В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Катренко: `Нам больше надо говорить о патриотизме`. Назад
Владимир Катренко: `Нам больше надо говорить о патриотизме`.
Ведущий Сергей Брилев

ВЕДУЩИЙ: Сегодня у нас в гостях Владимир Катренко. Он не только вице-спикер Государственной Думы, но и пришел к нам с самыми горячими новостями, потому что Владимир Семенович сейчас возглавил парламентскую комиссию по Северному Кавказу.

В общем, поговорить есть о чем на самом деле, потому что наша нижняя палата, да и вообще сейчас все Федеральное собрание срочно переверстывает свои планы на осеннюю сессию с тем, чтобы первоочередными сделать законы, касающиеся мер против террора. И если мы с вами после, скажем, 11 сентября в Штатах устали от этого выражения - "антитеррористические мероприятия", "антитеррористический" - уже невозможно было слушать это словосочетание, то, к сожалению, конечно, последних двух месяцев заставляют нас, в России, совершенно по-новому на все это взглянуть.

Здравствуйте, Владимир Семенович. Добро пожаловать в наш эфир.

Владимир КАТРЕНКО, заместитель председателя Государственной Думы Российской Федерации: Здравствуйте.

ВЕДУЩИЙ: В тех информационных сообщениях, которые пришли после заседания вашей комиссии, фразы такие несколько общие: вы занимались сегодня тем, чтобы уточнить, как должно разрабатываться законодательство о борьбе с терроризмом, усиление уголовной ответственности за преступления, связанные с терроризмом, совершенствование миграционного законодательства, дополнительные меры по противодействию финансирования терроризма. Все это замечательно. Я знаю, что предложений 60. Больше того, их настолько много, в том числе их так много экзотических, что вообще-то надо сначала разгрести этот вал.

Что мы с вами можем сказать о предложениях, которые, как вы думаете, уже в общем парламент воспримет в большинстве своем, как аксиому. Одно из них, - скажем, переход на нотариально заверенную доверенность на управление автомобилем, будут ли запрещены тонированные стекла. Одно из них - запрет на прописку больше десяти человек на десять квадратных метров. Вот из этой серии. Если можно, про первые вещи, которые, как вам кажется, уже сформулированы настолько, что велик шанс, что парламент их в этой редакции примет?

Владимир КАТРЕНКО: Спасибо. Вот даже по той интонации, с которой вы мне задаете вопросы, я могу судить, что вы, казалось бы, будучи человеком абстрагированным от всех процессов, тем не менее, видимо, солидарны с широким кругом наших с вами земляков о том, что меры должны усиливаться.

ВЕДУЩИЙ: Безусловно.

Владимир КАТРЕНКО: И здесь наше мнение, мнение основного большинства участников круглых столов, комиссии, которую я сегодня возглавляю, по проблемам Северного Кавказа, конференций, симпозиумов, рабочих групп практически не расходится с мнением наших избирателей. И уже одно то, что практически Государственная Дума, сократив срок своего летнего отпуска, начала работать с первых чисел сентября...

ВЕДУЩИЙ: На уровне пленарного заседания комиссии.

Владимир КАТРЕНКО: Но надо сказать, даже не на уровне комиссии, а на уровне совета Думы с привлечением огромного числа председателей комитетов, депутатов от Южного региона, ну и экспертов, опять же из числа депутатов.

Это говорит о том, что мы серьезно намерены сегодня и уже пересматриваем свои планы законотворческой деятельности на осеннюю сессию, и это уже утверждено. Считаем в качестве приоритетных рассмотреть как раз законодательные предложения и проекты законов, касающиеся борьбы с терроризмом и вот того перечня вопросов, которые вы уже озвучили.

Ну и, конечно же, очень рассчитываем на то, что нынешняя обстановка, нынешняя атмосфера в обществе и в стенах парламента Российской Федерации, вот эта озабоченность наших граждан, наших людей от власти, она не выльется в пустую говорильню, а она выльется в конкретные законодательные акты, она выльется в конкретные предложения для правительства, для руководства страны по формированию эффективной государственной политики в Южном регионе нашей России и в масштабах России в целом.

