращено 26 диверсионно-террористических актов, в том числе один - в республике Ингушетия. Выявлено и уничтожено 20 баз боевиков, 69 тайников с оружием и боеприпасами, 40 мини-заводов по незаконной переработке нефти.

КОРР.: Министр внутренних дел заместил, что существующая общегосударственная система противодействия терроризму носит в большей степени лишь реагирующий характер, тогда как нужна система предупредительных мер, и работа здесь должна вестись по нескольким направлениям. В первую очередь это - усиление мер безопасности на транспорте, в местах общественного скопления, на ядерных и промышленных объектах, которые могут стать причиной техногенных катастроф. С другой стороны, необходимо объявить беспощадную войну организаторам террора и повсеместно перекрывать источники финансирования и возможность вербовки людских ресурсов. Директор Федеральной службы безопасности Николай Патрушев сказал, что совместными усилиями спецслужб и правоохранительных органов преступная деятельность большинства международных террористов на территории России удалось пресечь.

Николай ПАТРУШЕВ, директор ФСБ Российской Федерации: Нейтрализован Хаттаб, на его место пришел Абу Аль-Валид, также нейтрализован, сейчас это место занял Абу-Хавс. Нейтрализованы Абу-Умар, Абу-Хутей и многие другие.

КОРР.: Николай Патрушев заявил, что спецслужбы не прекращают свою работу по каждому террористическому акту до тех пор, пока последний террорист не понесет заслуженного наказания.

Николай ПАТРУШЕВ: Так, расследования по взрывам жилых домов, совершенным террористами в Москве и Волгодонске в 1999 году, практически завершены. В итоге кропотливой целенаправленной работы все лица, за исключением Гочияева, причастные к этим преступления, установлены, задержаны и осуждены. Часть из них уничтожена при оказании вооруженного сопротивления или в ходе боестолкновения на территории Северного Кавказа.

КОРР.: Генеральный прокурор Российской Федерации Владимир Устинов предложил вернуть в Уголовный кодекс такой вид наказания как конфискация имущества физических и юридических лиц, если доказана их причастность к террористической деятельности.

Владимир УСТИНОВ, генеральный прокурор Российской Федерации: Надо изымать имущество, которое находится под прямым или косвенным управлением либо контролем террористов. Изымать все из помещений, которые служат террористам местом сбора, ведения пропаганды, хранения литературы, оружия, либо используются для иных незаконных целей. Если террористы-смертники, которых денежным посулом вовлекли в преступную деятельность, будут знать, что денег никто, прежде всего их родственники, не получит, а все будет изъято, наверное, кого-то эта мера и может остановить. И, безусловно, выбьет экономическую основу террористической деятельности.

КОРР.: Итог обсуждению подвел председатель Комитета Государственной Думы по безопасности Владимир Васильев. Он отметил, что, действительно, в некоторые законодательные акты требуется внести корректировку, но также призвал правоохранительные органы более профессионально использовать существующую законодательную базу.

Владимир ВАСИЛЬЕВ, председатель комитета Государственной Думы по безопасности, фракция "Единая Россия": За полтора года, согласно действующему законодательству, удалось привлечь к уголовной ответственности за финансирование терроризма только одного человека. Понятно, что этот закон, и о нем сегодня говорили, требует модернизации и должен соответствовать реальности. Но нужно помнить и о том, что всякий закон, как здесь раздавалось, должен соответствовать главному - Конституции. И здесь иллюзий испытывать не приходится.

ВЕДУЩИЙ: Сегодня в стране в службах безопасности и частных охранных предприятиях занято около 450 тыс. человек. Большинство из них имеет опыт работы в правоохранительных органах. При этом все они хорошо оснащены не только средствами связи, но и огнестрельным оружием. Как показывает мировой опыт, их участие в антитеррористических мероприятиях приносит немалую пользу. С предложением использовать потенциал охранников в обеспечении антитеррористической защиты выступили представители министерства внутренних дел. На "круглом столе", где обсуждались, в частности, меры по предотвращению террористической угрозы, прозвучали и другие конкретные предложения.

Репортаж

КОРР.: Так, для создания более четкой и эффективной системы мер по противодействию терроризму предлагается образовать федеральный и региональные антитеррористические комитеты. При последних создаются постоянно действующие сводные подразделения МВД, ФСБ, Минобороны и МЧС, возглавляемые наиболее подготовленными, имеющими боевой опыт старшими офицерами внутренних войск МВД России. Кроме того, по мнению заместителя министра внутренних дел Александра Чекалина, необходимы срочные меры по укреплению авиационной безопасности.

Александр ЧЕКАЛИН, заместитель министра внутренних дел Российской Федерации: Органы внутренних дел ввели в зону проведения предполетного досмотра пассажиров, ручной клади и багажа своих сотрудников. Только за два месяца этой работы милицией при исследовании самолетов и пассажиров изъято 53 единицы огнестрельного оружия.

КОРР.: В числе первоочередных мер Александр Чекалин назвал и необходимость усиления контроля над оборотом взрывчатых материалов промышленного назначения, Объем применения и хранения которых за последние годы вырос в два с половиной раза и составил более 1 миллиона тонн.

Александр ЧЕКАЛИН: Бесконечное количество фугасов, гранатометов, автоматов, которые в обороте у боевиков, из воздуха не берется. Вероятно, это где-то отточено, это где-то производилось, стояло на балансе, безусловно, военизированных организаций. В министерстве внутренних дел в этой части создали систему контроля, электронного учета. 5 миллионов гражданского и служебного оружия в системе МВД стоит на учете.

