В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Чтобы болевые точки не стали горячими. Назад
Чтобы болевые точки не стали горячими.
8 сентября после встречи Председателя Государственного Совета РД Магомедали Магомедова с председателем Комиссии Государственной Думы РФ по проблемам Северного Кавказа Владимиром Катренко состоялась встреча с активом республики.

Открывая его, Председатель Государственного Совета Магомедали Магомедов поблагодарил за приезд в республику и, обращаясь к Владимиру Катренко, сказал:

- Пребывание в Дагестане депутатов Государственной Думы - очень большое событие в политической жизни Республики Дагестан. Мы рассматриваем это как начало реализации задачи, которая поставлена Президентом РФ Владимиром Путиным по изучению и оценке ситуации на Северном Кавказе и в Южном федеральном округе в целом, как конкретное проявление внимания со стороны руководства нашей страны - Российской Федерации.
Ваша комиссия - постоянно действующая. И сам тот факт, что она образована Государственной Думой, говорит о том, что страна, народы Российской Федерации обеспокоены обстановкой на Северном Кавказе. И, прежде всего, социально-экономическим положением и беззаконностью. Президент Российской Федерации на всю страну, на весь мир сказал: "Ситуация, обстановка в республиках Северного Кавказа плачевная". Отсюда и надо исходить.

- Что касается Дагестана, - продолжил Магомедов, - то в вопросах социально-экономического развития республика, начиная с 2000 года, имеет рост по основным показателям, в том числе по валовому региональному продукту на 10-15% ежегодно. По этим же показателям Дагестан занимает одно из первых мест не только в Южном федеральном округе, но и среди регионов Российской Федерации.Но высокие темпы, однако, не решают нашу проблему. Все равно основные показатели республики в социальной сфере в 2-3 раза хуже, чем в среднем по России. Поэтому нами приняты меры: в республике разработана Программа социально-экономического развития Дагестана на 2005-2010 годы, где, в частности, поставлена задача удвоить ВРП в 2,6 раза.

Как сказал далее Магомедов, "для выполнения этой программы, безусловно, нужны очень большие суммы, 70% их должны быть привлеченные средства. Понятно, что выполнить эту программу будет очень трудно, если мы не изменим политическую обстановку на Северном Кавказе, если не изменим обстановку в целом в Южном федеральном округе, не улучшим экономическую ситуацию, если не укрепим безопасность в регионе.

Недавно состоялось совещание глав субъектов, которое проводил Полномочный представитель Президента в ЮФО Дмитрий Козак. И, кстати, сам факт назначения его Полномочным представителем Президента в ЮФО, освободив его от очень важной работы в Администрации Правительства РФ, наделение его большими полномочиями, говорит о том, что Президент возлагает на него очень серьезные задачи, верит ему и серьезно намерен изменить ситуацию на Северном Кавказе. И совещание это подтвердило".

- Мы сказали тогда,- отметил также М.Магомедов, - что надо решать проблемы реально, не на словах, а на деле. Я сказал, и другие подтвердили, в том числе Валерий Мухаметович Коков, что если сейчас, имея такого Полномочного представителя Президента, облеченного очень большими полномочиями, мы не решим прежде всего экономические проблемы, то республики Северного Кавказа нам никогда не вывести из кризиса.

- Поставлена задача - подготовить особую Программу социально-экономического развития республик, в том числе и Южного федерального округа. И при этом надо в первую очередь рассмотреть меры государственной поддержки этих территорий. Почему мы не должны в бюджете определить государственную помощь республикам, которые отстают в 2-3 раза от среднероссийского уровня? И все субъекты с этим предложением согласятся. Они понимают, что на Северном Кавказе обстановка совершенно другая. Что, не стабилизировав обстановку на Северном Кавказе, нельзя говорить о стабильности в Российской Федерации. Не решив проблемы Северного Кавказа и Юга России, не может быть процветания Российской Федерации. И для решения этих проблем нужно снять вопросы, связанные с занятостью населения, с необходимостью уравнивания и подтягивания среднереспубликанских показателей до уровня общероссийских.

- Нужны прямые инвестиции, нужна прямая поддержка, например, в области здравоохранения, образования, строительства дорог, связи, газификации и в других вопросах, которые определяют быт, культурный, образовательный уровень людей, проживающих здесь. Для нас огромная помощь то, что ваша комиссия изучает ситуацию и готовит предложения, поэтому работа вашей комиссии будет иметь большое значение для нас. На любые вопросы мы готовы дать ответы, справки, предложения. Но хотим, чтобы вы не только констатировали, но настойчиво добивались бы решения этой проблемы, потому что она связана с улучшением ситуации на Северном Кавказе.

Обратившись к В.Катренко, глава республики продолжил:

"Я с вами, Владимир Семенович, уже говорил о проблеме переселения лакского населения. С 1991 года мы настойчиво ставим этот вопрос, связанный с судьбами двух народов: чеченцев и лакцев, да и других народов (кумыков, аварцев), которые проживают на этих землях. Если говорить коротко, то в 1991 году вышел закон о реабилитированных народах, в том числе чеченцев-аккинцев, которые были высланы с территории республики. И справедливы требования этого народа вернуть им земли, где жили их родители, предки. Но мы не можем выполнить закон, потому что там живут люди, которые точно таким же образом - насильственно - были переселены из своих домов в горных районах, там осели, и их переселение - тоже проблема.