ВЕДУЩИЙ: Давайте я вам сделаю один комплимент и одно, но собственное, замечание по тому, что происходило за последний месяц. Комплимент касается того, что какие-то из экзотических предложений вы действительно отмели и на это хватило довольно мало времени.

Я имею в виду прежде всего, пусть для кого-то из слушателей это прозвучит спорно, на мой взгляд, к счастью, отказ от восстановления смертной казни. Знаю, что это спорная вещь, но в данном случае, честно говоря, не боюсь свою позицию открыто говорить.

И конечно же, за что мы вам благодарны в нашем профессиональном сообществе, - отказ от предложения депутата Крутова о запрете на прямые телерепортажи с места захвата заложников, потому что, на мой взгляд, и общество заслуживает этой информации, и потом, не было бы освещения - еще вопрос, как бы и когда была сформирована та же самая парламентская комиссия.

Вернусь, тем не менее, к конкретике. Все-таки что с тонированными стеклами, потому что миллионы людей ими пользуются? Всерьез рассматриваете запрет на тонированные стекла? Опять же мое личное мнение: мне это все очень не нравится, мне не нравятся тонированные стекла, я считаю, что нужно ездить с прозрачными. Возможно, в моем случае это дело вкуса, но сейчас есть вот этот антитеррористический аспект. Будете сокращать или нет?

Владимир КАТРЕНКО: Я, как депутат, буду убеждать своих коллег пойти на ужесточение. Я так же, как и вы, раздражаюсь, когда вижу темную машину или не темную машину с полностью непрозрачными стеклами. У меня моментально подсознательно возникает настороженность по поводу того, а кто там находится и с какими целями, и для чего прятаться от людей в конце концов.

ВЕДУЩИЙ: Естественно.

Владимир КАТРЕНКО: Так что лично я, как депутат и как руководитель одной из депутатских групп, входящих в состав фракции "Единая Россия", буду убеждать своих коллег, чтобы они поддержали эту новацию.

ВЕДУЩИЙ: Но нотариально заверенные доверенности, я так понимаю, вопрос практически решенный уже. Да?

Владимир КАТРЕНКО: Да, я думаю, что почти нет сомнений в том, что мы примем вот эту поправку, и я думаю, она вполне обоснованна.

ВЕДУЩИЙ: Да, безусловно.

Владимир КАТРЕНКО: Достаточно долгий период российской истории и советской истории убеждает нас в том, что никому хуже не стало от того, что здесь ситуация была достаточно четко упорядочена.

ВЕДУЩИЙ: Безусловно. Но на самом деле мне кажется вообще в данном случае, в данной конкретной ситуации надо исходить из здравого смысла, естественно, чтобы это ни в коем случае не нарушало имеющиеся и завоеванные в последние годы свободы.

В этой связи вопрос об ужесточении прописки (по привычки говорю "прописка", а не "регистрация"). История с так называемыми "резиновыми домами" в Подмосковье, где зарегистрировано по 300 человек, в том числе были зарегистрированы и жертвы, и, как выясняется, соучастники, например, взрыва у "Рижской", эти истории уже всем известны - Сергиев Посад, Клин, эти "резиновые дома" есть.

Какую цифру вы сейчас предлагаете на предмет ограничения прописки, количества людей на квадратный метр? Есть критерии? Здесь же должна быть очень четкая арифметика: не более одного человека, допустим, на пять квадратных метров. Или как будут формулироваться эти предложения?

Владимир КАТРЕНКО: Спасибо. Я тоже активный сторонник того, чтобы практика с этими "резиновыми домами" больше никогда в российской истории не повторялась. Ну а что касается разумных пределов тех цифр, которыми мы должны апеллировать, принимая решение о том, какое количество людей должно прописываться в той или иной квартире на квадратный метр, оно должно быть разумно целесообразным. Понятно, что не десять человек на квадратный метр, я думаю, даже не десять человек на одну квартиру. Это должна быть где-то экономически обоснованная и социально обоснованная норма. Здесь звучат разные предложения - от экзотических до слишком радикальных может быть. Мне так кажется, что в одной квартире, помимо семьи или помимо определенного количества постоянно проживающих, может быть прописано не более половины от числа проживающих на той или иной жилой площади.