КОРР.: Важнейшим элементом в системе антитеррористических мер является защита мест проживания и массового скопления людей, а также охрана важнейших объектов жизнеобеспечения, ядерных, нефтехимических и других опасных производств. Однако не подкрепленные законодательно, все эти меры могут остаться только ведомственными инициативами. Законодательного оформления требует и проблема информационного вооружения правоохранительных органов. Создание единого банка сведений о лицах, событиях и процессах, имеющих отношение к террористической деятельности.

Владимир КОЛЕСНИКОВ, заместитель генерального прокурора Российской Федерации: Такое законодательное закрепление позволит повысить эффективность использования всех видов информации, включая оперативно-розыскную составляющую. По нашему мнению, это дает возможность принимать меры упреждающего характера на стадии подготовки терактов, поскольку факты свидетельствуют, что масштабные теракты готовятся длительное время, с привлечением большого числа террористов.

КОРР.: По данным министерства иностранных дел, за рубежом о российских правоохранительных органах и спецслужбах отзываются как о наиболее сильных и профессионально подготовленных специалистах. Тем труднее понять, почему, вооруженные силой своего мастерства, они зачастую оказываются беззащитны в правовом отношении?

Виктор ЗАВАРЗИН, председатель комитета Государственной Думы по обороне: В законе должны быть прописаны нормы прямого действия по применению Вооруженных сил в борьбе с терроризмом, чего раньше у нас этого не было. Смысл этой принципиальной позиции прост: мы знаем, каждое действие военнослужащего должно быть защищено законом, а его оценка - не зависеть от настроений и симпатий должностных лиц любых категорий или представителей средств массовой информации, которые подчастую проводят самооценки.

КОРР.: По убеждению председателя комитета по обороне, к таким правовым нормам относятся в первую очередь четко установленный перечень функций Вооруженных сил в системе антитеррористических мер, определение порядка вооружения и боевой техники в антитеррористической операции, и, как самое главное, законодательное закрепление прав и ответственности участников таких операций.

ВЕДУЩИЙ: Подвести итоги совместной работы парламента и силовых структур мы попросили председателя комитета Государственной Думы по безопасности Владимира Васильева.

ВЕДУЩИЙ: Два месяца прошло с трагедии в Беслане, тогда парламент активно отреагировал, была создана комиссия, в Думе началась работа над законопроектами об усилении борьбы с терроризмом. На сегодняшний день на каком они этапе находятся?

Владимир ВАСИЛЬЕВ: По законопроектам сегодня на заседании председатель высказал тревогу и спросил с меня о скорости прохождения, потому что я возглавляю рабочую группу, и попенял представителю правительства, в частности, по законопроекту по авиационной безопасности, который уже внесен, но нет ответа правительства. Я думаю, что у нас сейчас есть один путь - объединив усилия депутатов, правительственной комиссии по законодательной деятельности и администрации президента, ускорить движение по принятию вот этих вот проектов. Если же это пускать по обычной схеме, это занимает слишком долго времени. Тем более, что законопроекты внесены... какие-то внесены, а какие-то еще к этому готовятся, хотя некоторые из них - достаточно высокой степени готовности, но все равно они потребуют работы.

ВЕДУЩИЙ: Ведь поставлена задача принять их хотя бы в первом чтении в эту сессию, осеннюю. Это реально?

Владимир ВАСИЛЬЕВ: Я думаю, что реально, но при вот таком неформальном подходе. Не формализованном, я бы сказал.

ВЕДУЩИЙ: А вот что касается структуры на федеральном уровне и региональном - по комиссиям, которые будут заниматься этим вопросом, это как урегулировано?

Владимир ВАСИЛЬЕВ: По этому вопросу сегодня буквально происходят слушания. Об этом нам сообщили, я могу об этом вам рассказать. Выстраивается вертикаль, это сегодня характеризует все те предложения, которые исходят от президента в данном случае, которые позволят такой важный вопрос, как борьба с террором, выстроить без провалов, когда твердо принятое решение упирается, может быть, в инициативу избранного на местах лица, которое тоже имеет свои прерогативы на месте.

ВЕДУЩИЙ: Владимир Абдулаевич(?), на правительственном часе присутствовали глава МВД, ФСБ и Генпрокуратуры, и, в общем-то, они дали своего рода отчет о проделанной работе за два месяца. Как вы оцениваете, как председатель комитета по безопасности, те действия, о которых сегодня говорили?

Владимир ВАСИЛЬЕВ: Мне было доверено фракцией "Единая Россия" выступить в конце. Я считаю, что за это время удалось кое-чего добиться. Первое: на уровне той оснащенности, того кадрового уровня обеспечения, на уровне той организации управления, которая существует во всех этих службах, очевидно, есть движение. Есть напряжение. Это первое, что очевидно. Мы слушали доклады. Кого-то - нас меньше устроил, кого-то - больше. Допустим, МВД явно работает более активно, большие цифры произносят и привносят, как результат своей деятельности, доказательства, ну, а у ФСБ немножко другая специфика... Тут не каждый может (нрзб.), тем более оценить. Но видно, что по каждому направлению есть активность. Изменилось финансирование. Увеличено. Существенно увеличено. Для МВД, как главного ответственного за происходящее в Северо-Кавказском регионе и активного по масштабам сил, средств, противодействующего терроризму на ранней стадии. Далее: Государственная Дума сформировала комиссию по Северному Кавказу, которую возглавил председатель Катренко. Он на сегодняшний день возглавил и активно работает. Я уже видел его в Карачаево-Черкесии работу.

