В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Лукин: Уполномочены помочь Назад
Владимир Лукин: Уполномочены помочь
В столице Черноземья заработала общественная приемная главного российского омбудсмена

Вернуть ребенка, восстановить справедливость в "квартирном вопросе", "отвоевать" проиндексированные детские пособия - с такими просьбами обращаются воронежцы в общественную приемную при Уполномоченном по правам человека в РФ.

Создание приемной стало прямым следствием прошлогоднего визита в Воронежскую область уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Владимира Лукина. С одной стороны, как заметил "всероссийский защитник", у воронежцев накопилась достаточно проблем, которые можно квалифицировать как нарушение прав человека. С другой, - воронежский омбудсмен, который мог бы способствовать их решению, в ближайшее время вряд ли появится. Введение такого поста, и тем более обсуждение конкретной кандидатуры сейчас невозможно. Причина проста: в Воронежской области нет соответствующего закона. Впрочем, мы здесь не одиноки: институт омбудсменства существует лишь в трети российских регионов. Так вот для того, чтобы "свято место" не пустовало, для того, чтобы разгрузить поток жалоб в Москву и, наконец, чтобы решать такую важную задачу как правовое просвещение масс, и была создана общественная приемная. Однако предполагается, что в будущем ее все-таки сменит региональный Уполномоченный.

Пожалуй, самые массовые обращения воронежцев в аппарат Уполномоченного связаны с индексациями пенсий и детских пособий. Речь идет о неисполнении решений судов по погашению задолженности, образовавшейся в результате индексации несвоевременно выплаченных пенсий за 1998-1999 годы. Сегодня около 115 тысяч воронежских пенсионеров имеют на руках решения судов и исполнительные листы. Еще хуже ситуация с выплатой и индексацией детских пособий: задолженность образовалась в середине 90-х. Дело в том, что тогда федеральный центр исправно перечислял детские деньги в регион, однако действующая на тот момент областная администрация использовала их нецелевым образом. Эту "брешь" в семейных бюджетах (речь идет о суммах порядка 1,5-8 тысяч рублей) местные власти не залатали до сих пор. Сначала воронежский губернатор Владимир Кулаков, которому этот долг достался в наследство, просил областную Думу не включать его в расходную часть бюджета. Последние два года при составлении бюджета задолженность по пособиям все-таки начали учитывать, но, опять же, это благое начинание не обошлось без "военной хитрости". Людей, которые приходят в органы соцзащиты получать свои законные деньги, ставят перед выбором: либо вы напишите заявление об отказе от индексации и получите пособие "в чистом" виде, либо ждите лучших времен. Нельзя не заметить, что столь остро проблема с выплатой "прошлогодних" детских пособий стоит только в Воронежском регионе.

Надо сказать, что в аппарат Уполномоченного представителя по правам человека, равно как и в общественную приемную, можно обращаться лишь в определенных случаях. Во-первых, когда по конкретному делу уже принято судебное решение, однако оно либо не устраивает гражданина, либо устраивает, но его по тем или иным причинам не торопятся исполнять. Во-вторых, человек, считающий, что его права нарушены, может обращаться в аппарат омбудсмена и рассчитывать на помощь в том случае, если он пытался решить свой вопрос в административных органах, но ему в этом было отказано.

За первый месяц работы общественной приемной сюда обратилось около 30 воронежцев. Ситуации самые разные. К примеру, у человека умерла жена. Ее родные братья забрали ребенка себе. Отец, желающий вернуть девочку, обратился в суд. Суд принял решение в его пользу. Но родственники, имеющие связи в "высшем обществе", всеми правдами и неправдами препятствуют исполнению судебного решения. По словам руководителя воронежской приемной при Уполномоченном по правам человека в РФ Андрея Рашевского, в этом случае сначала будет послан запрос на имя главного пристава области, а если это не возымеет действие, то придется обращаться в Минюст: "Конечно, мы не имеем каких-либо дополнительных "льгот и преференций" при работе с административными структурами, но при этом нельзя забывать, что Уполномоченный по правам человека в РФ - это все-таки государственная должность, соответственно обращения и запросы и омбудсмена, а также его общественных приемных априори имеют некий определенный статус. К тому же наша помощь - юридически квалифицированная".

Другая ситуация. Женщину, которая, будучи в престарелом возрасте, плохо ориентируется в действительности, привозят в ГУЮ, где оформляют куплю-продажу квартиры якобы за 230 тысяч рублей. После суд признал недееспособность женщины, сделка была расторгнута и, согласно закону, ситуация возвращается в исходное положение. То есть старушка остается при своей квартире, но должна вернуть "покупателям" 230 тысяч. По словам правозащитников, совсем не просто будет доказать, что бабушка этих денег не брала. Однако даже если предположить, что она взяла эти тысячи, то ввиду своей недееспособности просто-напросто не смогла бы их пересчитать.

Еще один случай: человек служил на Северном флоте - работал мастером по обслуживанию ядерного реактора. После того как он уволился, его должность переименовали. Простая формальность: мастера стали техниками, но от этого их должностные обязанности не изменились. А еще спустя некоторое время вышел - никак не связанный с переименованием штатных должностей - указ президента, где техникам предоставлялась льгота - возможность на пять лет раньше выходить на пенсию. Вот и получилось, что люди, выполнявшие одну и ту же, связанную с риском, работу, более того, - уволившиеся с разницей в несколько месяцев, оказались в разной ситуации: одним льгота положена, другим - нет. Областной суд, рассматривающий это дело, высказался в пользу заявителя, после чего Минобороны обжаловало это решение в Верховном суде. Суд решил, что ни к чему здесь аналогии проводить: написано в указе про техников, значит, так тому и быть. Впрочем, правозащитники все равно намерены побороться за права человека: для начала собираются отправить в правовое управление администрации президента письмо с просьбой дать разъяснение части указа, касающейся техников. Нет ничего не поправимого: имеется множество примеров, когда на основании обращений граждан корректировались указы, и даже вносились поправки в законы. Впрочем, в любых случаях, связанных с нарушением прав человека, последняя инстанция - Страсбургский суд.

В планах воронежских "уполномоченных" создать независимый экспертный правовой совет - по образу и подобию московского. Главная идея: ученые-юристы, прекрасно знающие теорию, как правило, бывают оторваны от практики. А у судей, напротив, ввиду их загруженности не всегда есть время для того, чтобы отслеживать теорию и новые веяния в законодательстве. Предполагается, что такой "симбиоз" практиков и теоретиков в рамках совета должен дать положительные результаты, в том числе и в деле справедливого судопроизводства.
Между тем, в ближайшее время первым лицам города и региона, а также руководителям территориальных органов власти будут направлены письма за подписью Уполномоченного по правам человека в РФ с предложением сотрудничества. По словам Андрея Рашевского, правозащитники очень надеются на взаимопонимание: "Ведь в конечном счете у нас одна задача - строить правовое государство".

Лариса Карташова

http://www.rg.ru/2005/04/07/pravo.html

Опубликовано в Российской газете (Черноземье) N3739 от 7 апреля 2005 г.



Док. 333347
Перв. публик.: 07.04.05
Последн. ред.: 07.07.07
Число обращений: 471

  • Лукин Владимир Петрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``