ВЕДУЩИЙ: Вот это подходит, это нормальный алгоритм.

Владимир КАТРЕНКО: Ну а каково решение в окончательном виде будет, как оно будет выглядеть, покажет время, хотя я думаю, что сегодняшний настрой парламентариев, сегодняшний настрой всех тех экспертов, кого мы привлекаем для этой работы, говорит о том, что эти решения будут разумными и отвечать основному мнению широкого круга наших сограждан.

ВЕДУЩИЙ: Хорошо. Теперь пара вещей, которые, может быть, вы посчитаете радикальными в моих размышлениях, но это то, до чего я сам додумался, считайте это инициативой гражданина Российской Федерации Сергея Брилева в Государственной Думе. В миграционной политике, о которой мы сейчас говорим, есть одна вопиющая история, вторая, может быть, более спорная. Вопиющая заключается в том, что из себя представляет российская миграционная карта. Вам приходилось ее держать в руках?

Владимир КАТРЕНКО: Да.

ВЕДУЩИЙ: Я недавно, приземляясь в Москве, когда летел из-за границы, и разносили эти самые миграционные карты иностранцам, я для интереса попросил мне ее дать. Владимир Семенович, то, что там написано по-английски, это не то, что третий класс вторая четверть, это просто написано безграмотным человеком. Я не говорю о сугубо, может быть, литературной стороне дела, хотя выражение "show your sex", я думаю, что звучит анекдотично даже для тех, кто не говорит по-английски, а это всерьез написано в российский миграционной карте. Но видите ли какая штука, там, например, цель визита "служебная командировка" на английский язык переведено, как "услуги".

И в принципе, если уж говорить сейчас о конкретных мерах, вот мое вам конкретное предложение - вызвать человека, который переводил эту миграционную карту. Понимаете, любой иностранец, которого вы поймаете не за тем, за чем он на самом деле въезжает в Россию, может совершенно спокойно сослаться на незнание русского языка, на то, что он заполнял это дело по-английски и поставил, что он ехал оказывать услуги, а не ехал в служебную командировку. Ну это ладно, тут трудно вам, понятно. Я не ожидаю, что вы это будете комментировать. Но в принципе, мне кажется, парламенту неплохо было бы на это взглянуть, все-таки базовый документ на предмет въезда в страну.

Вторая вещь уже по нашим внутренним вещам. На мой взгляд, сама по себе система территориальной прописки, она себя изживает. Ну сколько у нас народу живет по месту не регистрации, а еще где-то! Это нормальная практика, я один из них. При этом налоги я плачу не по месту регистрации, не по месту проживания, а по месту работы. Да, ИНН завязан на мою прописку, но это все как-то очень опосредованно. Вот в моем конкретном случае есть три регистрации, которые не совпадают. Может быть, проще перейти на регистрацию по налоговым органам? В конце концов добропорядочность исчисляется оплаченными налогами. Гражданин Российской Федерации по идее может работать где хочет на территории своей страны. Пусть он там платит налоги, а уже по налогам мы будем понимать, честно он работает, нечестно, и как. Может быть, это утопично в условиях сегодняшней России. Но может быть, не утопичны предложения, которые сейчас звучат в адрес парламента, чтобы вы, в том числе в новом бюджете, профинансировали новую единую систему регистрации, которая бы здесь велась по какому-то одному принципу. Вот интересно, какие ваши рассуждения на этот счет.


Владимир КАТРЕНКО: Спасибо, Сергей. Вы знаете, предложение звучит очень интересно. Я не могу считать себя большим специалистом в этой области, но, тем не менее, все то, что вы сейчас предложили, мне весьма и весьма по душе. Единственное, что я сегодня могу вам обещать, что это предложение будет внимательно изучено...

ВЕДУЩИЙ: Спасибо.