То есть, механизм Государственной Думы начал работать в этом плане практически. Там есть уважаемые люди, знающие специфику, это в меня вселяет тоже определенный оптимизм. Вот как бы эти составляющие. Очевидно, они как бы есть. Ну, я остановился на таком еще моменте, что, как мне представляется (это не только, опять же, мое личное мнение), что вот эти события - они такой болью прошли по обществу, что общество изменилось.

Во-первых, мы с вами увидели впервые за последние годы очереди на пунктах сдачи крови, и люди (социологические исследования это показывают, моя почта как депутата и председателя комитета), готовы сотрудничать с властью больше, чем до этого. Потому что понимают, что власть защитить может от такой страшной угрозы и самого, и близких, и детей. Но этому очень мешают те, я бы сказал, коррупционные процессы, непрофессиональные, которые, к сожалению, изобилуют в наших не только правоохранительных органах, но и спецслужбах.

Я высказал свою тревогу о том, что, к сожалению, в обществе существуют широко распространенные представления о том, что не только в правоохранительных органах, но и в спецслужбах, и в прокуратуре немало людей, которых коррупция поразила, и нам нужно от борьбы с "оборотнями" переходить к системной борьбе с коррупцией. Вот это я, в общем-то, считаю очень важным. И это будет той основой, которая положит хороший мост между обществом и правоохранительными органами и силовыми структурами. И тогда, может быть, образные представления, которые я себе всегда представляю, когда в Большом театре на сцене сражается зло с добром, добро правоохранительные органы защищают, а все общество присутствует в зале в качестве зрителей, будут меняться. Мы почувствуем, что это мы боремся со злом и победим зло.

ВЕДУЩИЙ: В чем причины терроризма, где корни проблемы? Пожалуй, эти вопросы не менее сложный, чем те, которые могут дать ответ на вопрос, как с ним бороться. Последние теракты показали, что наше общество нуждается в консолидации, и сегодня российские политики все чаще напоминают, что терроризм не имеет ни национальности, ни веры. "Ислам в российском обществе" - этой теме был посвящен "круглый стол" организованный фракцией ЛДПР.

Владимир ЖИРИНОВСКИЙ, зампредседателя Государственной Думы Российской Федерации, лидер фракции ЛДПР: Почему возникла проблема ислама в последние годы? Во-первых, наверное, возраст играет роль. Это самая молодая религия, и, естественно, наиболее активна в любом обществе молодежь, а в масштабах всей планеты - наиболее, так сказать, молодая религия. Наш "круглый стол", чтобы все правильно поняли, - это доброе слово в адрес мусульманской религии и мусульманских народов. Я просто ставлю вопросы, которые волнуют тех многих граждан, которые этого не понимают. Потому что если война идет на Кавказе, то, естественно, отрицательное отношение в целом к региону и в какой-то степени в целом к религии может быть отрицательное отношение.

ВЕДУЩИЙ: О проблемах Кавказа, в частности, о межнациональном аспекте, говорил на брифинге перед журналистами и председатель комиссии Государственной Думы по проблемам Северного Кавказа заместитель председателя палаты Владимир Катренко.

Владимир КАТРЕНКО, председатель комиссии по проблемам Северного Кавказа, заместитель председателя Государственной Думы: Весьма важной задачей остается создание условий для гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в субъектах Федерации юга России. Очень важно в нынешних условиях не допустить ухудшения общественного мнения по отношению к населению республик Северного Кавказа в Москве и других регионах России.

ВЕДУЩИЙ: Недопустимо разделять российский народ на русских и нерусских, считает депутат. В этом должна быть единая позиция и власти, и общества.

Точка зрения:

Геннадий СЕЛЕЗНЕВ, независимый депутат: Россия должна быть родным домом для всех наших граждан, проживает ли он в Дагестане, проживает ли он на Дальнем Востоке, или он проживает в Москве. Мы - граждане одной страны. И вот здесь очень важно, чтобы у нас не было "любимых детей" и "пасынков", чтобы все действительно Россию почувствовали своим прочным и надежным домом для каждого гражданина России. И эти вопросы, мне кажется, эффективно могла бы как раз проводить, внедрять в общественное сознание именно Общественная палата.

Общество интересует, как работают наши силовые ведомства, как обеспечивается безопасность граждан, это вопросы не для закрытых парламентских слушаний, это вопросы, которые обсуждаются в каждой квартире, в каждом доме, и вот здесь бы то же самое - создать механизм, когда эта информация могла бы и запрашиваться Общественной палатой, и приглашаться те люди, которые отвечают за безопасность граждан России, для того, чтобы потом это все предавать гласности, объяснять обществу, какая в данной области осуществляется политика, где могут быть применены силы общественных институтов, самих граждан - для того, чтобы нам более безопасно жилось в нашей стране.

ВЕДУЩИЙ: Увеличение объемов строительства и формирование рынка доступного жилья - именно эти задачи стоят перед проектом нового Градостроительного кодекса России. На минувшей неделе он обсуждался на парламентских слушаниях в Государственной Думе. Главное сегодня, отмечалось на слушаниях, убрать административные барьеры при доступе строительных компаний на рынок жилищного строительства, сформировать прозрачный и эффективный механизм предоставления земельных участков и поднять спрос населения на жилье через развитие жилищного кредитования. Если новый Градостроительный кодекс не сможет решить эти вопросы, то в ближайшее время нас ожидает дальнейшее повышение цен на жилье.