Было принято постановление Совета Министров в 1992 году переселить добровольно лакцев на территорию недалеко от Махачкалы. Почти год весь Дагестан работал над тем, чтобы добиться консенсуса в этом вопросе. И переселение началось. А в позапрошлом году эту программу Центр вообще выбросил. А кто решит проблему? Не решив ее, разве можно в Дагестане думать о стабильности? А если нет стабильности здесь, какая может быть стабильность на Северном Кавказе?"

- Неоднократные наши предложения, данные нам обещания, указы и постановления, резолюции Президента по данному вопросу не выполняются, сказал Магомедов. - Не выполняются потому, что федеральным министерствам наплевать на обстановку в регионах. Никакую политическую ответственность они не несут, ни Греф, ни другие. Лишь бы копейку централизовать, лишь бы привлечь какие-то средства в центральный бюджет.
А как нам решить эту проблему? Президент это понимает, высшее руководство это понимает. А вот те, которые должны финансировать, решать эти вопросы, денег не дают.

- Точно такое же положение с возмещением убытков, нанесенных стихией 2002 года. Сколько можно доказывать, сколько можно комиссий принимать: стихия разрушила дома, люди остались без средств, 30% из пострадавших получили компенсацию, 70% - не получили. Были комиссии, приезжали Степашин, Шойгу, Христенко, Греф - все обещают, все соглашаются. А в конечном итоге проблема не решается.

"Вот где беда наша, - подытожил Магомедов, - отсутствие управляемости, отсутствие вертикали власти. Когда установки, политика Президента не доходят до исполнителей и не реализуются, у людей искусственно создается обстановка неудовлетворенности, недовольства властью. И правильно Президент поставил задачу об усилении вертикали власти, укреплении исполнительской дисциплины, чтобы был порядок в стране. Мы, Владимир Семенович, подготовим все предложения, которые нужны. У нас есть большие перспективы, их надо реализовать, и вывести Дагестан и все республики Северного Кавказа из этого тяжелейшего положения необходимо.


Смешно, есть Российский фонд выравнивания экономического положения субъектов. Республике Дагестан дали из него 100 млн рублей, а потом исключили из списка, а два субъекта Российской Федерации, которые являются по существу донорами, получили по одному миллиарду. Что это такое? Разве так можно работать? Все эти вопросы должны быть рассмотрены. При этом мое выступление вовсе не означает, что мы хотим переложить решение всех наших проблем на федеральный уровень, что виновны только федеральные органы власти. Я говорю только о претензиях к тем министерствам и ведомствам, из-за которых нерешенными остаются важнейшие проблемы республики. Безусловно, главная ответственность за обстановку лежит на региональных органах и на Государственном Совете и на Правительстве, и на руководителях районов и городов, министерств и ведомств, многие из которых здесь присутствуют. Мы это понимаем и готовы всегда нести ответственность. В этом есть и наша вина, и очень большая".

- Второй вопрос, который изучает комиссия Государственной Думы, - это обеспечение безопасности, борьба с террором на Северном Кавказе, - продолжил Магомедов. - Эти вопросы, особенно актуально после трагедии Беслана, после того, как весь мир увидел, кто такие террористы, их и людьми назвать нельзя, тех, кто убивает детей. И, конечно, ясно, что для того, чтобы бороться с ними, надо объединить силы всех людей, мобилизовать население. Борьбу с террором надо сделать целью всего народа. Мы в республике сейчас так и ведем работу. Мы неоднократно проводили заседания расширенной антитеррористической комиссии с участием глав администраций районов и городов, руководителей министерств и ведомств, представителей интеллигенции и духовенства. Мы поставили задачу вовлечь в эту работу и население, приняли специальный закон республики об общественной организации, которая будет работать в поддержку правоохранительных органов (народные дружины). И они должны реально подключиться к работе потому, что мы их поддержим и материально, и морально.

- Но мы считаем, что необходимо решительно поддержать правоохранительные органы. Ни в субъектах, ни в стране нет другой силы, которая защищала бы нас, - общество в целом и каждого гражданина в отдельности и Конституцию Российской Федерации. Среди людей в погонах есть негодяи, но в абсолютном большинстве - это честные, храбрые, мужественные люди, и их надо поддерживать. И не только на словах, их надо поддержать финансированием. Для правоохранительных органов Северного Кавказа необходимо создать другие условия по сравнению с областями, краями остальной России.

- Норма численности в расчете по 1000 человек в Свердловской области, других центральных областях и в Ингушетии, Дагестане одинаковая, разве это правильно? Особого финансирования, особого вооружения тоже у них нет. Поэтому их надо поддержать самым решительным образом. Что касается нас, дагестанцев, то мы все делаем, чтобы их поддержать. И народ открыто об этом говорит. Но наша поддержка недостаточна. Правоохранительные органы, которые борются с терроризмом на Северном Кавказе, нуждаются в особой государственной поддержке отдельной статьей. Тогда весомые результаты появятся, - завершил свою речь Магомедов.