Владимир КАТРЕНКО: ...как и то предложение, которое было озвучено чуть ранее, по поводу перевода этих миграционных карт. К сожалению, это не единственный случай, когда наши горе-специалисты из разных министерств или ведомств позорят страну подобным образом. Я обещаю, что в ближайшее время напишу в Министерство иностранных дел, напишу от своего имени, от лица своих коллег предложение о том, чтобы внимательно разобрались и, может быть, пересмотрели перечень вопросов, на которые должен ответить наш гость.

ВЕДУЩИЙ: Нет, перечень-то нормальный, по-русски его читаешь нормально, но по-английски для тех, для кого английский родной - это анекдот, а для тех, кто хочет смухлевать с российскими властями - возможность сослаться на то, что а я не понял, что там написано, действительно понять невозможно.

Владимир КАТРЕНКО: Абсолютно справедливо.

ВЕДУЩИЙ: Ну, сейчас две истории политические переплелись, два сюжета. С одной стороны - антитеррористические меры, с другой стороны - новый бюджет, вы его сейчас обсуждаете. И уже известно, что есть в том числе и поручение президента министру финансов, с одной стороны, увеличить расходы на безопасность, что, по-моему, всем очевидно и понятно, с другой стороны, сохранить баланс профицита, дефицита и так далее. Благородная цель России с ее здоровыми финансами, почему бы не попробовать продолжать нормальную, здоровую финансовую политику. Тем не менее, конкретный вопрос в рамках возможного, потому что статьи закрыты: какие ведомства сейчас, по вашему разумению, должны получить увеличение бюджетных ассигнований прежде всего из силового блока?

Владимир КАТРЕНКО: Бесспорно, это ФСБ, это Служба внешней разведки, это погранслужба, безусловно, это Министерство внутренних дел. Понятно, что на новых принципах должны финансироваться те части, которые принимают непосредственное участие в проведении контртеррористической операции, и те специалисты, которые для этой цели привлекаются.

ВЕДУЩИЙ: Части быстрого развертывания, назовем это так.

Владимир КАТРЕНКО: Да, именно так. Понятно, что необходимо сегодня восстанавливать, может быть, не в том виде, который пугал весь мир, который, может быть, держал в страхе нашу страну лет 20 назад, но то, что агентурная сеть должна восстанавливаться в разумных пределах - это тоже бесспорно. Я думаю, я ответил на ваш вопрос.

ВЕДУЩИЙ: Да, но, может быть, одно дополнение. Как вы думаете, основная часть этих новых бюджетных ассигнования должна пойти на закупку новой спецтехники и вообще решение технических вопросов или в этом бюджете уже можно решить все-таки вопрос о, если не радикальном, то значительном увеличении зарплат этих ведомств?

Владимир КАТРЕНКО: Я думаю, здесь должно быть разумное сочетание. Если в этом есть необходимость, то надо обновлять и техническую оснащенность наших частей, наших подразделений, наших служб, ну и, конечно же, материальная заинтересованность, она как была, так и остается если не главной, то ведущей.

Кроме того, я хотел бы сказать, тут готовится одно решение, сегодня я о нем не уполномочен говорить, считаю, что нам больше надо говорить о патриотизме, больше надо прилагать усилий к тому, чтобы была нормальная атмосфера в обществе по отношению к людям в форме, по отношению к тем, кто завтра готов защитить нас от пуль бандитов, по отношению к тем нашим традиционным ценностям, которыми всегда была богата Россия, - ее многонациональный, многоликий, в то же время разный, в то же время единый народ, те общие ценности, которые нас делают единым российским народом. И конечно же, надо жесточайшим образом пресекать желание или политиков, или экстремистов, или тех, кто сегодня способен влиять на умы, на умонастроения наших граждан, когда пытаются провести черту.

Вот меня лично, как представителя южного региона, фамилия характерная - Катренко, я в восьмом поколении русских людей, россиян, живу на Северном Кавказе, но будучи смуглым, с усами, вообще я на рязанского парня не был похож, и часто оскорбляло отношение, когда тебя начинают загонять в одну категорию.