ВЕДУЩИЙ: Три категории малого и среднего бизнеса - микропредпринимательство, малое и среднее предпринимательство - предлагает различать экспертный совет комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму. Об этом заявила председатель совета Елена Панина на заседании по разработке законопроекта о развитии предпринимательской деятельности в России.

Елена ПАНИНА, заместитель председателя комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму: Это основа экономической, это основа социальной, это основа политической стабильности во всех развитых государствах мира.

ВЕДУЩИЙ: Подчеркнута необходимость разработки пакета законопроектов, регулирующих сферу деятельности малого бизнеса. Только в этом случае базовый закон будет действенным.

ВЕДУЩИЙ: Сокращение количества видов деятельности, подлежащих лицензированию, среди которых - производство табачных изделий и медицинской техники, предусматривают правительственные поправки в федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности, принятый Государственной Думой в первом чтении. Упрощается также процедура получения и переоформления лицензий. В частности, будет уменьшен максимальный срок их предоставления - с 60 до 45 дней.

ВЕДУЩИЙ: Оказать государственную помощь крестьянству, переживающему затяжной экономический и социальный кризис призвали на пресс-конференции депутаты от фракции КПРФ Николай Харитонов, Владимир Кашин и Александр Давыдов. Просроченную кредиторскую задолженность сегодня имеют более 80 процентов крестьянских хозяйств, а каждое второе - убыточно. В проекте бюджета на 2005 год на поддержку сельского хозяйства выделено значительно меньше средств, чем в предыдущие годы, подчеркнул Николай Харитонов, и это положение нужно срочно исправлять.

ВЕДУЩИЙ: Фракция "Родина" предлагает рассмотреть вопрос о введении в России дополнительного детского пособия для семей, имеющих совокупный доход ниже прожиточного минимума, и направить на эти цели до 10 процентов средств Стабилизационного фонда. Об этом заявил на пресс-конференции член фракции депутат Александр Чуев. Для решения демографической проблемы предлагается также увеличить единовременное пособие при рождении в семье второго и последующих детей.

ВЕДУЩИЙ: Вопрос о власти в регионах, точнее, о новом порядке избрания губернаторов, парламентарии обсуждали на пленарном заседании в пятницу.

Репортаж

КОРР.: Обсуждение этого законопроекта, по сути, стало продолжением разговора о путях укрепления безопасности в стране. Ведь от эффективности и подконтрольности местной власти в нашей истории не раз зависела судьба государства. Депутат Андрей Климов заметил: 600 лет в истории России, и это не шутка, существовала крепкая вертикаль власти. Именно в этот период Российское государство не только укреплялось, но и расширялось со скоростью 102 километра в сутки. А с утратой вертикали власти, добавил Владимир Жириновский, потеряли и страну - распался Советский Союз.

Дмитрий РОГОЗИН, руководитель фракции "Родина": Сегодня надо говорить не о том, назначать, или не назначать губернаторов, а нужно говорить о том, как сделать так, чтобы государственная система России была устроена так, чтобы у нас не было войн, прежде всего внутренних войн, разрывающих территорию единой государственности по искусственно проведенным национальным границам.

КОРР.: Полномочный представитель президента в Государственной Думе Александр Косопкин рассказал депутатам о предлагаемых изменениях. По новым правилам, кандидатуру главы исполнительной власти субъекта Федерации президент России должен назвать не позднее, чем за 35 дней до истечения полномочий действующего губернатора. А вот оценить выбор президента и одобрить или отклонить названную кандидатуру должны будут уже депутаты местного законодательного собрания.

Александр КОСОПКИН, полпред президента Российской Федерации в Государственной Думе: Такая процедура соответствует положениям части 1-й статьи 32-й Конституции, которая устанавливает, что граждане участвуют в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Именно представители жителей региона, из которых состоит законодательный орган субъекта Российской Федерации, будут наделять гражданина полномочиями высшего должностного лица.

Виктор ГРИШИН, председатель комитета по делам Федерации и региональной политике: Мы рассматриваем проект федерального закона. В комитет поступили отзывы из 71 законодательного и 58 исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Все они положительные.

КОРР.: Согласно законопроекту, на рассмотрение предложения президента региональному парламенту отводится две недели. Если же депутаты этого кандидата не поддержат, президент имеет право в течение семи дней повторно внести кандидатуру главы региона. Несогласие народных избранников и в этом случае может привести к назначению временно исполняющего обязанности губернатора и даже к роспуску законодательного органа. И вот этот пункт при обсуждении вызвал немало вопросов. Не слишком ли широки будут полномочия президента в отношении местных властей? Смогут ли сами депутаты оценивать деятельность уже избранного ими главы региона? Какова будет процедура его отстранения и что означает при этом термин "утрата доверия президента"?

Иван МЕЛЬНИКОВ, фракция КПРФ: Фактически "утрата доверия" может подразумевать все, что угодно, так как не является правовой категорией. Мы убеждены: все то, что власть называет "укреплением государства", на самом деле является укреплением власти ради власти.