Затем выступил председатель комиссии Владимир Катренко, который, поблагодарив Магомедали Магомедовича за теплые пожелания, сказал:

- Мы уполномочены от лица Государственной Думы, от лица многочисленных депутатов, представляющих всю необъятную Россию, приветствовать вас в благословенной Республике Дагестан. Я благодарен вам за эту высокую оценку, которую вы даете сегодня миссии, которая на нас возложена. Эта комиссия создана на весь созыв Госдумы, и я могу вас искренне заверить, что в ее составе в основном наши земляки. И это те политики, которые прекрасно понимают, что будущее России сегодня закладывается на Северном Кавказе. И что Северный Кавказ был, есть и остается важнейшим стратегическим регионом не только в масштабах России, но и всего Евроазиатского континента.

"Откровенно скажу, - продолжил Катренко, - что мы хотели первым посетить Дагестан потому, что руководство вашей республики - лидер этого многонационального региона и заслуживает того, чтобы к нему прислушаться в первую очередь. О целях и задачах комиссии Магомедали Магомедович уже вкратце сказал. Но я хочу отметить, что люди, которые представлены в комиссии, - это ярчайшие политики и в рекомендациях не нуждаются".

- Будучи реалистом по природе, - заметил также Катренко, - я еще раз хочу подчеркнуть: если мы сейчас начнем заверять общественность, что быстро и скоро решим все проблемы Северного Кавказа, это будет самым неверным толкованием деятельности нашей комиссии. Но мы абсолютно убеждены, что если проблематикой Северного Кавказа не заниматься, то ситуация в Российской Федерации не поправится никогда, она будет только ухудшаться. И вот то, о чем сказал сегодня Магомедали Магомедович, и на встрече в Нальчике подчеркнул Валерий Мухаметович Коков, что если этими проблемами не заниматься при нынешних полномочиях Полпреда в ЮФО и руководителе одноименной правительственной комиссии Дмитрии Николаевиче Козаке, если мы не воспользуемся своим положением в структурах государственной власти и не поддержим инициативы нового Полпреда, не поможем руководителям субъектов ЮФО с позиции законодателей, то абсолютно с вами согласен, вряд ли когда-то эти проблемы можно будет решить впоследствии.

- Я думаю, что разговор, который мы с вами построим, он ляжет в основу предложений, касающихся конкретно Республики Дагестан. Часть этих предложений станет основой решения всех проблем Южного федерального округа. Мы договорились с Д.Козаком, что он силами своего аппарата, силами правительственной комиссии проведет мониторинг ситуации на Северном Кавказе, проведет анализ социально-экономического положения всех без исключения субъектов, сделает свои выводы. Подобную работу проведут и в каждом регионе ЮФО в течение месяца и подготовят свои предложения, выскажут свои взгляды на сложившуюся ситуацию. Наша комиссия подготовит свои предложения. И в начале ноября мы накладываем все три пакета аналитических материалов друг на друга и выявляем главные точки роста, с которых можно что-то начать. И мы считаем, что это должны быть конкретные шаги по исправлению ситуации.

- И как правильно подчеркнул Магомедали Магомедович, в первую очередь следует заняться социально-экономической сферой и параллельно наведением порядка в правоохранительных структурах. Ведь действительно, уже второй руководитель субъекта подчеркивает, что ситуация здесь аховая. И подход к функционированию правоохранительных органов, к их структуре должен быть несколько иным, чем в целом по России.

- И, наконец, третья проблема - это гармонизация межнациональных, межконфессиональных отношений. И мы прекрасно осознаем, что выполнить эту работу или хотя бы начать ее мы можем только совместными усилиями. И откровенно скажу, мы на эту работу, как никогда, нацелены серьезно.

"Поверьте мне, - сказал также Катренко, - после известных бесланских событий такого желания быть полезными для страны, серьезно, скрупулезно работать над проблематикой Северного Кавказа и России в целом, я не видел уже давно, а если честно говорить, не видел никогда. Это выражается не только в тех законотворческих инициативах, но это выражается в том перечне проблем, которые уже обсуждены, а мы, замечу, начали работать совсем недавно. Я думаю, что Правительству придется нелегко, если мы этот настрой сможем сохранить. А если объединим усилия, то сможем по крайней мере остановить, стабилизировать, начать разворачивать ситуацию в лучшую сторону".

Затем состоялось совещание, на котором были заслушаны руководители ряда министерств и ведомств Республики Дагестан. После чего члены комиссии осмотрели сухогрузную и нефтеналивную гавани Махачкалинского морского торгового порта. По их мнению, работы, которые ведутся на территории порта, являются перспективными, так как позволяют расширить пропускную способность порта, что позволит создать в республике дополнительные рабочие места, увеличить вклад в экономику республики.

14.10.2004
http://www.katrenko.ru/publication/view.html?id=3586

Док. 333344
Перв. публик.: 14.10.04
Последн. ред.: 07.07.07
Число обращений: 307

  • Катренко Владимир Семенович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``