И я представляю, какие чувства испытывает тот же самый осетин, тот же самый абазинец, тот же самый армянин, грек, дагестанец, а их там почти 50 национальностей, когда начинают, обобщая, говорить "лицо кавказской национальности". Здесь очень важно проходить вот эту трепетную грань, потому что сегодня основное большинство жителей юга России, а это и дагестанцы, это и кабардинцы, это и чеченцы, ингуши, осетины, армяне, греки, карачаевцы, черкесы, это люди, которые ориентированы на Россию, с гордостью себя называют россиянами.

Есть малая категория, которая хотела бы отколоть, которая этот раскол усиливает. Но против этой малой или очень, может быть, небольшой, но, к сожалению, набирающей обороты силы, мы видим, что вот эти новые угрозы возрастают. Если мы всем миром не поднимемся, если мы не будем строить свою политику на каких-то общечеловеческих, общероссийских ценностях, четко понимая, что мы в одной лодке, я боюсь, нам успеха не видать.

ВЕДУЩИЙ: В этой связи вопрос немножко параллельный, но вы об этом заговорили, тем более, вы уроженец Северного Кавказа. Как вы думаете, новое предложение президента по тому, чтобы губернаторы, главы регионов не выбирались на прямых выборах, а избирались через местные законодательные собрания, но по рекомендации президента, как это дело сработает в случае с зачастую достаточно хрупким балансом межэтнических интересов на Северном Кавказе?

Конкретный пример, чтобы не звучало это как теория. Есть так называемые бинарные республики - Кабардино-Балкария или Карачаево-Черкесия, где традиционно президентом по результатам выборов становился, естественно, представитель народа большинства и там уже в зависимости от политических обстоятельств пытались из меньшинства назначить премьер-министра и так далее. А вот теперь, когда предлагаться кандидат в главы администраций будет президентом, как удастся вот этот баланс выдержать, на ваш взгляд? Как это на Северном Кавказе сработает? С глубинными районами России все понятно более или менее, а вот национальные республики - это же в общем совершенно отдельная история.

Владимир КАТРЕНКО: Спасибо. Действительно, вопрос с одной стороны простой, а с другой стороны глобальный, и мне, конечно же, очень трудно на него отвечать, потому что я чувствую всю меру ответственности.

Я думаю, вы и наши уважаемые радиослушатели должны меня понять, что я не могу сегодня за всех своих коллег отвечать однозначно, потому что эта инициатива президента только озвучена и я ее не считаю новой. Все те, кто внимательно следят за деятельностью нашего президента, деятельностью федеральных органов власти на протяжение четырех последних лет, видят, что он неуклонно, последовательно проводит линию укрепления государственной власти, консолидации всех ветвей власти. И ничего удивительного лично для меня и ничего нового в этих инициативах не было. Он выразил своими устами то, что уже давно назрело в обществе.

Я, как человек, как политик, как гражданин, занимающий те или иные должности в течение последних 12-15 лет, - был директором крупного промышленного предприятия, был главой крупной администрации, был замом губернатора, занимался серьезными делами на федеральном уровне, был председателем комитета, как вы знаете, в прошлой Думе по энергетике, транспорту и связи, - абсолютно убежден, что озвученные президентом инициативы уже назрели для реализации в нашем обществе. И я думаю, что в процессе доработки этого закона или проработки этого закона в рамках Государственной Думы мы сможем найти вот эти оптимальные решения, рецепты, которые касаются в том числе и, как вы выразились, бинарных республик.

Есть опыт не только советской России, есть опыт не только новейшей России, есть опыт значительно более ранних периодов российской истории, и здесь очень важно не постесняться залезть в архивы, изучить опыт наших предков. Ведь именно на их плечах, через их сердце, через их душу проходили решения, которые позволили нам, нашим предкам одну шестую часть суши назвать гордо...

ВЕДУЩИЙ: Тогда Российской империей, сейчас Российской Федерацией. Ну смотрите, если уж к этому опыту возвращаться, опыт 19-го века показывает, что система работала не всегда плохо, если представителем центральной власти в северокавказских регионах были не местные уроженцы, а посланцы из центра, из глубинной России. Допускаете вы такой сценарий?