Владимир ЖИРИНОВСКИЙ: Сегодня что просят все граждане? Безопасность. Мы смогли обеспечить безопасность при старом раскладе наших сил и старых способов удержания власти? Не смогли. Коррупцию смогли уменьшить? Не смогли. То есть, все, кто выступает против этого закона, - это люди, которые выступают против государства.

Андрей КЛИМОВ, фракция "Единая Россия": Ведь именно при вертикали легче исправить кадровую ошибку, при выборной технологии это сделать гораздо труднее. Но если один депутат из 450 не делает погоды, то единолично управляющий территорией человек, безусловно, такую погоду может сделать.

КОРР.: Александр Косопкин убеждал депутатов, что на многие вопросы ответы дают Конституция и сам обсуждаемый законопроект, где региональному Законодательному собранию дано право оспаривать решения президента в суде. Что же касается освобождения главы региона от должности в случае, как записано в законопроекте, "утраты доверия президента", то, по словам Александра Косопкина, депутатам самим неоднократно приходилось давать такие оценки, решая вопрос о доверии правительству.

Александр КОСОПКИН: Государственная Дума в лице вас как раз и может оказывать недоверие правительству, не особо утруждая себя в том, по каким критериям она это делает. И именно эта норма - она зеркально перешла и на уровень субъектов.

КОРР.: К тому же, как заметил председатель думского комитета по делам Федерации и региональной политики Виктор Гришин, есть в законопроекте и пункт, защищающий права отстраненного президентом главы региона. Он имеет право обратиться в Верховный суд. Впрочем, в выступлениях депутатов звучали как сомнения в демократичности предложенной реформы, так и призывы идти в преобразованиях дальше - к прямому назначению глав регионов указом президента.

Но большинство палаты поддержало именно президентскую концепцию закона, и теперь депутатам предстоит детальная проработка с помощью поправок всех вопросов, связанных с процедурой выбора кандидатуры и избрания главы регионов. И, в частности, согласительных процедур и предварительных консультаций региональных парламентариев с президентом по кандидатурам на пост главы местной власти. Уже сейчас в Государственной Думе идет обработка поступающих на этот счет поправок и предложений.

Точка зрения

Владимир ОВСЯННИКОВ, фракция ЛДПР: Фракция ЛДПР давно об этом говорила - что нужна жесткая вертикаль. Но, конечно же, реформа немножко поверхностная. Можно углубить, можно уйти все-таки на рассмотрение назначения мэров городов и районов. Надо углубить и в конце концов довести эту вертикаль до ума, не обрубая на половине пути.

Михаил ЗАПОЛЕВ, фракция КПРФ: Наша фракция - за демократизм в организации управленческой системы в России. Мы выработали свой подход к этой реформе, он именно наполнен демократическим смыслом, но только не с денежными мешками, не с этими административными рычагами, а подлинный демократизм - это выборы под контролем участия трудовых коллективов, выборность судей, выборность и контроль народа за теми органами власти, на которые они рассчитывают в своей жизни.

Борис ВИНОГРАДОВ, фракция "Единая Россия": Есть опасность вообще, и она есть действительно - усиления и националистических, и, прямо скажем, подрывных элементов в стране. И поэтому нужен порядок. И в этом смысле вот этот шаг - это шаг к наведению порядка. Это шаг, конечно, безусловно, к усилению административной составляющей, и с точки зрения авторитарности - это усиление авторитарности. Но президент берет на себя ответственность. Он у нас, в общем-то, единственный человек, всенародно избранный. И он должен реализовать свое конституционное право - отвечать за страну.

Юрий СЕНТТЮРИН, фракция "Родина": За 10 лет существования Конституции с 1993 года мы как-то, может быть, подпривыкли к другой схеме выборов глав исполнительной власти в регионах, и вот эта привычка, этот стереотип, может быть, сегодня и заставляет нас выискивать какие-то отрицательные моменты в этом подходе, в этой идее, в этой концепции. Я их не усматриваю, честно скажу. И считаю, что смысл работы законодателя сегодня на уровне Государственной Думы должен заключаться в том, чтобы концепцию эту сделать такой, чтобы она соответствовала всем принципиальным базовым нормам и принципам демократического общества.

ВЕДУЩИЙ: Закон об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации -один из немногих, для реализации которого предусмотрена значительная по объемам и срокам подготовительная работа. Закон, а точнее, первые его положения и переходные нормы, вступили в силу год назад. До конца этого года в России будут утверждены границы муниципальных образований.

ВЕДУЩИЙ: А полностью закон вступит в силу в 2006 году. Как считают депутаты, такой порядок вполне оправдан, поскольку сегодня им приходится сталкиваться с такими нюансами, о которых они просто не подозревали. Недавняя рабочая поездка в республику Дагестан - лишнее тому подтверждение.

Репортаж

КОРР.: Россия - огромная страна, и некоторые ее регионы значительно отличаются по своим климатическим, культурно-историческим и национальным особенностям. И все эти особенности должно учитывать федеральное законодательство. Именно об этом шла речь на выездном семинаре комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления в Дагестане. Депутаты Государственной Думы приехали с рабочим визитом в Дагестан не случайно, а вполне с конкретной целью. А именно - разобраться на месте с причинами, побудившими Народное собрание Дагестана внести столь кардинальную поправку в федеральный закон о местном самоуправлении.

Конечно, сегодня из многих регионов страны приходит большое количество отзывов и пожеланий, поскольку люди заинтересованы в том, чтобы вновь создаваемые органы местной власти стали бы реальным инструментом для решения самых злободневных вопросов повседневной жизни. В первую очередь, это, конечно, вопросы финансовой самодостаточности власти на местах и проблемы территориального деления. Дело в том, что в Российской Федерации на сегодняшний день уже практически заканчивается работа по определению границ муниципальных образований.

Но в Дагестане законодатели столкнулись с одной давней, исторически сложившейся особенностью ведения хозяйства, которая, что называется, с трудом вписывается в рамки закона. Согласно нормам закона, недопустимо пересечение границ муниципальных районов границами поселений, и, к тому же, граждане должны проживать ответственность административного центра поселения или муниципального района в радиусе так называемой пешеходной доступности. Но в Дагестане хозяйствующие субъекты из 30 горных районов имеют примерно 1,5 миллиона гектаров сельхозугодий на территории равнинных районов республики. Это так называемые "кутаны" или отгонные пастбища, куда чабаны перегоняют мелкий рогатый скот на зимний период, когда в горах выпадает снег. Так сложилось, что на этих землях образовалось более 100 сельских населенных пунктов с населением от нескольких десятков до 2 тыс. человек.

Абдулхалим МАЧАЕВ, глава Гунибского муниципального образования: В связи с тем, что сейчас такой бум пошел строительный, люди не хотят жить так, как раньше, в кошарах, сейчас люди начинают обустраивать... Строим школы, газифицируем, как вы видите, здесь эти территории, водопровод... Вся инфраструктура, которая нужна в современных условиях. Получается, здесь не только усадьба центральная какой-то агрофермы, здесь получается поселение.

КОРР.: Как правило, большинство этих поселений является частями сельских муниципальных образований, расположенных в горных районах на расстоянии нескольких сотен километров. Но проживающие на территории этих населенных пунктов граждане состоят на регистрационном и хозяйственном учете в муниципальных образованиях горных районов. Депутаты Народного собрания считают, что если решать вопросы установления границ муниципальных образований в соответствии с нормами федерального закона, то республика вынуждена будет заниматься массовой перекройкой существующих границ, что чревато серьезными последствиями. Поэтому они обратились к своим коллегам из Государственной Думы с просьбой принять поправку в закон, наделяющую территорию отгонных пастбищ особым статусом.

Муху АЛИЕВ, председатель Народного собрания республики Дагестан: Мы очень просили бы внимательно отнестись к этому предложению. Мы уже и вчера, и сегодня утром председателю Государственного совета говорили об этом. Потому что для нас это вопрос жизни. Мы не можем без этой поправки реализовать, никак не сможем этот закон, потому что игнорировать интересы почти третьей части населения в республике Дагестан просто невозможно.

КОРР.: Депутаты Государственной Думы провели еще несколько рабочих встреч в республике с главами администраций и руководителями хозяйств, и везде вопрос о территориальной принадлежности отгонных пастбищ поднимался очень остро.

Владимир МОКРЫЙ, председатель комитета по вопросам местного самоуправления: Не буду предсказывать события, мы достаточно подробно обсуждали со специалистами республики, - надо решать эту проблему. В какой правовой редакции это будет решено, не могу сказать, это будет решено уже на заседании комитета и на пленарном заседании.

КОРР.: В Дагестане на сегодняшний день самое большое в России поголовье мелкого рогатого скота. Но, как считают депутаты Народного собрания, сильная ответственная власть на местах должна помочь людям организовать хозяйство еще более эффективно. Тогда можно будет значительно увеличить поголовье и наладить бесперебойную переработку и сбыт мяса и шерсти.

Весной, когда стада гонят на горные луга, и осенью, когда их гонят на равнины, многие дороги в Дагестане становятся похожи на живые реки, по которым невозможно никакое движение. Но люди воспринимают это как должное, потому что для всех это такая же неизменная жизненная традиция, как весеннее половодье или как прилет и отлет птиц в теплые края. И сегодня необходимо сделать все для того, чтобы эта жизнь продолжалась и ни в коем случае не угасала.

ВЕДУЩИЙ: В четверг в Государственной Думе парламентская комиссия по расследованию причин теракта в Беслане заслушала информацию начальника Центра спецназначения ФСБ, непосредственно руководившего боевой операцией. На следующем заседании члены комиссии намерены выяснить, почему до сих пор не вышло постановление правительства о неотложной помощи жителям Беслана. Прояснить ситуацию приглашен вице-премьер Александр Жуков.

ВЕДУЩИЙ: Благоприятные условия для расширения молодежных обменов создает ратифицированное Думой Соглашение между правительствами России и Германии об облегчении взаимных поездок граждан. В частности, предусматривается выдача бесплатных многоразовых виз сроком до года студентам, аспирантам и преподавателям русского и немецкого языков на основании прямого обращения принимающего вуза. Также Соглашение направлено на развитие взаимных контактов официальных представителей - предпринимателей, деятелей науки, культуры и спорта.

ВЕДУЩИЙ: Федеральное законодательство России развивается в соответствии с принципами Европейской хартии местного самоуправления. Такой вывод сделал председатель Конгресса местных и региональных властей Джиованни Дистази, который посетил Россию и встретился с председателем комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления Владимиром Мокрым. Вывод сделан на основании доклада о региональной демократии в государствах - членах Совета Европы, который подготовили представители Конгресса по поручения комитета министров этой европейской межправительственной организации.