Владимир КАТРЕНКО: Я не исключаю такую возможность, тем более на основе собственного опыта, на основе моего ежедневного общения с представителями южного региона (у меня в группе как раз основное большинство моих земляков-южан). Если четыре-пять лет назад об этом, может быть, говорили в закрытых аудиториях или в закрытом кругу, то сегодня все чаще и чаще от тех же своих кунаков, друзей-дагестанцев, от своих коллег-политиков-ингушей, чеченцев, кабардинцев, все чаще это солидные люди, это люди, которые в свое время руководили крупными отраслями в республиках, некоторые руководили парламентами, были руководителями республик, и они, как правило, обычно обдумывают свои слова.

Так вот я последнее время все чаще и чаще слышу обеспокоенность, серьезную обеспокоенность тем, что, к сожалению, русскоязычное население вымывается из республик в силы разных причин. Очень многие склонны обвинять сегодня экстремистов или националистов по поводу того, что выдавливают русских. Да, эти процессы происходят, но где-то, наоборот, предпринимают меры для того, чтобы задержать. Мы не должны забывать, что есть объективные причины - это следствие демографического провала, когда не родились дети детей, не рожденных в годы войны. Мы знаем, что самые большие потери понесли именно представители русского народа. И вот я слышу обеспокоенность по поводу того, что если вот этот баланс будет и раньше нарушаться, ни к чему хорошему это не приведет. Звучат предложения из уст людей...

ВЕДУЩИЙ: Которые представляют как раз национальные меньшинства.

Владимир КАТРЕНКО: Да. Звучат предложения о том, что надо как-то этот баланс восстанавливать, надо его как-то разворачивать в обратном направлении, и искренне говорят, особенно в многонациональных республиках: вот я, как представитель того или иного рода, или тейпа, или национальности, встав во главе той или иной структуры, просто буду не совсем понят своими соотечественниками, если не начну подтягивать в команду именно представителей...

Ну, говорят откровенно, именно говорят с позиции озабоченности, общероссийской озабоченности, я хочу подчеркнуть. Другое дело, когда во главе этих процессов стоит миролюбивый, покладистый русский человек, естественно, с образованием, естественно, с опытом работы. Нет у русских вот этих качеств. Я не хочу тут сегодня опять же противопоставлять, но это звучит из уст моих земляков-северокавказцев. Видимо, проблема действительно заслуживает того, чтобы ее серьезно заняться, за что я им благодарен. И спасибо, что вы эту тему затронули, хотя я представляю, какие бурные дискуссии в процессе нашего обсуждения...

ВЕДУЩИЙ: Вполне вероятно, что не все ровно воспринимают то, что вы говорите.

Владимир КАТРЕНКО: Но я говорю то, что действительно происходит. И я подчеркиваю, что еще четыре-пять лет назад услышать такое из уст даже очень уважаемых моих земляков на общественной площадке было почти невозможно.

ВЕДУЩИЙ: Пусть действительно слушатели вдумаются в то, что мы сказали, а я пока подведу черту, в том смысле, что интересно, как маятник гуляет. В конце 80-х были разговоры о том, что вот, эти русские вторые секретари, надо возрождать то, се, пятое, десятое, а сейчас невольно возникает этот совершенно новый поворот общественной дискуссии.

Пожалуй, последнее, что я хотел сказать, это то, что мы, к сожалению, не успели за отведенное эфирное время обсудить усиление уголовной ответственности за преступления, связанные с терроризмом. Может быть, это будет действительно наша следующая встреча, особенно по итогам обсуждения в парламенте. У нас в гостях был вице-спикер Государственной Думы Владимир Катренко, который сейчас является председателем парламентской комиссии по Северному Кавказу, и должен сказать, что из многих передач под названием "Особое мнение", пожалуй, сегодняшняя, как никогда, отвечала своему названию. Спасибо вам.

Владимир КАТРЕНКО: Спасибо вам.

30.09.2004
http://www.katrenko.ru/publication/view.html?id=3509

Док. 333338
Перв. публик.: 30.09.04
Последн. ред.: 07.07.07
Число обращений: 310

  • Катренко Владимир Семенович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``