ВЕДУЩИЙ: 10 месяцев работы нового Таможенного кодекса показали его высокую эффективность, отметили участники парламентских слушаний, проходивших в Государственной Думе. Упрощение и ускорение таможенных процедур способствовало расширению торговли и росту сбора платежей. Внешнеторговый оборот за первое полугодие увеличился на четверть по сравнению с тем же периодом прошлого года. Почти 100 процентов товаров и транспортных средств оформляются в предусмотренные Кодексом три дня.

ВЕДУЩИЙ: В настоящее время специалисты-наркологи часто сталкиваются с категорическим отказом больных наркоманией подростков от лечения и госпитализации. Депутаты предложили принудительно оказывать наркологическую помощь несовершеннолетним в возрасте до 16 лет, а не до 15, как это было раньше, без их согласия, но с согласия или по просьбе их родителей или законных представителей. Закон, принятый Государственной Думой во втором чтении, позволит охватить наркологической помощью гораздо большее число подростков, больных наркоманией.

ВЕДУЩИЙ: Земельные участки, занятые объектами культурного наследия, а также предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, освобождаются от налогообложения. Об этом говорится в принятых в Государственной Думе поправках ко Второй части Налогового кодекса и некоторым другим законодательным актам. Налогоплательщиком признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на правах собственности. Определен максимальный размер налоговой ставки - 1,5 процента. В числе льготников - Герои Советского Союза, ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды I группы.

ВЕДУЩИЙ: Единственный способ отделаться от искушения - поддаться ему, сказал как-то Оскар Уайльд. Действительно, красочная реклама алкогольных напитков и пива мало кого оставит равнодушным, а воздействие ее на подростков и детей, которые воспринимают рекламные ролики как реальную жизнь, - фактор, который требует особого внимания. В Государственной Думе еще весной встал вопрос, как бороться с детским алкоголизмом. Первым шагом в этом направлении стал принятый депутатами закон, запрещающий рекламу пива на телевидении до 10 часов вечера. Следующим шагом депутатов в защиту здоровья наших детей стал закон, который запрещает распивать пиво в общественных местах.

Репортаж

КОРР.: Сегодня в России зарегистрировано более 6 тыс. детей в возрасте до 14 лет, которым поставлен диагноз "хронический алкоголизм". Среди подростков от 14 до 18 лет этим недугом страдает уже 41 тыс. несовершеннолетних. И ломаются эти жизни на наших глазах. А все начинается с малого - с пива или коктейля в компании друзей, словом - с улицы, которая учит жить "на широкую ногу".

КОРР.: Вы вообще-то употребляли когда-нибудь спиртные напитки?

Екатерина МАЛИКОВА, продавец-практикант: Ну, бывало.

КОРР.: А какие?

Екатерина МАЛИКОВА: Ну, больше всего - пиво.

КОРР.: Да, именно пиво сегодня в фаворе у молодежи. И любой подросток, попробовавший его, вовсе не считает пиво серьезным алкогольным напитком - ведь есть напитки и покрепче.

Марина ВАХТЕРОВА, продавец-практикант: Ну, в основном, конечно, идет пиво, если это идет молодежь. А постарше уже берут более крепкие напитки.

Ольга КУЗНЕЦОВА, директор магазина: На самом деле, пиво - не такой уж безобидный напиток. Если учесть, что наша молодежь часто путает его с обычной водой, что этому способствует, конечно, обширная реклама. Причем, вы знаете, что наблюдаю я из жизни, поскольку недалеко от магазина находятся институты, общежития институтов? Что молодежь порой - компании - начинает от двух бутылок и заканчивают ящиками пива.

КОРР.: У старшего поколения на этот счет мнение твердое: молодежь пользуется вседозволенностью, и с этим надо что-то делать.

Екатерина ЛАХОВА, председатель комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи: Уровень распространенности алкоголизма среди подростков за пять лет вырос на 65 процентов и составил в 2003 году около 40 больных на 100 тыс. подростков. Это самый высокий показатель за последние 10 лет.

КОРР.: О необходимости принять жесткий закон, ограничивающий продажу, потребление, рекламу пива и слабоалкогольных напитков в Государственной Думе говорят уже давно. Впервые тему озвучили депутаты фракции "Единая Россия". Они же были активными участниками дискуссий на "круглом столе", организованном комитетом по делам женщин, семьи и молодежи.

Михаил ГРИШАНКОВ, фракция "Единая Россия": Сегодня в любом регионе нашей страны, в любом городе выйти на улицу и не увидеть женщин, идущих с бутылками, или подростков, уже, скажем, практически невозможно. То есть распитие алкогольных напитков, и прежде всего, пива, стало нормой.

КОРР.: То, что пиво - алкогольный напиток, в этом Михаил Гришанков не сомневается, как и не сомневается в том, что закон нужно принимать как можно скорее.

Александр ХИНШТЕЙН, фракция "Единая Россия": Если мы продолжим, а мы обязаны продолжить эту политику, то наши граждане скажут нам только "спасибо".

КОРР.: Президиум фракции "Единой России" настоял на рассмотрении законопроекта на пленарном заседании Государственной Думы, несмотря на то, что противником его, кроме производителей пива, неожиданно выступило правительство.

Валерий ДРАГАНОВ, фракция "Единая Россия": Мы рассмотрели отдельно на заседании комитета все поправки правительства. Правительственный отзыв был отрицательный, к сожалению, но наши аргументы мне представляются и нам представляются объективными, корректными и справедливыми.

КОРР.: Однако правительство предложило исключить из законопроекта самый важный пункт - о запрете употребления пива в общественных местах. В итоге закон Государственной Думой был принят. Теперь свое мнение, насколько же безобиден столь популярный в народе напиток, должны высказать Совет Федерации и президент. И если точка зрения Государственной Думы будет поддержана, уже с 1 апреля 2005 года распивать пиво на улицах, в стадионах, скверах, парках, транспортных средствах общего пользования и других общественных местах будет запрещено. Нарушителей закона ждет штраф в размере 100 рублей.

Точка зрения

Борис КИБИРЕВ, фракция КПРФ: Мы, депутаты-коммунисты, абсолютно нормальные люди, встречаемся - и пиво пьем, и что-то другое. Но чего мы не принимаем - это когда наши дети, студенты, молодежь, все с банками, все с бутылками. То есть, пить можно, но пить можно тому, кому положено пить, и в тех местах, где можно это делать.

Александр КУРДЮМОВ, фракция ЛДПР: Пиво - это не продукт для здоровья, а продукт для, скажем так, нездоровья. Поэтому все надо в меру, а в меру это, я думаю, что пиво нужно распивать в тех местах, где положено, - это рестораны, кафе.

Сергей ЧАПЛИНСКИЙ, фракция "Родина": В первую очередь надо ограничить продажу алкогольных напитков, даже слабоалкогольных, таких, как пиво, возле детских учебных заведений. Не должно быть такого, чтобы наши дети, возвращаясь из школы домой, на пути встречали объекты, где им предлагают купить или по их просьбе кто-то из взрослых может купить напиток, который ведет, к сожалению, к деградации молодежи.

Александр КЛЮКИН, фракция "Единая Россия": В любой нормальной стране, по крайней мере, взрослые прячут бутылку пива в специальную коробку или в специальный пакет, который не просвечивается. И я раньше к этому относился тоже как бы... Думал, что здесь больше лицемерия. А сейчас убежден, что это правильно. Не нужно демонстрировать, не нужно показывать, что ты пьешь.

ВЕДУЩИЙ: Стоит добавить, что в пятницу парламентарии обсудили и другой вредный для здоровья вопрос - продажу табачных изделий. Во втором чтении одобрен законопроект, который запрещает продажу табака и сигарет в медицинских, культурных, физкультурно-спортивных и школьных учреждениях.

ВЕДУЩИЙ: И еще о здоровье детей. В эти дни, когда продолжается работа над проектом бюджета на будущий год, народные избранники лично убедились, что выделенные ранее деньги не ушли в песок. В детском санатории "Решма" в Ивановской области открылся новый спортивно-оздоровительный комплекс.

Репортаж

КОРР.: Весело праздновали открытие спортивно-оздоровительного комплекса в детском отделении санатория. Теперь маленькие пациенты смогут укреплять свое здоровье, посещая сауну и просторный бассейн, занимаясь лечебной физкультурой и просто приятно общаясь в игровых комнатах и зале релаксации. Сегодня в санатории "Решма" проходят лечение дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы и органов дыхания. Лечебно-диагностическая база санатория позволяет эффективно проводить профилактику и лечение болезней, которые нередко заканчивались инвалидностью.

Татьяна ЯКОВЛЕВА, председатель комитета Государственной Думы по охране здоровья: Проблемы охраны здоровья детей в Российской Федерации - это самые актуальные проблемы. И у нас существует много программ, федеральных программ, которые касаются решения этой проблемы. Ну, например, самая большая, крупная президентская программа "Дети России", подпрограмма "Здоровый ребенок". Санаторий "Решма" - это именно санаторий для детей, потому что здесь сделано все для детей, ради детей, с любовью, с заботой...

КОРР.: По словам специалистов, подобного спортивно-оздоровительного комплекса в Ивановской области пока не было. Его строительство стало возможным благодаря государственной подпрограмме "Здоровый ребенок", разработанной по инициативе председателя думского комитета по охране здоровья Татьяны Яковлевой. Из федерального бюджета на строительство санатория было выделено 20 миллионов рублей. Такая же сумма закладывается и на следующий год. Сейчас комитет по охране здоровья работает над поправками к третьему чтению федерального бюджета. Уже известно, что расходы по подпрограмме "Здоровый ребенок" в будущем году возрастут на 37 процентов и составят 562 миллиона рублей.

Виктор БАРАШКОВ, директор санатория: Правильное направление, взятое нашим комитетом в Государственной Думе - нельзя получить достойную нацию, здоровье, когда детки уже с 4 лет страдают хроническими заболеваниями и имеют инвалидности. Сегодня мы имеем возможность принимать более 100 ребят и именно в это детское отделение, не считая нашего еще и главного корпуса. И больше 1 тыс. ребят в течение года проходят эту реабилитацию.

КОРР.: В санаторий "Решма" сегодня принимаются на оздоровление дети не только из Ивановской области, но и из других регионов России, в том числе и из зоны, подвергшейся радиоактивному заражению во время Чернобыльской аварии. А в планах коллектива врачей и педагогов - дальнейшее расширение медицинских и профилактических программ по оздоровлению детей и подростков

31.10.2004
http://www.katrenko.ru/publication/view.html?id=3650

Док. 333355
Перв. публик.: 31.10.04
Последн. ред.: 07.07.07
Число обращений: 296

  • Катренко Владимир Семенович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``